Статья " Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании"
Светлана Трушина
20.06.2016
6796
4
Метапредметный подход в обучении
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании
Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным различными народами, формировать интерес к национальной культуре средствами музыкального искусства.
Интеграция регионального компонента в программу «Музыка» базируется на концепции взаимодействия федерального и регионального компонентов содержания образования. Объективными факторами, позволившими активизировать этот процесс стали законодательные и нормативные акты в области образования РФ. Установленный объем национально-регионального компонента в среднем составляет не менее 30%, в том числе и для образовательной области «Искусство».
На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».
Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ.
Национально-региональный компонент (НРК) в музыкальном воспитании является производной национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование народной музыки и песен, произведений композиторов, а также литературных произведений, авторов и фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия музыкальной культуры разных народов.
В использовании национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель ставит следующие цели:
1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях этноса, передать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры. Использование национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:
• патриотические и интернациональные - очевидно, что, приобщая учащихся к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание;
• социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;
• психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;
• экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.
В нашей школе в связи с изменением статуса школы, (казачья) с 2012 г помимо НРК в программы также включено использование краеведческого материала, в частности, и казачья тематика.
Приведу примеры некоторых тем по программе: «Музыка» и «Мировая художественная культура» с использованием НРК и краеведческого материала.
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах, как шумовых, так и звуковысотных. Внеклассная и внеурочная работа в школе могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.
Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что народной песне и музыке как уникальному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса, должное внимание в свое время уделяли такие видные деятели русской школьной музыкальной педагогики, как А.Л. Маслов, Н.Я. Брюсова, Г.С. Виноградова, В.Н. и СТ. Шацкие, Б.В. Асафьев, Н.П. Гродзенская, К.В. Головская, О.А. Апраксина, а также такие выдающиеся европейские композиторы и музыкально-общественные деятели, как Золтан Кодай и Карл Орф. Многие из них настаивали на введении в программы музыкального воспитания народных песен, рекомендовали использовать как можно больше самых лучших и ярких образцов народного наследия в целях воспитания молодого поколения на самобытном, близком и родном материале.
Источники:
1. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996.
2. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. - ISBN 5 -691 -00462 – X.
4. С. А. Лисицын Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3212/itemid,118
5.Пелагеина Е. В. Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
http://m.nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/15/vnedrenie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh-muzyki-i-vo
Интеграция регионального компонента в программу «Музыка» базируется на концепции взаимодействия федерального и регионального компонентов содержания образования. Объективными факторами, позволившими активизировать этот процесс стали законодательные и нормативные акты в области образования РФ. Установленный объем национально-регионального компонента в среднем составляет не менее 30%, в том числе и для образовательной области «Искусство».
На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».
Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ.
Национально-региональный компонент (НРК) в музыкальном воспитании является производной национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование народной музыки и песен, произведений композиторов, а также литературных произведений, авторов и фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия музыкальной культуры разных народов.
В использовании национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель ставит следующие цели:
1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях этноса, передать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры. Использование национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:
• патриотические и интернациональные - очевидно, что, приобщая учащихся к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание;
• социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;
• психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;
• экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.
В нашей школе в связи с изменением статуса школы, (казачья) с 2012 г помимо НРК в программы также включено использование краеведческого материала, в частности, и казачья тематика.
Приведу примеры некоторых тем по программе: «Музыка» и «Мировая художественная культура» с использованием НРК и краеведческого материала.
Класс | Темы по программе - "Музыка" |
Использование НРК и краеведческого материала |
1 | Что ты рано в гости, осень к нам пришла. | Характерные особенности и отличия осенней природы на просторах центральной части России от природы Забайкалья. Просмотр фото и репродукций |
1 | Ноги сами в пляс пустились. | Казачьи пляски. Особенности казачьих плясок. |
1 | Зимние игры. |
Зимние игры в Забайкалье и особенности казачьих игр. |
1 | Природа просыпается. | Природа Забайкалья. Фото, иллюстрации. |
2 | Озорные частушки | Частушки Забайкалья. Казачьи частушки |
2 | Зима: поэт-художник -композитор | Фото зимней природы Забайкалья. |
2 | Тембры -краски | Секреты изготовления старинных казачьих инструментов |
