Статья "Учебно-научный лингвистический текст как средство обучения слуховому восприятию на уроках русского языка"
Надежда Ячменева
25.01.2023
1307
0
Методика преподавания
Ячменева Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития
"Открытый мир".
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития
"Открытый мир".
Учебно-научный лингвистический текст как средство обучения слуховому восприятию на уроках русского языка
Сегодня современная общеобразовательная школа предполагает обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, который требует ориентировку на метапредметные результаты обучения. Особую роль в достижении этих результатов играет умение воспринимать учебную информацию на слух.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010г.) включает такие особенности выпускника, которые предполагают обязательное владение аудитивными умениями [5]. От выпускника требуется активно и заинтересованно познавать мир, понимать ценность труда, науки и творчества, осознавать значимость образования и самообразования, что невозможно без этого вида речевой деятельности.
Кроме того, без аудирования невозможно организовать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группах, формулировать, приводить аргументы и отстаивать собственное мнение.
Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» согласно ФГОС ООО второго поколения (2010г.) признано владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом), которые обеспечивают «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5].
Одним из ведущих средств обучения аудированию является учебный текст. Структура и особенности учебного текста рассматриваются в работах Е.В. Архиповой, Л.П. Доблаева, М.Л. Кусовой, В.Н. Мещерякова, Е.А. Охомуш, Л.В. Черепановой и др.
Широкое признание получило высказывание Л. П. Доблаева о том, что «учебный текст – это не просто источник готовых знаний, подлежащих запоминанию, а, прежде всего, источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» [1, с. 18].
Отобранная и обработанная информация выступает для школьника источником информации, объектом изучения и понимания, образцом хранения информации. М.Л. Кусова пишет, что «информация в учебно-научном тексте всегда строго дозирована, что находит отражение в объеме информации и в объеме текста» [2, с. 119].
Разновидностью учебного текста является учебно-научный текст. Учебно-научный текст, по мнению ученых, отличается дидактической направленностью, так как является основной единицей обучения.
По определению О.М. Орлова, под учебно-научным текстом понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения — учение — и выполняют присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, то есть учитываются возрастные, психологические особенности обучаемых» [4, с. 10].
В обучении русскому языку под учебным текстом понимается «текст, предназначенный для выработки определенных навыков и умений в той или иной сфере фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и связной речи» [3, с. 31]. В таком понимании В.Н. Мещеряковым, Е.А. Охомуш текст становится важнейшим средством обучения русскому языку.
При обучении русскому языку, в том числе слуховому восприятию, используется учебно-научный лингвистический текст. В лингвистическом учебно-научном тексте дается лингвистическая информация: сведения о языковедах и их научных трудах, факты и явления языка, алгоритмы применения правил и рассуждений.
Слуховое восприятие учебно-научного лингвистического текста происходит поэтапно. На этапе ориентировки и планирования учащийся осуществляет настрой на слуховое восприятие, определяет цель аудирования, прогнозирует содержание высказывания [7].
На этапе реализации слушающий осуществляет восприятие и смысловую переработку речевого сообщения [7]. Способом передачи учебно-научного лингвистического текста обучающимся на этом этапе становится слово учителя.
На этапе контроля учащийся сопоставляет прогнозируемое содержание текста с понятым в ходе аудирования, результат слухового восприятия с целью.
Характер аудитивной деятельности, а также особенности работы психофизиологических механизмов на каждой фазе речевой деятельности определяют специфику учебно-научного лингвистического текста как объекта аудирования на уроках русского языка. Такие тексты выполняют обучающую функцию, так как в процессе слушания учащиеся не только получают новую учебную информацию, но и осваивают разные учебные умения.
Вопросы изучения учебно-научного лингвистического текста и его возможностей в обучении, в том числе аудированию, представлены в работах Н.С. Балак, Л.П. Доблаева, Е.И. Мотиной, О.М. Орлова, И.И. Потаповой, Л.В. Черепановой и др.
