Статья "Молодежная научно-социальная программа «Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития"
Надежда Юрьевна Чихачёва
11.07.2015
2611
4
Компетентностный подход в обучении
Чихачёва Надежда Юрьевна
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №1 г.Покров,
Петушинский район,
Владимирская область
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №1 г.Покров,
Петушинский район,
Владимирская область
Молодежная научно-социальная программа
«Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития
С 1998г. в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана работает раздел «Шаг в будущее, Москва» Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников « Шаг в будущее», организаторами которого являются Правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Департамент образования г. Москвы. С 2009г. программе придан статус Всероссийской олимпиады школьников.
Основной задачей программы является поддержка интеллектуального творчества молодежи, организация сотрудничества исследователей и ученых разных поколений, эффективное вовлечение молодых людей в сферу инженерного творчества, создание специальных условий в стенах МГТУ им.Н.Э. Баумана для воспитания профессионально ориентированной, склонной к научной работе интеллектуальной молодежи.
В ежегодных головных конференциях молодых исследователей МГТУ им. Н.Э. Баумана участвуют 450 учебных заведений г. Москвы , 169 учебных заведений Московской области и более 10 учебных заведений других регионов.
В настоящее время при активной поддержке Орехово-Зуевских филиалов ИНЭП, РОСНОУ, и МГТУ «МАМИ» программа «Шаг в будущее, Москва» интенсивно развивается через систему ежегодных региональных научных форумов « Шаг в будущее, Орехово-Зуевский район», « Шаг в будущее, Петушинский район», « Шаг в будущее, Покров» и др., которые служат подготовительным этапом для головных конференций в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Используя официальные сборники аннотаций, сборники лучших работ и программы, проанализируем количество участников по секциям головных конференций «Шаг в будущее, Москва» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. За объект анализа примем конференции устойчивого периода развития программы 2002-2005г.г., а также 2008г. Статистические результаты приведены в таблице 1 . Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: наибольшее количество участников наблюдается в секциях « Информатика, системы управления и безопасности» и «Машиностроительные технологии», что связано с популярностью и востребованностью соответствующих специальностей; минимальное количество участников наблюдается в секции «Фундаментальные науки », что связано как с традиционными трудностями освоения данных предметов в школе, а также сложностью подготовки соответствующих научно- исследовательских работ учащимися МОУ- муниципальных образовательных учреждений ( школ, гимназий и лицеев ).
Таблица1. Статистический анализ количества участников конференций
молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».
молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».
№ | Секция конференции | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2008 | 20013г |
1 | Образовательные- реабилитационные технологии для инвалидов | 6 | 12 | 17 | 22 | 13 | 13 |
2 | Машиностраительные технологии | 55 | 66 | 82 | 85 | 57 | 80 |
3 | Информатика, системы управления и безопасности | 94 | 128 | 156 | 133 | 158 | 346 |
4 | Радиоэлектроника | 10 | 26 | 22 | 30 | 27 | 85 |
5 | Биомедицинская техника | 11 | 12 | 15 | 14 | 17 | 87 |
6 | Специальное машиностроение | 10 | 17 | 24 | 23 | 23 | 78 |
7 | Энергетика и экология | 20 | 20 | 25 | 30 | 37 | 152 |
8 | Робототехника, комплексная автоматизация и механика | 14 | 13 | 21 | 18 | 22 | 152 |
9 | Инжинерный бизнес и менеджмент | 15 | 19 | 19 | 22 | 35 | 144 |
10 | Фундаментальные науки(фундаментальная и прикладная математика, техническая физика) | 8 | 10 | 19 | 13 | 13 | 163 |
11 | Конструкторская секция(введена с 2004г.) | - | - | 19 | 38 | 44 | 41 |
Следует отметить, что большинство специальностей современной Высшей школы базируется на достижениях фундаментальных наук, и в первую очередь, физики и математики. Кроме того, большинство научных работ учащихся МОУ по секциям конференций «Шаг в будущее, Москва» аналогично требуют физико-математического аппарата.
Таким образом, для повышения эффективности инновационного учебного процесса в МОУ разного статуса, а также для качественно-количественного роста научных работ учащихся по циклу физико-математических дисциплин необходима разработка системы организационных методик, включая соответствующую подготовку научных руководителей, которыми должны быть учителя, а не преподаватели и сотрудники ВУЗов [3].
