Статья "Основные принципы сопровождения ребёнка и взрослого в рамках консультационного центра"
Карепанова Елена Эдуардовна,
учитель - логопед
высшей квалификационной категории,
МКДОУ детский сад «Рябинка – центр развития ребенка»,
г. Омутнинск,
Кировская область
Основные принципы сопровождения ребенка и взрослого
в рамках Консультационного центра
Сопровождение коррекционно-развивающей деятельности опирается на ряд принципов, которые органично ложатся и в деятельность Консультационного центра.
-
Принцип комплексности
Организация консультативной помощи родителям строится на основе интеграции деятельности специалистов: педагога – психолога, учителя-логопеда, дефектолога, старшего воспитателя детского сада.
В рамках консультационного центра осуществляется как групповая, так и индивидуальная работа с семьёй. Родители получают информацию о речевых и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций. Индивидуальная и групповая работа с семьёй проводится как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития детей. Такой подход позволяет формировать разносторонний взгляд на ребёнка, лучше видеть его сильные стороны и проблемы.
В течение текущего учебного года проведено 11 индивидуальных консультаций (из них 6 встреч с целью оказания диагностико-консультативной помощи организовано совместно всеми специалистами, задействованными в работе Консультационного центра). Длительность подобной встречи составляет от 40 минут до 2,5 часов. На диагностику с ребенком отводится время, соответствующее его возрасту. Далее с малышом играет свободный специалист, а с родителями проводится консультационная беседа.
Проанализировав работу центра за текущий учебный год, выявлены основные проблемы, с которыми обращались родители:
-
Определение уровня развития ребенка в соответствие с возрастными нормами.
-
Трудности в усвоении образовательной программы.
-
Отставание ребёнка в речевом развитии.
-
Поведенческие отклонения у детей в период возрастного кризиса.
Таким образом, работа с ребёнком и его семьёй проводится специалистами в различных областях знаний, действующих сообща по принципу: «нужный специалист - в нужное время»
-
Принцип открытости
Специалисты консультационного центра отвечают на запрос любой семьи, которая обеспокоена развитием своего ребёнка. Не смотря на то, что в положении обозначен возраст детей до 7 лет, обращаются и родители детей школьного возраста. В этом году проведено 3 таких консультации: 1 ребенок 9 лет с поведенческими проблемами нуждался в индивидуальной встрече с педагогом-психологом. Также в Консультационный центр обратились две семьи с района. Оба ребенка обучаются в первом классе и испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Так как в данных образовательных учреждениях нет специалистов по коррекционной работе, и родители не знают, к кому обратиться с обозначенной проблемой, специалисты предложили большое количество раздаточного методического материала, показали практические приемы по устранению имеющихся у детей проблем в развитии.
К педагогам Консультационного центра за помощью обращаются не только родители, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, но и семьи, чьи дети посещают другие дошкольные образовательные учреждения, с целью проведения уточняющей диагностики и получения квалифицированной помощи.
-
Принцип индивидуального подхода и уважения личности ребёнка
Дети, обследованные в рамках Консультационного центра, разного возраста и имеют разный уровень развития: 1 ребёнок с задержкой речевого развития, 2 детей – с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие моторную алалию, 1 – с задержкой психического развития, у 1 ребёнка – интеллектуальные нарушения, у 1 школьника – нарушение процесса письма и чтения.
Каждый ребёнок принимается педагогами как полноправная личность, не зависимо от его возраста и уровня развития. В зависимости от обозначенной проблемы каждый специалист подбирает индивидуальный диагностический материал. Иногда в процессе обследования складывается ситуация, когда ребенок не справляется с предложенным материалом, либо необходимо уточнение каких-либо аспектов развития, тогда специалист предлагает другой диагностический инструментарий.
