Статья "Проблемы трудоустройства молодых специалистов"
Елена Сергеевна Хайсарова
12.11.2022
1285
0
Законодательство, правовые вопросы
Автор: учитель истории и обществознания
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск
Проблемы трудоустройства молодых специалистов
В процессе обучения большинство студентов вузов рассчитывают на предоставляемые высшим образованием долгосрочные выгоды. Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.
Во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести:
- недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;
- неопределенность трудовых и профессиональных интересов;
- социальная и психологическая нестабильность и другие.
Рассмотренные выше факторы в значительной степени определяют особенности поведения молодежи в сфере занятости: высокую мобильность и динамичность, специфическую структуру ее занятости (предпочтение частного сектора экономики). Многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании.
Как решить проблему занятости на старших курсах?
Существует несколько путей решения этого вопроса. Первый — это самостоятельный поиск работы.
Вторым способом, которым могут воспользоваться студенты, — это обращение в службу занятости вуза или агентства, которые занимаются специальными программами по трудоустройству выпускников.
Третий вариант для соискателей-студентов — это ярмарки вакансий или дни карьеры. Обычно они приурочены к получению выпускниками дипломов и проходят под эгидой служб занятости ведущих вузов страны. Интерес работодателей к ним растет с каждым годом.
Службы (центры) учебных заведений, занимающиеся проблемами трудоустройства молодых специалистов, как правило, работают по трем основным направлениям:
- получение информации или работа с массовой аудиторией (дни карьеры, информационные бюллетени и т.п.);
- работа с конкретными фирмами и факультетами (это может быть день фирмы или факультета);
- непосредственная работа с работодателем (сюда входит как поиск фирм, занимающихся трудоустройством выпускников, так и подготовка самих выпускников к собеседованию в компании).
Среди положительных моментов приема на работу студентов можно выделить следующие:
Как решить проблему занятости на старших курсах?
Существует несколько путей решения этого вопроса. Первый — это самостоятельный поиск работы.
Вторым способом, которым могут воспользоваться студенты, — это обращение в службу занятости вуза или агентства, которые занимаются специальными программами по трудоустройству выпускников.
Третий вариант для соискателей-студентов — это ярмарки вакансий или дни карьеры. Обычно они приурочены к получению выпускниками дипломов и проходят под эгидой служб занятости ведущих вузов страны. Интерес работодателей к ним растет с каждым годом.
Службы (центры) учебных заведений, занимающиеся проблемами трудоустройства молодых специалистов, как правило, работают по трем основным направлениям:
- получение информации или работа с массовой аудиторией (дни карьеры, информационные бюллетени и т.п.);
- работа с конкретными фирмами и факультетами (это может быть день фирмы или факультета);
- непосредственная работа с работодателем (сюда входит как поиск фирм, занимающихся трудоустройством выпускников, так и подготовка самих выпускников к собеседованию в компании).
Среди положительных моментов приема на работу студентов можно выделить следующие:
- отсутствие большинства стереотипов, присущих работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству, исследовательский интерес;
- социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального опыта и диплома делает молодых работников более гибкими);
- умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенностью работой, амбициями и т.д.), так и материальным — получить пусть даже и небольшие, но собственноручно заработанные деньги, делающие их самостоятельными и независимыми от родителей. Кроме того, студент ожидает, что став специалистом, он получит желаемое вознаграждение в перспективе, а, следовательно, пока можно согласиться и на меньшее;
- более высокая лояльность молодых специалистов, «воспитанных» внутри компании, и ориентированность на ее результаты по сравнению со специалистами, имеющими опыт работы и пришедшими с рынка труда.
