С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеклассную работу по предмету (школьную газету) (Из опыта работы)"
Соловьева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ СОШ №21 городского округа город Шарья
Костромской области
 
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеклассную работу по предмету (школьную газету)
Из опыта работы
 
     Сегодня социум заявляет определенные требования к молодым людям – выпускникам школ и вузов: предприимчивость, активная жизненная позиция, креативность, умение планировать свою деятельность, адекватно оценивать себя и других, свои и чужие идеи… То есть требуются развитые ключевые (метапредметные, межпредметные) компетенции.Сам термин «ключевые компетенции» (кеу skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

     Любое современное учебное или воспитательное занятие, таким образом, должен быть направлено не только на развитие предметных, но и на формирование ключевых компетенций:

1)ценностно-смысловых,
2)общекультурных,
3)учебно-познавательных,
4)информационных,
5)коммуникативных,
6)социально-трудовых,
7)компетенций личностного самосовершенствования
      К необходимости формирования и развития ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы я пришла через анализ своей внеклассной работы – разновозрастного ДО «Школьные ОКна-21». Наша деятельность не сводится только к выпуску школьной газеты: я сразу поняла, что интерес к журналистской деятельности в ее широком понимании (корреспондентская работа, создание текстов в жанрах журналистики, верстка, работа над дизайном) не поддержится только изданием ежемесячной газеты. Дети должны понимать, какими должны быть их результаты, в том числе и газета, чтобы работа не превратилась в рутину, чтобы тексты не стали отпиской, а некачественный номер не объяснялся бы отговоркой: «Но ведь выпустили же?» На помощь пришли различные конкурсы. Сначала участвовали с газетой. Чередование успеха и провала подстегивало: раз мы в одном конкурсе были первыми, почему в этом не в победителях?! Анализировали чужие работы, планировали свою, чтобы учесть собственные ошибки. Стала отыскивать конкурсы, где можно было детям индивидуально проявить свой литературный или журналистский талант, старалась определить, кому что лучше подойдет. Очные конкурсы дают самый большой опыт, хотя они затратны по времени, финансам и держат в постоянном напряжении. Они открыли нам мастер-классы, где мы получили и знания, и опыт, где приобрели новых друзей-коллег.
       Участвуя в конкурсах, дети раньше своих сверстников знакомятся с разными жанрами сочинений: эссе, рецензия, отзыв, очерк, аналитическая статья, а темы конкурсов заставляют изучать русскую и зарубежную литературу, обращаться к истории и культуре своей страны и региона, формируют новый взгляд на привычные события.
       Не стоит забывать, что каждый выпуск газеты – это проект, а некоторые задания юнкоров носят исследовательский характер: чтобы написать статью об известном выпускнике школы довоенного или военного времени, следует не только поработать в архивах школьного музея, но и встретиться с людьми, знавшими героя материала, проработать материалы центральных газет, писавших о нем…