3 | Там русский дух… там Русью пахнет | Самобытной казачьей культуры в Забайкальском крае |
3 | Рождество Твое, Христе Боже наш... | «Приглашаем посмотреть на Рождество в Забайкалье» - видео |
3 | Колокольные звоны на Руси | Колокола в Храме Казанской иконы Божьей Матери в г. Чите (фото, видео) |
3 | Что такое патриотизм | Строевые казачьи песни |
3 | Прощай, Масленица | Фото проведения праздника Масленицы в с. Знаменка в разные годы |
Вечная память героям. День Победы | Встречи с ветеранами ВОВ с .Знаменка | |
4 | Россия – любимая наша страна… | Слушание гимна Забайкальского казачества |
4 | Москва! Как много в этом звуке… | Песни о Москве в исполнении фольклорных ансамблей Забайкалья |
4 | Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна | Песни о России и Родине в исполнении фольклорных ансамблей Забайкалья |
5 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. |
Видео – Песнопения в храмах Забайкалья |
6 | Искусство - память человечества | Оркестры в Забайкалье |
6 | Диалог метра и ритма | Метр и ритм в казачьих строевых песнях |
7 | Лирические образы в музыке | Лирические народные и казачьи песни |
7 | Такие разные танц и марши | Танцы казаков (слушание ,видео). Строевые казачьи песни. |
Класс | Темы по программе- "Мировая художественная культура" |
Использование НРК и краеведческого материала |
8 | Особенности храмового зодчества. Храмовая архитеектура | Кафедральный собор Казанской Иконы Божьей Матери в г. Чите. Свято-Восресенский собор. в г. Нерчинске |
8 | Древнерусская иконопись. | Иконы в храмах г. Читы и г. Нерчинска |
8 | Всякая душа празднику рада. | Старинные и современные праздники села Знаменка |
8 | Музыка в храме. | Видео – Песнопения в храмах Забайкалья |
9 | Понятие об архитектурных стилях | Архитектурные стили в Забайкальском крае |
9 | Виды архитектуры | Архитектурные строения г. Нерчинска. |
9 | Декоративно-прикладное искусство | Использование материалов школьного музея |
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах, как шумовых, так и звуковысотных. Внеклассная и внеурочная работа в школе могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.
Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что народной песне и музыке как уникальному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса, должное внимание в свое время уделяли такие видные деятели русской школьной музыкальной педагогики, как А.Л. Маслов, Н.Я. Брюсова, Г.С. Виноградова, В.Н. и СТ. Шацкие, Б.В. Асафьев, Н.П. Гродзенская, К.В. Головская, О.А. Апраксина, а также такие выдающиеся европейские композиторы и музыкально-общественные деятели, как Золтан Кодай и Карл Орф. Многие из них настаивали на введении в программы музыкального воспитания народных песен, рекомендовали использовать как можно больше самых лучших и ярких образцов народного наследия в целях воспитания молодого поколения на самобытном, близком и родном материале.
Источники:
1. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996.
2. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. - ISBN 5 -691 -00462 – X.
4. С. А. Лисицын Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3212/itemid,118
5.Пелагеина Е. В. Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
http://m.nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/15/vnedrenie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh-muzyki-i-vo
Другие статьи
- Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС
- Литературные экранизации из опыта работы "Отчет о проекте"
- Сплочение коллектива ( из опыта работы)
- Использование ИКТ технологий на уроках литературы
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- контрольная для взрослых
- Профилактика дорожно - транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди детей (из опыта работы)
- Я – учитель!
- Форма реализации и стиль ученического самоуправления
- Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Тема данного материала актуальна, бесспорно. Сейчас во всех регионах при составлении рабочих программ по любому предмету включение в них регионального компонента является обязательным требованием. Местный, региональный фольклор при преподавании музыки играет важнейшую роль в становлении личности, в формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, в воспитании подрастающего поколения. Светлана Юрьевна, ваша статья востребована не только для музыкантов-преподавателей, но и для всех предметников, ибо она содержит главные ключевые моменты процесса реализации регионального компонента в целом.
Ольга Степанова, дата: 21.08.2016 в 8:06
#2 Светлана Юрьевна, выбранная тема Вашей статьи вызывает Вам чувство уважения за патриотизм к предмету посредством включения РК. Соглашусь со словами Ольги Михайловны, что включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс любого учителя- предметника должно быть обязательным и составляющей частью календарно-тематического планирования. Только через воспитание любви и патриотизма к своему краю можно вызывать интерес к изучаемому предмету, а затем к своей Родине имя которой - РОССИЯ. Мне очень понравилась предложенная Вами система мероприятий, содержащая РНК, интересные темы, некоторые из них можно использовать и в воспитательной работе с учащимися ОВЗ. Самое что интересно, что дети с ОВЗ лучше и большим интересом воспринимают материал, содержание которого включает информацию о родном крае, малой Родине.
Наталья Чубаева, дата: 21.08.2016 в 10:15
#3 Огромное спасибо, коллеги, за ваши отзывы и комментарии к моей статье!
Светлана Трушина, дата: 21.08.2016 в 11:10
#4 В последнее время идеи музыкально-эстетического воспитания школьников посредством введения национально-регионального компонента получают свое дальнейшее развитие в исследованиях ученых различных регионов России. Тенденции развития национально-регионального образования заключаются в переосмыслении целей и задач национальной школы, поиске оптимального сочетания образовательных интересов государства и отдельного его региона, конкретной школы и каждого человека в соответствии с радикально изменившимися социально-экономическими, социокультурными и политическими условиями развития России.
Елена Перепелицина, дата: 21.08.2016 в 11:33
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.