Наряду с положительными моментами, конечно, существует ряд недостатков, которые иногда могут перевесить все преимущества. Среди них можно отметить следующие:
- студенты требуют к себе особого отношения и внимания. Кроме часто необходимого минимального дообучения, контроля на первом этапе, существует потребность в постоянной оценке процесса их работы, получаемого результата, индивидуального вклада, даже когда студент является участником общего дела;
- непредсказуемость результата сотрудничества со студентами (они могут уйти к конкурентам, просто уехать из страны);
- кризис окончания, когда происходит обострение проблем, связанных с новым статусом, условиями быта, когда изменяется и сама цель, требования к работе, а в отношении девушек-студентов — это еще и сложности, связанные с изменением семейного положения (появление забот о семье, рождение ребенка и т.д.);
- отстраненность студента и ощущение временного положения, отсутствие идентификации себя с компанией и, как следствие, — излишняя напряженность коллектива. В отношениях с коллективом также могут наметиться негативные тенденции, если студенту оказывается особое внимание (обучение, продвижение);
- недостаточное умение управлять собой и другими (взяв на себя слишком много, студент рискует не справиться, оставляя о себе впечатление как о безответственном работнике).
Чтобы избежать неприятных последствий при приеме на работу студентов или выпускников вузов, работодатели должны проводить довольно жесткий предварительный отбор для того, чтобы иметь правильное представление о профессиональной ориентированности, уровне подготовки и трудовом потенциале будущих работников. Для этого недостаточно просто собеседований или тестирования. Очень важно понять, как будущий сотрудник сможет влиться в коллектив, адаптироваться, и когда он начнет приносить пользу. Важно, чтобы предприятие принимало непосредственное участие в процессе формирования практической составляющей обучения. Весь этот комплекс представляет из себя программы работы с молодыми специалистами, которые разрабатываются компаниями с учетом отраслевых и региональных особенностей. В состав таких программ включаются:
- тестирование;
- изучение резюме и анкет;
- проведение деловых игр;
- решение ситуационных задач;
- составление планов практического обучения студентов и стажировок выпускников.
Для решения задач по трудоустройству молодых специалистов и временной занятости студентов целесообразно развивать деятельность по следующим направлениям:
1. Сбор, систематизация и анализ информации о потребности столичного региона в выпускаемых специалистах.
2. Формирование базы данных вакансий по специальностям проф. образования.
3. Формирование базы данных молодых специалистов.
4. Организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда.
5. Разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мероприятий, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости.
6. Проведение анкетирования среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам.
7. Заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов.
8. Организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов.
Очень важно, чтобы каждый из студентов вуза заранее подумал о том, где он будет работать, закончив обучение, чтобы как можно меньше студентов были вынуждены столкнуться с проблемами при трудоустройстве, чтобы были хорошо информированы о положении на рынке труда, социально адаптированы, имели хорошую правовую базу.
Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.
Литература:
1. Сбор, систематизация и анализ информации о потребности столичного региона в выпускаемых специалистах.
2. Формирование базы данных вакансий по специальностям проф. образования.
3. Формирование базы данных молодых специалистов.
4. Организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда.
5. Разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мероприятий, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости.
6. Проведение анкетирования среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам.
7. Заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов.
8. Организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов.
Очень важно, чтобы каждый из студентов вуза заранее подумал о том, где он будет работать, закончив обучение, чтобы как можно меньше студентов были вынуждены столкнуться с проблемами при трудоустройстве, чтобы были хорошо информированы о положении на рынке труда, социально адаптированы, имели хорошую правовую базу.
Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.
Литература:
- Журнал «Кадры предприятия» №3, 2003 год. «Проблемы трудоустройства молодых специалистов», Екомасов В.В.
- Журнал «Пчела» №47 (март-май 2005 год), «Занятость и трудоустройство молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой)», Александр Кострикин
- Журнал «Управление персоналом» № 13 2004 год, «Карьера молодого специалиста: взгляд вуза»
Другие статьи
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКЕ
- Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
- Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале
- Раздельное обучение мальчиков и девочек в Великобритании
- За что мы любим...
- Человек превыше всего
- Работа по распространению собственного педагогического опыта
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности
- Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.