    Этим летом профильный отряд журналистов занимался исследованиями с ГлобалЛаб: мы познакомились с физиологическим очерком, писали его, изучая объекты Шарьи; единственные в области отправились в Гуманитарную экспедицию по 4 маршрутам: «В гостях у сказки», «Вежливый охотник» (пословицы), «Книжка с картинками», «Город на ладони». Творческий отчет команды, работавшей по маршруту «Город на ладони», признан лучшим и отмечен дипломом победителя и призами.
      Редакция «ШОКа» - дружный коллектив, у которого уже есть своя история (нам 9 лет), где старшие юнкоры и уже выпускники учат и поддерживают младших, а те, в свою очередь, с уважением и любовью относятся к своим наставникам.
     Периодически юнкоры публикуются в «Ветлужском крае». Приобретенным опытом делятся на апрельских мастер-классах.
      Две девушки своей профессией выбрали журналистику.
      Таким образом, внеклассная работа формирует все ключевые компетенции подростков.
     Наблюдая за развитием своих юнкоров, я отметила их рост и как учеников: сочинение на любую тему они пишут легче и интереснее, чем сверстники. А это становится особенно актуальным сейчас, когда в 11 классе допуском к ЕГЭ является сочинение по литературе: для того чтобы сочинение могло принести дополнительный балл в творческом вузе, при его написании необходимо проявить креативность.
     Кроме того, хорошее знание литературы, широкий кругозор, отсутствие боязни перед сочинением дают хороший результат на ЕГЭ по литературе.
Опыт формирования ключевых компетенций во внеклассной работе я реализую и на уроках русского языка и литературы.
    Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
    Ценностно-смысловые ориентиры начинают определяться в начале каждого урока, когда учитель побуждает учащихся задуматься над необходимостью чтения, анализа эпизода или поступков героев художественного произведения, выполнения задания, необходимости получения информации  и т.п. В течение всего занятия педагог направляет детей на осмысление выполненного задания и проведения параллели его с реальной жизнью: «Где нам пригодится умение писать заявление? Составлять план? Чье мнение из героев для вас ближе и почему? Поступок какого героя заслуживает уважения? Как бы вы поступили в подобной ситуации?»
Общекультурные компетенции. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
     Как мы формируем эти компетенции? На уроках развития речи и литературы используем в качестве наглядного пособия репродукции картин (теперь нам на помощь пришел мультимедийный проектор), для создания определенного настроения или дополнением к картине включаем музыкальный фрагмент. Во время работы с художественным текстом учитель попутно обращает внимание учащихся на историческую эпоху, когда было создано произведение или происходят описываемые в нем события, знакомит с ее культурой и традициями. Так мы обращаем внимание на значения слов «служить», «служба» (вместо «работа»), «жалование» (а не «зарплата»), при чтении учащиеся уже не смеются над словами «мужик», «баба», «девка», понимая их значение относительно исторической эпохи, о которой идет повествование или в которую происходят описываемые автором события.
     На уроках мы постоянно обращаемся к образцовым текстам, обращая внимание учащихся на авторский стиль, используемую им лексику, обороты речи, обсуждаем языковые средства на фонетическом и синтаксическом уровнях (это уже и лингвистическая компетенция).
Изучение регионального компонента по литературе, использование и на уроках русского языка качественных произведений костромских авторов (например, при обучении отзыву и рецензии даю тексты В. Пашина) или текстов, рассказывающих об истории Костромской области и ее людях, приобщает учащихся к истории и культуре родного края, воспитывает гордость за свою малую родину.
    Общекультурные компетенции воспитывают и упражнения, связанные с этикетом (например, при изучении темы «Диалог» знакомимся с этикетом общения по телефону с помощью программы «Уроки хороших манер» телеканала «Бибигон» и разыгрываем сценки «Диалог по телефону»).
    Одновременно с формированием общекультурной и ценностно-смысловой компетенций развивается лингвистическая (учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык»): учащиеся с помощью толкового или этимологического словарей узнают значения устаревших и иноязычных слов, активно используют их во время беседы или пересказа, пополняя свой лексический запас. Стимулировать познавательную лингвистическую активность возможно различными заданиями (индивидуальными или групповыми, урочными или домашними): отыскать в тексте художественного произведения незнакомые слова, узнать их значения, составить тест или кроссворд. Кроме того, в учебниках-хрестоматиях под редакцией В.Я. Коровиной имеются задания под рубрикой «Развиваем свою речь», например: «Постарайтесь пересказать текст статьи, активно привлекая лексику древнерусской литературы» или «Как бы сказали герои древнерусской литературы вместо следующих выражений?» Примерно к концу I полугодия 5 класса обучающиеся, читая новое произведение, уже автоматически акцентируют внимание на незнакомых словах, самостоятельно отыскивают их значения в словаре. Это необходимо подросткам и для самоутверждения: в этом возрасте активно проявляется желание продемонстрировать свою компетентность перед одноклассниками и учителем, заслужить одобрение, похвалу.
     Учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
       Для актуализации этой компетенции в начале урока как правило учитель создает для учащихся ситуацию учебного затруднения или использует прием «яркое пятно».
     Изучая русский язык, предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме, создавая различные игровые ситуации (например, «Найдите лишнее»), лингвистический эксперимент
