С нами 17224 учителя, 7319 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Компоненты системы обучения аудированию школьников в дистанционном формате"

Ячменева Надежда Евгеньевна,
         учитель русского языка и литературы
         первой квалификационной категории
         ГОУ "Центр специального образования
         и развития "Открытый мир", г. Чита.

 

Компоненты системы обучения аудированию школьников в дистанционном формате
 

На сегодняшний день организация процесса обучения школьников претерпела значительные изменения. Введение жестких ограничений в условиях пандемии привело к повсеместному распространению образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Однако, если в традиционной очной форме обучения всем участникам образовательного процесса для необходимого усвоения знаний доступны в равной степени все виды речевой деятельности, то в дистанционном обучении часть вербальных средств общения зачастую становится недоступной. Особенность удаленного контакта учителя и обучающегося заключается часто в отсутствии зрительного контакта, а значит, невозможности использования на уроке невербальных средств общения. Обучающийся не имеет возможности отслеживать артикуляцию, жесты, мимику учителя, которые служат дополнительными источниками информации и помогают в более полном и качественном понимании информации. Основная нагрузка в восприятии учебной информации ложится на слуховое восприятие учебного материала. Залогом качественного освоения учебных дисциплин в этом случае становятся развитые у обучающегося аудитивные умения. На сегодняшний день вопрос обучения аудированию в методике преподавания рассмотрен недостаточно. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о необходимости разработки системы обучения аудированию школьников.

Обратимся к определению методической системы обучения. Однозначной трактовки понятия методической системы обучения на сегодняшний день не существует.

Так, Л.В. Занков [2] дает следующее определение методической системе обучения (МСО): «Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы».

Н.В. Кузьмина [4], А.М. Пышкало [6] и др. определяют методическую систему обучения как «структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения. Все составляющие методической системы обучения выступают в тесной взаимосвязи».

В.Г. Крысько [3] определяет методическую систему обучения как «упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников».

Все подходы к толкованию понятия методической системы обучения объединяются общей мыслью: методическая система обучения — это совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, задачи и содержание обучения и контроля; формы и средства обучения и контроля. Кроме того, современный этап разработки систем обучения предполагает определение базового(ых) подходов и принципов обучения, посредством которых реализуется подход.

Обратимся к основным компонентам методической системы обучения аудированию школьников в дистанционной форме. Рассмотрим цель, задачи, подходы, принципы и содержание МСО.

Целью обучения школьников аудированию в дистанционном формате является формирование на основе речеведческих знаний способов деятельности и умений, обеспечивающих аудитивную деятельность школьника в дистанционном обучении. В работах Черепановой Л.В. [9] подробнее рассмотрена организация обучения школьников аудированию на основе речеведческих понятий.

Исходя из цели выделим следующие задачи обучения аудированию:

    1. Сформировать речеведческие знания как ориентировочную основу аудитивной деятельности:

  • об аудировании как виде речевой деятельности;

  • об учебно-научном лингвистическом тексте как средстве формирования аудитивных умений;

    1. Формировать способы деятельности, обеспечивающие в дистанционном обучении:

  • аудитивную деятельность на каждой фазе и работу психофизиологических механизмов;

  • понимание учебно-научного лингвистического текста;

    1. Формировать устойчивую мотивацию к овладению аудитивными умениями как необходимым условием понимания учебно-научных лингвистических текстов в дистанционном обучении.