По словам Черепановой Л.В. [6], особенностью таких текстов является синтез научности изложения с доступностью. Научность изложения реализуется через точное, отвлеченное, обобщенное, логичное и объективное донесение до слушателя сообщаемой информации, а также характеризуется отсутствием образности и эмоциональности в совокупности со строгостью и сухостью изложения.
Доступность достигается за счет применения иллюстративных примеров, комментариев, выводов, а также объяснения значения и происхождения терминов.
Будучи средством обучения слуховому восприятию учебно-научный лингвистический текст должен соответствовать определенным требованиям.
Основываясь на перечисленных характеристиках учебно-научных лингвистических текстов, Л.В. Черепанова [7] выделяет следующие особенности данных текстов, которые должны быть учтены при отборе таких текстов для обучения аудированию:
1)больший объем текстов для аудирования, в отличие от объема информативных текстов параграфов учебника; такое расширение объема происходит благодаря включению неинформативных элементов, включение которых в параграф учебника затруднительно;
2)отсутствие избыточной информативной насыщенности; тексты для аудирования не должны включать излишнее количество терминов, имен собственных, цифровых данных и т.д.;
3)включение в тексты для аудирования занимательных элементов и приемов, способствующих активизации внимания школьников и лучшему пониманию учебно-научных текстов;
4)обязательное наличие вербально выраженной основной мысли; располагать основную мысль целесообразнее в сильных позициях текста;
5)наличие заглавия; грамотно сформулированное заглавие должно отражать тему и основную мысль, что помогает верному прогнозированию, повышает интерес школьников;
6)соответствие содержания абзацев микротемам.
Таким образом, особенности учебно-научного лингвистического текста, обусловленные его ролью, с одной стороны, как объекта слухового восприятиЯ, а с другой стороны, как источника лингвистической информации, делает его ведущим средством обучения аудированию.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010г.) включает такие особенности выпускника, которые предполагают обязательное владение аудитивными умениями [5]. От выпускника требуется активно и заинтересованно познавать мир, понимать ценность труда, науки и творчества, осознавать значимость образования и самообразования, что невозможно без этого вида речевой деятельности.
Кроме того, без аудирования невозможно организовать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группах, формулировать, приводить аргументы и отстаивать собственное мнение.
Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» согласно ФГОС ООО второго поколения (2010г.) признано владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом), которые обеспечивают «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5].
Одним из ведущих средств обучения аудированию является учебный текст. Структура и особенности учебного текста рассматриваются в работах Е.В. Архиповой, Л.П. Доблаева, М.Л. Кусовой, В.Н. Мещерякова, Е.А. Охомуш, Л.В. Черепановой и др.
Широкое признание получило высказывание Л. П. Доблаева о том, что «учебный текст – это не просто источник готовых знаний, подлежащих запоминанию, а, прежде всего, источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» [1, с. 18].
Отобранная и обработанная информация выступает для школьника источником информации, объектом изучения и понимания, образцом хранения информации. М.Л. Кусова пишет, что «информация в учебно-научном тексте всегда строго дозирована, что находит отражение в объеме информации и в объеме текста» [2, с. 119].
Разновидностью учебного текста является учебно-научный текст. Учебно-научный текст, по мнению ученых, отличается дидактической направленностью, так как является основной единицей обучения.
По определению О.М. Орлова, под учебно-научным текстом понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения — учение — и выполняют присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, то есть учитываются возрастные, психологические особенности обучаемых» [4, с. 10].
В обучении русскому языку под учебным текстом понимается «текст, предназначенный для выработки определенных навыков и умений в той или иной сфере фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и связной речи» [3, с. 31]. В таком понимании В.Н. Мещеряковым, Е.А. Охомуш текст становится важнейшим средством обучения русскому языку.
При обучении русскому языку, в том числе слуховому восприятию, используется учебно-научный лингвистический текст. В лингвистическом учебно-научном тексте дается лингвистическая информация: сведения о языковедах и их научных трудах, факты и явления языка, алгоритмы применения правил и рассуждений.