Сюда же относятся и задания, развивающие лингвистическую компетенцию (например, будут ли однокоренными слова «бык» и «пчела»?).
        В учебниках-хрестоматиях под редакцией В.Я. Коровиной практически к каждой теме предлагается для учащихся творческий мини-проект: подготовить и провести в классе праздник календарно-обрядовых песен; конкурс на лучшего чтеца; конкурс на лучшее знание поговорок и верное их толкование; вечер, посвященный басням; читательскую конференцию с заключением ее инсценировкой эпизодов прочитанных произведений; выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа»... Учитель может предложить учащимися подготовить и свой учебный проект. В любом случае по окончании проекта необходима рефлексия. В зависимости от уровня подготовленности класса и учебной мотивации учащихся уже с 5 класса возможно предложить исследовательский проект. Придет на помощь и «ГлобалЛаб»: здесь представлены готовые идеи для проектов и исследований, причем на интегрированном уровне (литература – русский язык – история - искусство).
        Как показывает практика, учащиеся 5-6 классов с большим удовольствием выбирают групповой проект: это менее трудоемко при правильном распределении обязанностей, есть возможность посоветоваться и получить подсказку. Выполнение подобных заданий, несомненно, стимулирует творческую активность учащихся и формирование учебно-познавательной компетенции: дети учатся ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего проекта или исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
      Именно групповые формы работы по предмету на уроке и во внеурочное время развивают у подростков коммуникативную компетенцию. Мне как учителю приходится постоянно сталкиваться с проблемой неумения учащихся общаться со сверстниками. Одно из требований нашего времени, предъявляемых человеку, - умение работать в команде вне зависимости от собственных симпатий, поэтому на своих уроках я чаще всего использую работу в «случайных группах». Как правило, на уроке литературы таким образом мы создаем творческий мини-проект (например, в течение 10 минут следует подготовить инсценировку сказки, или басни, или эпизода) или анализируем лирическое стихотворение, эпизод прозаического произведения, пишем его сценарий...
       Одновременно развиваются коммуникативная и информационная компетенции учащихся во время защиты проекта и результатов индивидуального или группового задания: подростки не только должны найти и отобрать нужную информацию в различных источниках (учебниках, энциклопедиях, Интернете и т.д.), представить ее в виде устного сообщения или в сопровождении презентации, но и уметь корректно ответить на заданные товарищами вопросы, вести, если потребуется, дискуссию.
       Составление схем, алгоритмов правил также относится к информационной компетенции.
      На уроках литературы предлагаю следующее задание: просмотреть фрагмент фильма или спектакля  и сравнить героя в авторском тексте и в интерпретации для сцены или экрана. Или предлагаю оформить таблицу: «Каким я увидел Чехова при подготовке к уроку?», затем прошу посмотреть учебный фильм и записать во вторую колонку, что нового узнал о писателе на уроке, затем сделать общий вывод.
      Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию  - все это говорит о сформированной коммуникативной компетенции.
      Компетенции личностного совершенствования.
    К данным компетенциям относится внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. На формирование этой компетенции работают сочинения на нравственную тему (например, включенные в ОГЭ «Что такое доброта»?).
    Социально-трудовые компетенции. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
     На уроках русского языка я часто даю возможность детям поработать учителем. Предварительно на дом задаю составить словарный диктант по изученной или изученным правилам, перед уроком выбираю оптимальный. Автор выбранного диктанта на некоторое время становится учителем: организует и проводит словарный диктант, проверяет его.
      Литературные суды над героями также дают возможность учащимся выявить в себе способности адвоката, судьи, следователя…
     Формирование ключевых компетенций не только не отвлекает от предметных, но и делает работу над последними осмысленной, привлекает внимание обучающихся к родному языку и литературе, формируют психологическую грамотность, культуру мышления и поведения учащихся, а значит, компетенцию личностного совершенствования.
 
Источники

 

Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень хорошая статья! По своему опыту знаю, что ребятам нравится создавать то, что пользуется спросом) А ведь работа над материалом, обработка информации, корректировка развивают личностные качества школьника. Спасибо за статью! Приглашаю вас, коллеги, познакомиться с материалами моей странички ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР "ЗВОНОК"
Елена Маратовна Онищук, дата: 01.11.2015 в 15:03  
#2 Елена Маратовна, большое спасибо за отзыв!
Марина Соловьева, дата: 01.11.2015 в 15:31  
#3 Статья актуальна! На современном этапе, мы педагоги должны от мотивационного компонента урока переходить непосредственно к потребностному! Ребёнку необходимо быть включённым в деятельность, а не стоять рядом.Спасибо за представленный опыт!
Татьяна Пылаева, дата: 22.11.2015 в 14:04  
#4 Марина Александровна, спасибо за полезную статью.Желаю Вам творческих успехов и талантливых учеников.
Ирина Щербакова, дата: 22.11.2015 в 16:15  
#5 Коллеги, большое спасибо за ваши отзывы!
Марина Соловьева, дата: 22.11.2015 в 17:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