Статья "Описание опыта сотрудничества школьного музея МБОУ СОШ №21 и «Союза новоземельцев города Шарьи» по организации патриотического воспитания школьников"
Волкова Елена Александровна
учитель изобразительного искусства,
руководитель школьного музея
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ №21 город Шарья
Костромская область
Описание опыта сотрудничества
школьного музея МБОУ СОШ №21 и «Союза новоземельцев города Шарьи» по организации патриотического воспитания школьников
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую связывается с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях», писал Н.М. Карамзин.
Понятия патриотизма рассматривается как центральная категория практически всеми институтами общества. История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает усиление интеграционных процессов в современном сообществе, актуализируются задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.
Нужно заметить, что система патриотического воспитания существовала в России на всех этапах её развития. В дореволюционной России существовали образовательные учреждения, позволяющие эффективно решать задачи патриотического воспитания. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы: воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений; ДОСААФ СССР; Суворовские и Нахимовские военные училища; молодежные военно-патриотические объединения и клубы. Современная российская система патриотического воспитания, в лице государственных и негосударственных организаций, представляет собой результат эволюции исторических форм патриотического воспитания, существовавших в нашей стране. В последнее время общество более активно формирует гражданские институты саморегуляции, такие как Общественная палата РФ.
Общественная палата РФ успешно решает такие вопросы как: межнациональные отношения, развитие толерантности - одна из наиболее актуальных тем российского общества, вопросы защиты социальных прав граждан, общественная дипломатия и развитие отношений с институтами гражданского общества на международном уровне и др. [5].
Учитывая все вышесказанное, осознав тенденцию общества к формированию общественных институтов, МБОУ СОШ №21 установила взаимовыгодное сотрудничество с общественной организацией «Союзом новоземельцев города Шарьи». Мы рассматриваем взаимодействие с военными моряками, как восстановление недостающего звена в современной школе, где явно имеет место дефицит мужского позитивного примера, кроме того еще основоположник российской школы педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Отвлечённые идеи, не имеющие связи с национальной почвой, не обладают силой» [7].
У России немало славных побед и великих свершений, но слава русского оружия, беспримерные подвиги наших воинов занимают в истории особое место. Наш воин – это в первую очередь патриот и освободитель, за плечами которого неисчислимые примеры героизма предков, отстаивавших Россию от бесчисленных притязаний внешнего врага. Беззаветное служение Отечеству, своему народу, безграничная вера в праведность своего дела – одна из граней той самой “загадки славянской души”. Военно-морской флот – гордость любой уважающей себя страны [2]. Всё это не отвлечённые идеи, а исторически сложившиеся достоинства, которые необходимо использовать в практике педагогической работы.
Опыт и знания, мужество и благородство военных моряков станут надежным фундаментом в воспитании подрастающего поколения. Шарьинское отделение общественной организации «Московского межрегионального союза новоземельцев» было создано по инициативе мичмана медицинской службы запаса Кокоулина Юрия Витальевича. Пять лет назад на страницах газеты «Ветлужский края» Юрий Витальевич выступил с предложением создать общественную организацию, объединяющую военнослужащих, проходивших службу на острове Новая Земля. Люди откликнулись и один за другим начали поступать отзывы, образовываться контакты, были собраны адреса новоземельцев города Шарьи и района, проведено учредительное собрание, в марте 2014 года организация была образована.
Организация объединяет не только военнослужащих, проходивших службу на Новой земле, но и военных моряков, служивших на подводных лодках и кораблях военно - морского флота Советского Союза и РФ. Организацией руководит Совет, в составе которого: председатель - Кокоулин Юрий Витальевич и заместитель - Ушаков Анатолий Александрович. Согласно Уставу, членом организации может стать каждый гражданин РФ, желающий послужить на благо организации и согласный с уставом союза.
Целью создания и деятельности Союза является объединение граждан РФ, участвовавших в испытаниях ядерного оружия на Новоземельском полигоне, проживавших и проживающих на Новой Земле, участвовавших в научно-исследовательских экспедициях в районе Новой Земли, а также граждан желающих лично оказывать всестороннюю помощь развитию Новой Земли, интересам новоземельцев и ветеранов Новой Земли.
Деятельность Союза направлена на: всемерное способствование укреплению мощи Российского государства, утверждение достоинства его граждан, повышение правовой и социальной защиты новоземельцев; на оказание всесторонней помощи ветеранам- новоземельцам и членам их семей; на решение проблем безопасности и защиты людей в чрезвычайных ситуациях; на сохранение и развитие материальных и природных ценностей, исторических памятников и культурных традиций Новой Земли; на воспитание у молодежи мужества, верности долгу, на примерах многих поколений популярных исследователей, испытателей ядерного оружия и воинов Заполярья [3].
Шарьинское отделение общества уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения граждан РФ в духе патриотизма, уважения своей Родины на основе изучения исторического опыта прошлого.
Совместная деятельность школьного музея и новоземельцев заключается в проведение торжественных мероприятий, где учащиеся получают информацию о прошлом страны из первоисточника, где им демонстрируются примеры героического поведения, силы духа и выправки солдат в условиях мирного времени; в организации классных часов, лекториев, «открытых столов», где ученики и новоземельцы имеют возможность прямого общения.