Ведущим для нас при разработке методической системы обучения аудированию является системно-деятельностный подход. Он предполагает, что обучение школьников аудированию происходит на каждом этапе школьного обучения, каждый этап направлен на решение определенных задач. Поэтапность реализации задач обеспечивает эффективность всего обучения школьников аудированию. Так, формирование аудитивных умений и способов действий невозможно без владения речеведческими знаниями, составляющими ориентировочную основу всей аудитивной деятельности. Системность в этом случае проявляется в формировании групп речеведческих знаний, на основе которых в ходе работы с учебно-научным лингвистическим текстом формируются аудитивные умения, а также устойчивая мотивация к овладению аудитивной деятельностью.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается системой дидактических принципов:

    1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся реализует учебную деятельность на уроках, в том числе через аудирование, которое, в свою очередь, является одним из видов речевой деятельности и осуществляется посредством восприятия и смысловой переработки информации на каждом этапе аудитивной деятельности (ориентировки и планирования, реализации и контроля);

    2. Принцип непрерывности заключается в том, что обучение аудированию происходит непрерывно на каждом этапе обучения, а также сопровождается последовательной работой по развитию психофизиологических механизмов (смыслового восприятия, сличения, осмысления, памяти и др.);

    3. Принцип целостности строится на понимании обучающимся целостности аудитивной деятельности, взаимосвязи фаз аудирования и работы соответствующих психофизиологических механизмов;

    4. Принцип минимакса заключается в возможности освоения обучающимся учебной информации на максимальном для него уровне. Реализация данного принципа при обучении аудированию будет заключаться в качественном отборе содержания и уровня сложности текстов для аудирования, а также многоуровневости заданий;

    5. Принцип психологической комфортности напрямую зависит от особенностей речи учителя, а также аудиоматериалов, предлагаемых обучающимся для прослушивания. На качество слухового восприятия в этом случае влияют комфортные для учащегося интонация, скорость, темп, тембр речи учителя, а также ее эмоциональная окрашенность.

Кроме того, важным фактором реализации принципа психологической комфортности в условиях дистанционного обучения является окружающая обучающегося учебная обстановка. Так, зачастую ученик, находясь в привычной обстановке класса, демонстрируя качественное усвоение учебной информации на слух, неожиданно с трудом воспринимает информацию, находясь за компьютером дома и не имея привычного школьного окружения;

    1. Принцип вариативности заключается в возможности подачи учебной информации в текстах разных функционально-смысловых типов речи, что обеспечивает различную полноту, глубину и отчетливость понимания;

    2. Принцип творчества предполагает возможность реализации результата понимания в различных творческих формах (сочинение, эссе, схемы, кроссворды, презентации и т.д.).

Рассмотрим также принципы обучения аудированию, предложенные А.А. Миролюбовым [5]. Помимо общедидактических (систематичности, сознательности, доступности и т.д.), общеметодических (например, взаимосвязному обучению всем видам РД), автор выделяет частнометодические принципы обучения аудированию:

    1. Аудирование должно выступать в качестве одной из целей обучения, наряду с говорением, чтением и письмом. В условиях перехода на дистанционную форму обучения данный принцип является ведущим.

    2. Обучение аудированию должно быть системным и регулярным. Реализация этого принципа ложится в основу применения системно-деятельностного подхода.

    3. Развитие в ходе школьного обучения всех видов аудирования (нерефлексивное/рефлексивное, репродуктивное/продуктивное и др. [8, с. 19 - 21]).

    4. Обучение аудированию во взаимосвзяи с другими видами речевой деятельности.

    5. Обеспечение строгого отбора текстов для аудирования в соответствии с целью и задачами обучения.

    6. Поэтапная работа с аудиотекстом (в соответствии с фазами аудирования [8, с. 7]).

    7. Осуществление школьниками самостоятельной работы, направленной на развитие аудитивных умений (домашняя работа, лабораторные, творческие задания).

    8. Широкое применение технических средств обучения и интернет технологий.

Стоит отметить также некоторые принципы дистанционного обучения, имеющие большое значение при разработке системы обучения аудированию школьников. Так, Андреев А.А [1, c. 27] выделяет следующие принципы:

    1. Приоритетности педагогического подхода. Суть принципа заключается в том, что проектирование системы дистанционного обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать;

    2. Педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. На первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг;

    3. Выбора содержания образования. Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ;

    4. Стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного начального набора знаний, умений, навыков;

    5. Соответствия технологий обучения, которые должны быть адекватны моделям ДО;

Совокупность предложенных принципов отвечает требованиям системно-деятельностного подхода и может быть скорректирована в создании методической системы обучения школьников аудированию в дистанцианном формате.

