С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Особенности подготовки обучающихся с инвалидностью к выполнению задания конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» компетенция «Ландшафтный дизайн»"

Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, Республика Хакасия, город Абакан



Особенности подготовки обучающихся с инвалидностью к выполнению задания  конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» компетенция «Ландшафтный дизайн»
 
  В ГБПОУ РХ «Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса» 27 октября 2018г. впервые проводился Региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ландшафтный дизайн».
   Ландшафтный дизайн – это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида внешней среды путем активного использования цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений, натурального камня, декоративной щепы, вертикальных и горизонтальных конструкций, а также малых архитектурных форм.
Задача конкурса заключается в оценке профессиональных навыков участников в рамках компетенции по созданию гармоничного пространства, в котором сочетаются красота и содержание.
  Основными целями проведения конкурса по компетенции «Ландшафтный дизайн» являются:
  • развитие ландшафтного дизайна в республике Хакасия, выявление новых талантливых имён среди людей с ограниченными возможностями;
  • демонстрация навыков работы с растительным материалом, аксессуарами и декоративными материалами;
  • выявление уровня мастерства и творческих возможностей участников;
  • повышение уровня эстетического развития обучающихся;
  • укрепление контактов между участниками, поиск новых друзей и единомышленников;
  • знакомство с потенциальными работодателями и помощь в трудоустройстве.
  Для проведения регионального этапа конкурса разработан макет конкурсного задания в соответствии с требованиями к квалификации ФГОС СПО по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства и Профессионального стандарта 13.015 «Специалист в области декоративного садоводства». [1,2]
  Макет задания разработан Главным региональным экспертом, состоит из разделов:
  • актуальность ландшафтного дизайна;
  • описание конкурсного задания;
  • оценивание работы (критерии оценки);
  • инфраструктурный лист на одно рабочее место;
  • список оборудования, который необходимо предоставить конкурсанту;
  • описание этапов выполнения работы;
  • требования охраны труда и техники безопасности.
  Продолжительность выполнения конкурсного задания 1 день. Максимальное время выполнения проекта – 3,5 часа. Работу по конкурсному заданию размещали в границах экспо-места: площадь короба– 1,69м2 (1,3*1,3), площадь рабочей зоны в коробе – 1,44 м2 (1,2*1,2), высота короба – 0,2 м.
  Задача конкурсанта: в представленном коробе свободное пространство спланировать так, чтобы в готовой работе четко читался ландшафтный стиль, была выполнена имитация русла ручья с посадками растений, а также присутствовала отсыпка декоративной щепой, камнем.
  Для регионального этапа конкурса определена команда участников: обучающиеся  с нарушением опорно-двигательного аппарата (студентки 2 курса специальности 35.02.12 Садово-парковое строительство) и нарушением зрения (студент 1 курса профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного дизайна). В течение месяца проводилась  индивидуальная подготовка конкурсантов с учетом особенностей нозологии. Работу по подготовке участников конкурса осуществляли педагоги профессионального цикла по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
  Подготовка   участников с нарушением опорно-двигательного (НОДА) аппарата к выполнению конкурсного задания имела следующие особенности.  В первую очередь они связаны с организацией рабочего места.  На каждого участника с НОДА оборудовано рабочее место площадью 3,5м2, с шириной проходов между рабочими местами 3м. Инструмент для выполнения работы выбирался облегченный (дамская лопата), с удобными рукоятками эргономичной формы.
  У каждого рабочего места установлены скамьи с эргономичной высотой и формой сиденья, обеспечивающие участнику по мере работы возможность кратковременного отдыха. По мере выполнения задания предоставлялись перерывы на 15-20 минут с остановкой времени. Участники использовали для уменьшения нагрузки на позвоночник наколенники и  туристические матрасики  для выполнения  работы с положения, сидя (невозможность длительно удерживать равновесие  при работе в наклон). Обучающейся, выполняющей задание с положения, сидя приобретены защитные очки, обеспечивающие защиту глаз при посадке растений.   Студентами закройщиками колледжа разработаны и сшиты комфортные рабочие комбинезоны.
  Подготовка обучающегося с НОДА к выполнению конкурсного задания имела особенности, обусловленные нозологией.  Первый этап подготовки - теоретическая проработка конкурсного задания: изучение видов русел сухих ручьев, их особенностей, разработка эскиза собственной работы, составление технологической карты выполнения работы, изучение инструмента, необходимого для выполнения задания и ознакомление с приемами безопасной работы с ним.
  Второй этап -  практическое выполнение задания. Первая работа выполнялась совместно с мастером производственного обучения. Мастер проговаривал последовательность выполнения операции, демонстрировал приемы безопасной работы с инструментом,  указывал на  критерии самоконтроля, позволяющие качественно выполнить работу.  В процессе работы особое внимание уделялось организации порядка на площадке во время работы и после ее выполнения. Оценку первого варианта работы произвели совместно, согласно критериям оценочной ведомости.
