С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Работа с текстом на уроках русского языка "

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр
специального образования и развития
"Открытый мир"
г. Читы, Забайкальский край
2016 г.


 

Работа с текстом на уроках русского языка
 

    Работа с текстом на уроках русского языка является главной и эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи., формирования навыков орфографической зоркости.
      Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. В работе с текстом учитываются его специфические категории: смысловая завершенность, структурная целостность и коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность, разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность
      Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, составление синквейнов, кластеров к тексту, анализ текста. На уроках русского языка используются разные виды анализа текста : лингвистический, филологический, орфографический и пунктуационный, стилистический, коммуникативный.
     Работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка. Н. М. Шанский считает основной важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Лингвистический анализ является фундаментом литературоведческого и стилистического изучения художественного текста.
      Стилистический анализ текста учит детей определять стиль текста, сферу использования текста, функции речи (общение, сообщение, воздействие). При помощи стилистического анализа ребята устанавливают стилевые черты, характерные для данного стиля. Также они анализируют языковые средства (фонетические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические), благодаря которым текст приобрел названные стилевые черты. Делают вывод о принадлежности текста к определенному стилю.
      Тексты подбираются с учётом возрастных особенностей учащихся. Тематика текстов разнообразна, например, в 5 классе «Дождь», «Летняя гроза», «Река», «Черёмуха», «Цирк», «Осенняя пора», в 6 классе «Дорога к лесу», «Преображение природы», «Бабочка», «Степь», Сосновый бор», «Восход солнца», «Метель», в 7 классе «Облака», «Снежинки», Сказки», в 8 классе «Лето», «Б.Пастернак», «Верный друг», «Иван Фёдоров», в 9 классе «Левитан», «Суриков», «Тишина», «Лебедь», «Пришвин»,»Весна», «Живописцы», «Водяная мельница», «Байкал»
        Коллекция образцов художественных, публицистических текстов обогащает речь учащихся, развивает их творческие способности. Подборка заданий и вопросов для учащихся также разнообразна: выделение в тексте микротем, составление текста из отдельных предложений. Упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте, задания на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения; упражнения на выявление в тексте содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации — все эти виды упражнений помогут выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершенность. 
      Привожу примерные вопросы для аналитического наблюдения:
-Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
-Сформулируйте основную мысль текста.
-Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль.
-Из данных названий подберите то, которое точно выражает идею текста
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль?
-Выпишите метафоры из абзаца. С какой целью они сипользуются?
- Какие чувства выражены в предложении...?
Примерные грамматические задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2. Выпишите прилагательное с Н или страдатеьное причастие с НН
3.Выпишите предложение с причастным оборотом, с деепричастным оборотом, обособленным приложением, с однородными членами предложения.
4. Объсните лексическое значение слов, подберите синонимы к слову, подберите антонимы к слову. Творческие задания:
1. Написать сочинение по картине
2. Напишите сочинение по данному началу.
Утро. Подхожу к окну и … не узнаю улицы. Какое великолепие!
3. Написать сочинение на определённую тему:
«Мои впечаления о цирке»
«Мне нравится художник Левитан»
«Осень, осень....»
4. Написать изложение-миниатюру по тексту.
     Ззнания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение для преподавания русского языка. Такая работа позволяет учителю-словеснику научить детей читать и понимать текст, более правильно организовать работу по развитию речи, воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить им лингвистическое и эстетическое чутье. Таким образом, учитель сможет подготовить детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.

 

Источники:

1 Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.
2 Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989.
3 Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог, 1997.
4 Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003
5 Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста, - М., 2002.

 

 

 

 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Практично и актуально. Отличная статья для учителей по специальности "русский язык и литература".
Ольга Степанова, дата: 30.10.2016 в 6:14  
#2 Галина Георгиевна!Глубокая, продуманная, полезная методическая статья из опыта работы учителя. Считаю, что молодым специалистам и опытным учителям литературы будет интересно узнать о Ваших формах и методах организации работы с текстом.
Валентина Титова, дата: 02.11.2016 в 19:35  
#3 Галина Георгиевна, Ваша статья очень интересна и актуальна. Все знают, что с 2015 - 2016 учебного года в начальной школе проводятся выпускные проверочные работы (ВПР). Задания по русскому языку (тестовая часть), а также окружающему миру предполагают анализ текста. Возьму Ваши приемы на заметку.
Юлия Пасынок, дата: 03.11.2016 в 14:57  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