В качестве перспектив развития программы «Шаг в будущее, Москва» следует отметить: широкое привлечение к участию на региональном и межрегиональном уровне филиалов государственных и негосударственных ВУЗов; научно-методическое обобщение учителями МОУ опыта исследовательской работы с учащимися в виде подготовки и защиты первыми соответствующих диссертационных работ, существенно обогащающих педагогическую теорию и практику в условиях приоритетных национальных проектов «Образование», «Наша новая школа», «Селигер», «Сколково» максимальное использование в качестве научной тематики работ учащимися МОУ проблематики местных промышленных предприятий, организаций и учреждений различной формы собственности и сферы деятельности [2].
Обобщая многолетний опыт работы МОУ г. Москва ,Московской области, Петушинского района и г. Покрова Владимирской области по программе «Шаг в будущее, Москва» можно отметить следующие элементы эффективности:
-повышение заинтересованности детей в учебе;
-повышение роли ученического самоуправления через функционирование научного общества учащихся МОУ;
-формирований компетенций учащихся;
- более тесное соединение интересов МОУ, семьи и общества;
- более широкие возможности для решения воспитательных задач.
Таким образом, мониторинг участников головных конференций МГТУ им. Баумана позволяет сделать однозначный вывод о уровне физико - математического образования в школах г. Москвы и московской области, а также наметить систему мер улучшения существующего критического положения. Подводя общие итоги, одними из таких кардинальных мер будут являться принятые недавно Министерством образования и науки РФ «Программа совершенствования физико - математического образования в школе» и «Федеральная программа реорганизанизации педагогического образования в России на 2014 - 2020 годы» в целом.
Дополнительно программа «Шаг в будущее, Москва» является действенной формой высококачественной довузовской подготовки школьников и широким полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу. Целям совершенствования инновационной деятельности по направлению «организация науки в школе» в рамках приоритетных национальных проектов будет служить открытый в 2009г. Орехово-Зуевский молодежный научный центр МГТУ им. Н.Э. Баумана (научный руководитель-академик РАН А.И. Леонтьев).
Библиографический список.
1.Сборники аннотаций научно –исследовательских работ участников конференций молодых исследователей «Шаг в будущее, Москва».-М: МГТУ им. Н,Э,Баумана,2002-20013г.г.
2. Чихачева Н.Ю. Научные основы и физические принципы «систем искусственного технологического интеллекта « Электронный сборник трудов Первой всероссийской конференции молодых ученых «Будущее машиностроения России». Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 25-27 ноября 2008г., ФГУП НТЦ «Информцентр» РФ, рег. №0320802311.
3. Чихачева Н.Ю. Статистический анализ участников научных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее»//Материалы всероссийской научной конференции « Наука- школе: новые тенденции в образовании». Москва , МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 октября 2010г. Электронный сборник трудов: http: // www. school. awse. ru.
4.Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников "Шаг в будущее" http:// www. step-into-the-future.ru
Другие статьи
- Моя формула успеха
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
- Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
- Ведущие виды деятельности учителя в современном мире
- Новые возможности презентации в PowerPoint или PowerPoint на 100%
- Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
- Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Раздельное обучение мальчиков и девочек в Великобритании
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Популяризация научного метода познания среди молодежи и школьников, создание предпосылок для формирования научного сообщества будущего, обобщение опыта творчески работающих педагогов, формирование делегаций молодых исследователей для участия во Всероссийском форуме научной молодежи-это очень интересно, здорово, и,что это форма высококачественной довузовской подготовки школьников с широким полем для развития вузовской науки на долгосрочную перспективу.Однако, всё это не про нас и не о нас, крымчанах, хотя, лет 10-12 назад у нас был тесный круг общения с преподавателями МФТИ, наши дети участвовали в олимпиадах, а выпускники успешно сдавали вступительные экзамены.
Валентина Титова, дата: 11.07.2015 в 12:53
#2 Все что происходит в педагогике на долгосрочную перспективу.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 11.07.2015 в 12:59
#3 Как замечательно, что есть такая программа, которая занимается подготовкой учеников в ВУЗы! Но самое главное: школьники уже со школьной скамьи учатся вести исследовательскую работу под руководством ученых ведущих Университетов.
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 11.07.2015 в 22:08
#4 Надежда Юрьевна, Вы проводите серьезную исследовательскую работу в рамках этой программы. Это видно из Ваших печатных трудов, например, "Статистический анализ участников научных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее»//Материалы всероссийской научной конференции « Наука- школе: новые тенденции в образовании». Это не часто встречается в школах.
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 11.07.2015 в 22:10
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.