  Третий этап – самостоятельное выполнение задания. В процессе выполнения задания рекомендовано обучающимся проговаривать вслух очередность выполнения этапов работы с критериями самоконтроля.     
Совместно с мастером выполнялись только самые трудоемкие этапы работы, для того, чтобы обучающийся почувствовал уверенность в своих силах. По мере отработки выполнения задания мастером оказывалась помощь только по запросу, тем самым формировалась ответственность за качество выполнения работы и готовность к самостоятельному выполнению конкурсного задания.
При подготовке обучающихся  с НОДА к выполнению конкурсного задания большое значение имеет обучение волонтеров. Тренировка обучающихся с НОДА по выполнению конкурсного задания проходила совместно с волонтерами, для того, чтобы помощники легко ориентировались в инструментах, этапах выполнения задания.  В процессе выполнения задания волонтер имел право оказывать помощь конкурсантам в перемещении тяжести в пределах рабочей площадки, в удобной и безопасной расстановке корзин с инструментом и мусором. Особенно необходима работа волонтера  в подготовке обучающего с нерабочей  рукой. Волонтер помогал конкурсантке при выполнении операций, связанных с совместной работой двух рук (придержать, поднять, повернуть, переставить, помочь подняться, передвинуть коврик). Работа волонтеров на площадке обеспечивала комфорт и безопасность выполнения конкурсного задания.
Добившись правильности выполнения  всех этапов конкурсного задания, приступили к отработке задания на время – четвертый этап работы.  Выполняя конкурсное задание, засекали время выполнения каждого этапа работы, определили самые трудоемкие этапы по времени и определили этапы,   на выполнении которых можно сэкономить время.  Практически отрабатывали по времени все этапы работы. Тренировка на время позволила конкурсантам выполнить задание за установленное время, за 3,5 часа.
   Подготовка обучающегося с нарушением зрения к выполнению конкурсного задания имела свои особенности, обусловленные нозологией.  В первую очередь, площадь  рабочего места 3м2 с шириной проходов между рабочими местами 2м. Инвентарь и материалы, оборудование предоставлено идентичное всех участников конкурса.
  Первый этап - теоретическая проработка конкурсного задания. На данном этапе подготовлено конкурсное задание с увеличенным размером шрифта 16 и совместно с наставником прочитано и изучено для правильного формирования участником сути задания и этапов его выполнения. Разработан мастером, совместно с обучающимся индивидуальный эскиз композиции. Построенная  композиция характеризуется простотой построения, так как обучающийся с нарушением зрения не воспринимает различие декоративных качеств растений,  учет которых обеспечивает эстетичность работы. Шаблон совместно с мастером неоднократно повторяется и выучивается.
  Второй этап подготовки конкурсанта с нарушением зрения характеризуется рядом особенностей. При совместном выполнении задания, определяется инструмент – линейка (трамбовка размером 14*23см), так  как ребенку трудно определить на глаз соотношения между предметами в композиции.   Расстояние между растениями в композиции определялось в одной длиной трамбовки или ширина отсыпки  средней галькой по периметру композиции равнялась ширине  трамбовки. Этап совместного выполнения задания был продолжительным, так как критерии самоконтроля выполнения операции необходимо отработать через чувствительность рук. Например, при отработке посадки растения нужно следить, чтобы ребра горшков находились на уровне поверхности почвы.
  Третий и четвертый этапы подготовки обучающегося с нарушением зрения отрабатывались аналогично, но проходили быстрее и легче. Помощь волонтера обучающемуся при выполнении конкурсного задания была необходима только при переносе камней и земли, высвободившейся в процессе работы. Технический эксперт в течение выполнения задания проговаривал время, что позволило конкурсанту выполнить задание за 3,5 часа.
  В процессе подготовки конкурсантов к выполнению задания созданы благоприятные условия для развития творческих способностей, профессионального самоопределения. Одаренные ребята, по мере тренировки выполнения задания, почувствовав уверенность в своих силах,  начинают отходить от ранее разработанного эскиза-шаблона и  создавать новые интересные элементы в конкурсной работе. Таким образом, выделяется пятый - творческий этап подготовки участников.
  Именно творческий этап определяет готовность участника к успешной работе в условиях конкурса. Благодаря такой подготовке, обучающаяся колледжа с нарушением опорно-двигательного аппарата в октябре 2018 года стала победителем Регионального чемпионата и вошла в десятку лучших участников Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» компетенции «Ландшафтный дизайн» в г. Москва.
 
Библиографический список
1. Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г., № 755 зарегистрированный Министерством юстиции (№ 299472 от 20 августа 2013 г.).-Режим доступа:www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70342082/ 2.Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс] 13.015 Профессиональный стандарт Специалист в области декоративного садоводства (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014г. № 627н).- Режим доступа: base.garant.ru/70757618/
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