Все принятые специалистами решения и данные родителям рекомендации также индивидуальны. Многие обследованные дети, помимо психолого-педагогической помощи нуждаются и в медицинских консультациях. У педагогов нет заранее подготовленных образцов направлений к данным специалистам. Каждое направление пишется непосредственно после диагностики ребёнка и беседы с родителями, в нём отражаются проблемы, присущие именно этому малышу. В этом учебном году 5 детей, обследованных специалистами центра, направлены на консультацию к детскому психиатру, 1 малышу дано направление к неврологу, 1 ребёнок нуждался в обследовании у отоларинголога и сурдолога, 1 семье рекомендовано показать ребёнка – школьника специалистам областнойПМПК.
Все данные родителям рекомендации и коллегиально принятые заключения, которые затрагивают интересы ребенка, всегда формулируются в пользу ребёнка.
-
Принцип уважения к личности родителя
Непосредственное консультирование родителей, сообщение о имеющихся у ребёнка проблемах в развитии является одним из самых сложных этапов в работе Консультационного центра. Большинство обратившихся родителей имеют низкий уровень педагогической компетентности. Они по-разному включаются в коррекционно-педагогический процесс: кто-то готов начать действовать и воплощать полученные рекомендации сразу, а кто-то начинает плакать, не принимая услышанную информацию. В процессе проведения диагностической работы с ребёнком специалисты также обращают внимание на поведение и реакцию присутствующего родителя: кто-то адекватно воспринимает неудачи своего малыша, некоторые стремятся вмешаться в процесс обследования и помочь выполнить предложенное задание, некоторые не могут сдержать свой гнев и раздражение в случае неспособности ребенка ответить на заданный вопрос. В зависимости от психологического типа родителей, педагоги по-разному выстраивают консультативную работу. К некоторым - проявляют сочувствие и понимание переживаемых ими эмоций, обучают их правильному взаимодействию с ребёнком, формируют педагогическую компетентность, позволяя почувствовать уверенность в собственных силах, дают возможность реальнее смотреть в будущее малыша; с другими мамами приходится говорить требовательно, чтобы они понимали сложность имеющихся проблем и начинали действовать незамедлительно.
Специалист, работающий с семьей, должен терпимо относиться к любым реакциям родителей ребенка, в том числе и негативным. Ни при каких обстоятельствах он не должен проявлять ответной агрессии. В процессе общения и взаимодействия со специалистами Консультационного центра родители должны ощущать, что педагоги видят и понимают их проблемы, сочувствует и хотят помочь.
Главной задачей работы педагогов с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании и обучении своего малыша. Уважая личность родителя, специалисты принимают его мнение о ребёнке, его личностный опыт, ожидания, пожелания и решения, при этом оставляя за собой право на корректировку мнений и решений родителя, исходя из приоритетного права ребенка на адекватное развитие.
-
Принцип семейной центрированности.
Специалисты взаимодействуют не только с ребёнком, но и с его родителями, семьёй, ближним окружением. На групповые и индивидуальные консультации приходят не только мамы, педагоги встречаются и с папами и с бабушками. Помощь ребёнку оказывается наиболее эффективной в том случае, если вся семья заинтересованно участвует в её реализации.
-
Принцип конфиденциальности
Информация о ребёнке и семье, доступная специалистам Консультационного центра, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
-
Принцип профессиональной ответственности
Специалисты дают рекомендации родителям и консультируют их в пределах своей компетенции. Так, учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Педагог-психолог способствует адаптации дошкольника к обстановке детского сада, объясняет родителям закономерности развития ребёнка, определяет пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций.
Педагоги осуществляют и дальнейшее сопровождение ребёнка: по телефону узнают результаты посещения рекомендованных специалистов, на повторных консультациях родители сообщают о динамике в развитии ребёнка.
Каждый специалист ответственен за принятые решения и рекомендации.
Главное правило, которому следуют все, кто работает в рамках Консультационного центра - НЕ НАВРЕДИ!
- Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Раздельное обучение мальчиков и девочек в Великобритании
- Работа с документ-камерой на уроках русского языка (из опыта работы)
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Использование рифмовок на уроках английского языка
- На экране остросюжетная классика- Году Кино посвящается
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Дополнительное музыкальное образование как средство развития личности в современной системе образования
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе в МБОУ школе №8 г.Кулебаки