Обратимся к следующему компоненту методической системы - содержанию обучения аудированию школьников в дистанционном обучении.

Под содержанием обучения мы понимаем «совокупность знаний, умений и способов действий, направленных на достижение задач обучения» [7]. Аудитивная деятельность школьника направлена на восприятие и понимание учебно-научного лингвистического текста на уроках русского языка в дистанционном обучении. Черепановой Л.В. [10, с. 156] представлено содержание обучения аудированию на общепреметном и предметном уровне при обучении русскому языку.

Ориентировочную основу аудитивной деятельности составляют речеведческие знания об аудировании как виде РД, а именно:

  • о речевой деятельности, видах речевой деятельности: продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (аудирование и чтение), фазах речевой деятельности: ориентировки и планирования, реализации, контроля;

  • об аудировании как виде речевой деятельности;

  • о видах аудирования (рефлексивном, экспрессивном, эмпатийном ознакомительном, продуктивном, глобальном, детальном, глобально-детальном);

  • о целях аудирования (узнать новый материал, научиться выполнять какое-либо действие, узнать алгоритм действия, получить ответ на вопрос и т.д.).

Следующую группу речеведческих знаний составляют понятия об учебно- научном лингвистическом тексте как средстве формирования аудитивных умений. К данной группе относятся знания:

  • о научной речи (сфере применения, задачах, основных особенностях, типах речи);

  • об учебно-научном лингвистическом тексте как средстве обучения, его функциях.

В результате обучения школьник должен знать и понимать:

    1. Что такое речевая деятельность, этапы речевой деятельности, виды речевой деятельности;

    2. Что такое аудирование как вид речевой деятельности, какие виды аудирования существуют, какой вид аудирования необходимо использовать для достижения собственной аудитивной цели;

    3. Что такое научная речь, какие типы речи используются в научной речи;

    4. Что такое учебно-научный лингвистический текст;

    5. Почему учебно-научный лингвистический текст является средством овладения аудитивными умениями;

    6. С какой целью можно слушать учебно-научный лингвистический текст на уроке.

Взаимосвязанное функционирование всех компонентов методической системы обучения аудированию призвано обеспечить достижение цели и поставленных задач, что приведет к успешному владению школьниками аудитивными умениями. Таким образом, необходимость создания всех компонентов методической системы обучения школьников аудированию в дистанционном формате, включая инструментарий, представляет актуальную проблему современной лингводидактики.

 

Список литературы:

    1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО. - 1999. - 120с.

    2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики. - 1999. - С. 47–52.

    3. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М.: Владос-Пресс. - 2001. - с 369.

    4. Кузьмина Н.В.Понятие «педагогической системы» и критерии еѐ оценки //Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С.7-52

    5. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул. - 2010. - 464 с.

    6. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание д-ра пед. наук. М.: Академия пед. Наук, СССР. - 1975. - 60 с.

    7. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика. - 1989. - 320 с.

    8. Черепанова Л.В., Трофимова О.В. Обучение аудированию на уроках русского языка: учеб. -метод. Пособие / Л.В. Черепанова, О. В. Трофимова; Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. - Чита. - 2012. – С. 19 — 21.

    9. Черепанова Л.В. Обучение аудированию на основе речеведческих понятий / Русская словесность. М.: Школьная пресса. - 2008. - С. 47 — 52.

    10. Черепанова Л.В., Ячменева Н.Е. Проблема обучения аудированию школьников на уроках русского языка: состояние и перспективы / Ученые записки Забайкальского государственного университета. - Чита. - 2018. - С. 156-157.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