17 сентября 2014 года отмечалось 60–летие со дня создания Центрального ядерного полигона на Новой Земле. В этот день на улице Щербакова состоялось открытие памятной доски участнику ядерных испытаний на Новой Земле Зайцеву Владимиру Алексеевичу. Вторая часть мероприятия, уже по традиции, прошла в школе. Присутствовали представители прессы, руководящие работники города, коллеги – железнодорожники. Новоземельцы подарили школе Андреевский флаг.
Позитивное общение оказывает плодотворное влияние на обе стороны, участвующие в диалоге. Новоземельцы учат школьников быть внимательными, организованными; учителям передают своё спокойствие и обстоятельность, школа же щедро делится непосредственностью и энергией. Встречи всегда удаются, подвигает к размышлениям, оставляют приятные воспоминания.
Одним из таких ярких моментов стал факт посмертного принятия в ряды общественной организации советского и российского учёного-физика, специалиста в области ядерной физики Смирнова Юрия Николаевича [6].
Для России характерно, что большинство активно действующих творческих работников - уроженцы глубинки, которые успешно «завоевывают» столицы. Один из таких примеров - научная биография доктора физико-математических наук, лауреата Ленинской премии, главного научного сотрудника Юрия Николаевича Смирнова [1]. Членский билет которого передан на хранение в школьный музей.
В августе 2014 года в деревне Козлово был торжественно открыт памятник Смирнову Юрию Николаевичу и его родителям. На стеле высечена надпись: «Один из создателей ядерного щита страны». Для участия в открытии памятника в наш город приезжал сын Юрия Николаевича – Сергей, присутствовали родственники ученого, директор школы, учителя, учащиеся.
Новоземельцы активно помогают школе в обеспечении её морской военной формой, которая необходима для проведения военизированных парадов юнармейцев в День Победы 9 мая, для проведения уроков истории, ОБЖ, изобразительного искусства и внеклассных мероприятий.
Председатель союза Кокоулин Юрий Витальевич - человек серьёзный и пунктуальный. После увольнения в запас он более пяти лет работал сотрудником выездного отделения скорой медицинской помощи города Шарья, в настоящий период времени Юрий Витальевич – врач – инфекционист Шарьинской ЦРБ, человек знающий и инициативный.
По прошествии года совместной деятельности школьного музея и военных моряков школа убедилась в правильности выбора социального партнера. Подводить итоги пока преждевременно, они будут видны позже, когда наши ученики проявят себя патриотами своей школы, города, страны.
Мы имеем обширные планы, которые непременно будут реализованы.
Список использованных Интернет ресурсов
- Двенадцать фактов о ядерном полигоне на Новой Земле. Интернет-источник https://rg.ru/2013/09/17/bomba-site.html
- М. Шкуркин: П.Н. Черкасов «Смертью запечатлел свой подвиг». Интернет-источник http://www.pravda-nn.ru/archive/number:429/article:6413/
- Организация МОО Новоземельцев "Московский Союз новоземельцев" Интернет-источник http://www.list-org.com/company/4504213
- Новая Земля. Интернет-источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_Земля
- Общественная палата РФ. Интернет-источник https://www.oprf.ru/ru/1449/2133/
- Смирнов Юрий Николаевич. Интернет-источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирнов,_Юрий_Николаевич_(физик)
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Интернет-источник http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0050.shtml
[1] Юрий Николаевич родился в деревне Кривячка в мае 1937 года. В конце июня 1950 года семья переезжает в Шарью. Юрий Николаевич четыре года учился в железнодорожной школы №21 города Шарьи.
«Именно здесь я получил настолько основательные знания, что, переехав в Ригу, "ходил" в самых приметных учениках», вспоминал Юрий Николаевич.
Из Шарьи летом 54 года мы переехали в Ригу. Юрий Николаевич поступает в Ленинградский университет на физический факультет. Юрий Николаевич в качестве молодого специалиста оказался во ВНИИЭФ где разрабатывалось и совершенствовалось советское ядерное оружие.
Научный коллектив теоритических отделов ВНИИЭФ был своеобразным мозговым центром, влиявшим на техническую политику не только института, но всего Советского Союза.
Научная судьба ведущего научного сотрудника Российского научного центра «Курчатовский институт» Юрия Николаевича сложилась так, что ему довелось участвовать в самых разнообразных научно - технических мероприятиях, сотрудничать с такими корифеями нашей науки как академики: Юлий Борисович Харитон, Яков Борисович Зельдович, Андрей Дмитриевич Сахаров [9].
- Коррекционно-развивающая среда группы продлённого дня, осуществляющую внеурочную деятельность с ограниченными возможностями здоровья на примере специального (коррекционного) образовательного учреждения МОУ «С(К)ОШИ» №4
- Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
- Самообразование преподавателя – путь к повышению профессионального мастерства
- Игровые технологии на уроке музыки
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Совершенствование образовательных программ профессиональных образовательных учреждений
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня
- Моя любимая работа или Мастерская чудес
- «Дети дождя», или что такое детский аутизм?
- Социальная успешность и её источники