Слуховое восприятие учебно-научного лингвистического текста происходит поэтапно. На этапе ориентировки и планирования учащийся осуществляет настрой на слуховое восприятие, определяет цель аудирования, прогнозирует содержание высказывания [7].
На этапе реализации слушающий осуществляет восприятие и смысловую переработку речевого сообщения [7]. Способом передачи учебно-научного лингвистического текста обучающимся на этом этапе становится слово учителя.
На этапе контроля учащийся сопоставляет прогнозируемое содержание текста с понятым в ходе аудирования, результат слухового восприятия с целью.
Характер аудитивной деятельности, а также особенности работы психофизиологических механизмов на каждой фазе речевой деятельности определяют специфику учебно-научного лингвистического текста как объекта аудирования на уроках русского языка. Такие тексты выполняют обучающую функцию, так как в процессе слушания учащиеся не только получают новую учебную информацию, но и осваивают разные учебные умения.
Вопросы изучения учебно-научного лингвистического текста и его возможностей в обучении, в том числе аудированию, представлены в работах Н.С. Балак, Л.П. Доблаева, Е.И. Мотиной, О.М. Орлова, И.И. Потаповой, Л.В. Черепановой и др.
По словам Черепановой Л.В. [6], особенностью таких текстов является синтез научности изложения с доступностью. Научность изложения реализуется через точное, отвлеченное, обобщенное, логичное и объективное донесение до слушателя сообщаемой информации, а также характеризуется отсутствием образности и эмоциональности в совокупности со строгостью и сухостью изложения.
Доступность достигается за счет применения иллюстративных примеров, комментариев, выводов, а также объяснения значения и происхождения терминов.
Будучи средством обучения слуховому восприятию учебно-научный лингвистический текст должен соответствовать определенным требованиям.
Основываясь на перечисленных характеристиках учебно-научных лингвистических текстов, Л.В. Черепанова [7] выделяет следующие особенности данных текстов, которые должны быть учтены при отборе таких текстов для обучения аудированию:
1)больший объем текстов для аудирования, в отличие от объема информативных текстов параграфов учебника; такое расширение объема происходит благодаря включению неинформативных элементов, включение которых в параграф учебника затруднительно;
2)отсутствие избыточной информативной насыщенности; тексты для аудирования не должны включать излишнее количество терминов, имен собственных, цифровых данных и т.д.;
3)включение в тексты для аудирования занимательных элементов и приемов, способствующих активизации внимания школьников и лучшему пониманию учебно-научных текстов;
4)обязательное наличие вербально выраженной основной мысли; располагать основную мысль целесообразнее в сильных позициях текста;
5)наличие заглавия; грамотно сформулированное заглавие должно отражать тему и основную мысль, что помогает верному прогнозированию, повышает интерес школьников;
6)соответствие содержания абзацев микротемам.
Таким образом, особенности учебно-научного лингвистического текста, обусловленные его ролью, с одной стороны, как объекта слухового восприятиЯ, а с другой стороны, как источника лингвистической информации, делает его ведущим средством обучения аудированию.
Список литературы
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М., 1982. 176 с.
- Черепанова Л.В., Трофимова О.В. Обучение аудированию на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. Чита, 2012. 217с.
- Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку. Чита:Забгу 2018. 261с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом МОиН РФ от 17.12.2010г.) [Режим доступа: standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588. Дата обращения: 05.02.2019г.]
- Орлов О.М. Функции устного пересказа и методика его проведения на уроках русского языка в 4 классе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1988. 16 с.
- Мещеряков В.Н., Охомуш Е.А. Типология учебных текстов. Днепропетровск: ДГУ, 1980. 59 с.
- Кусова М.Л. Учебно-научный лингвистический текст как средство формирования информационных умений у младших школьников//Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 118-123.
Другие статьи
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
- Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
- Организация дистанционного обучения на мобильном портале ЯКласс
- "Кроха" в Нагатино в Год Российского кино
- Английский. Сюрприз на ладони
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Продвижение платных образовательных услуг в бюджетной организации
- Размышление без повода...
- Всероссийские проверочные работы – экзамен для младших школьников?
- Мой предмет - самый интересный
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.