С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Учебно-научный лингвистический текст как средство обучения слуховому восприятию на уроках русского языка"
Ячменева Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития
"Открытый мир".

 
Учебно-научный лингвистический текст как средство обучения слуховому восприятию на уроках русского языка
 
    Сегодня современная общеобразовательная школа предполагает обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, который требует ориентировку на метапредметные результаты обучения. Особую роль в достижении этих результатов играет умение воспринимать учебную информацию на слух.
     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010г.) включает такие особенности выпускника, которые предполагают обязательное владение аудитивными умениями [5]. От выпускника требуется активно и заинтересованно познавать мир, понимать ценность труда, науки и творчества, осознавать значимость образования и самообразования, что невозможно без этого вида речевой деятельности.
     Кроме того, без аудирования невозможно организовать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группах, формулировать, приводить аргументы и отстаивать собственное мнение.
     Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» согласно ФГОС ООО второго поколения (2010г.) признано владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом), которые обеспечивают «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5].
     Одним из ведущих средств обучения аудированию является учебный текст. Структура и особенности учебного текста рассматриваются в работах Е.В. Архиповой, Л.П. Доблаева, М.Л. Кусовой, В.Н. Мещерякова, Е.А. Охомуш, Л.В. Черепановой и др.
Широкое признание получило высказывание Л. П. Доблаева о том, что «учебный текст – это не просто источник готовых знаний, подлежащих запоминанию, а, прежде всего, источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» [1, с. 18].
   Отобранная и обработанная информация выступает для школьника источником информации, объектом изучения и понимания, образцом хранения информации. М.Л. Кусова пишет, что «информация в учебно-научном тексте всегда строго дозирована, что находит отражение в объеме информации и в объеме текста» [2, с. 119].
    Разновидностью учебного текста является учебно-научный текст. Учебно-научный текст, по мнению ученых, отличается дидактической направленностью, так как является основной единицей обучения.
    По определению О.М. Орлова, под учебно-научным текстом понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения — учение — и выполняют присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, то есть учитываются возрастные, психологические особенности обучаемых» [4, с. 10].
      В обучении русскому языку под учебным текстом понимается «текст, предназначенный для выработки определенных навыков и умений в той или иной сфере фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и связной речи» [3, с. 31]. В таком понимании В.Н. Мещеряковым, Е.А. Охомуш текст становится важнейшим средством обучения русскому языку.
    При обучении русскому языку, в том числе слуховому восприятию, используется учебно-научный лингвистический текст. В лингвистическом учебно-научном тексте дается лингвистическая информация: сведения о языковедах и их научных трудах, факты и явления языка, алгоритмы применения правил и рассуждений.
    Слуховое восприятие учебно-научного лингвистического текста происходит поэтапно. На этапе ориентировки и планирования учащийся осуществляет настрой на слуховое восприятие, определяет цель аудирования, прогнозирует содержание высказывания [7].
На этапе реализации слушающий осуществляет восприятие и смысловую переработку речевого сообщения [7]. Способом передачи учебно-научного лингвистического текста обучающимся на этом этапе становится слово учителя.
    На этапе контроля учащийся сопоставляет прогнозируемое содержание текста с понятым в ходе аудирования, результат слухового восприятия с целью.
Характер аудитивной деятельности, а также особенности работы психофизиологических механизмов на каждой фазе речевой деятельности определяют специфику учебно-научного лингвистического текста как объекта аудирования на уроках русского языка. Такие тексты выполняют обучающую функцию, так как в процессе слушания учащиеся не только получают новую учебную информацию, но и осваивают разные учебные умения.
     Вопросы изучения учебно-научного лингвистического текста и его возможностей в обучении, в том числе аудированию, представлены в работах Н.С. Балак, Л.П. Доблаева, Е.И. Мотиной, О.М. Орлова, И.И. Потаповой, Л.В. Черепановой и др.
    По словам Черепановой Л.В. [6], особенностью таких текстов является синтез научности изложения с доступностью. Научность изложения реализуется через точное, отвлеченное, обобщенное, логичное и объективное донесение до слушателя сообщаемой информации, а также характеризуется отсутствием образности и эмоциональности в совокупности со строгостью и сухостью изложения.
    Доступность достигается за счет применения иллюстративных примеров, комментариев, выводов, а также объяснения значения и происхождения терминов.
Будучи средством обучения слуховому восприятию учебно-научный лингвистический текст должен соответствовать определенным требованиям.
    Основываясь на перечисленных характеристиках учебно-научных лингвистических текстов, Л.В. Черепанова [7] выделяет следующие особенности данных текстов, которые должны быть учтены при отборе таких текстов для обучения аудированию:
    1)больший объем текстов для аудирования, в отличие от объема информативных текстов параграфов учебника; такое расширение объема происходит благодаря включению неинформативных элементов, включение которых в параграф учебника затруднительно;
  2)отсутствие избыточной информативной насыщенности; тексты для аудирования не должны включать излишнее количество терминов, имен собственных, цифровых данных и т.д.;
 3)включение в тексты для аудирования занимательных элементов и приемов, способствующих активизации внимания школьников и лучшему пониманию учебно-научных текстов;
  4)обязательное наличие вербально выраженной основной мысли; располагать основную мысль целесообразнее в сильных позициях текста;
 5)наличие заглавия; грамотно сформулированное заглавие должно отражать тему и основную мысль, что помогает верному прогнозированию, повышает интерес школьников;
  6)соответствие содержания абзацев микротемам.
     Таким образом, особенности учебно-научного лингвистического текста, обусловленные его ролью, с одной стороны, как объекта слухового восприятиЯ, а с другой стороны, как источника лингвистической информации, делает его ведущим средством обучения аудированию.

 
Список литературы
 
  1. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М., 1982. 176 с.
  2. Черепанова Л.В., Трофимова О.В. Обучение аудированию на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. Чита, 2012. 217с.
  3. Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку. Чита:Забгу 2018. 261с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом МОиН РФ от 17.12.2010г.) [Режим доступа: standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588. Дата обращения: 05.02.2019г.]
  5. Орлов О.М. Функции устного пересказа и методика его проведения на уроках русского языка в 4 классе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1988. 16 с.
  6. Мещеряков В.Н., Охомуш Е.А. Типология учебных текстов. Днепропетровск: ДГУ, 1980. 59 с.
  7. Кусова М.Л. Учебно-научный лингвистический текст как средство формирования информационных умений у младших школьников//Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 118-123.







 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