Статья "Профессиональное самоопределение через наставничество"
Профессиональное самоопределения ученика с нарушениями зрения через модель наставничества «Наставник чемпионов»
Нагорная Анастасия Анатольевна,
учитель технологии ГБОУ РХ "Школа-интернат для
детей с нарушениями зрения"
учитель технологии ГБОУ РХ "Школа-интернат для
детей с нарушениями зрения"
В статье представлены модели наставничества применяемые в школе-интернат для детей с нарушениями зрения. Более подробно раскрыта форма наставничества «учитель-ученик» как средство для профессионального самоопределения учеников с нарушениями зрения.
Ключевые слова: профессиональная проба, профессиональное самоопределение ученика с нарушениями зрения
«Ну вот и высшее педагогическое образование, диплом в руках, в голове знания, а опыт приобрету», - подумал каждый, кто закончил высшее учебное заведение. Поступая на работу, начинающий педагог сталкивается с реальностью, и не всегда она такая сказочная, как показывают в фильмах: трудные дети, внеурочная работа, дифференцированный подход к каждому ученику, так как в классе есть слепые и слабовидящие дети.
Наиболее эффективные системы поддержки молодых специалистов в школе-интернате для детей с нарушениями зрения – это модель наставничества «учитель-молодой специалист» и «Школа молодого специалиста», ведь методы обучения детей с нарушениями зрения различны и подбираются с учетом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением и т.д. Чтобы поддержать молодого специалиста учителя школы, имеющие большой педагогический опыт, достигшие успехов в повышении квалификации, обладающие навыками воспитательной работы, делятся своим педагогическим опытом. Для этого применяются различные формы: педагогический квест, круглый стол, дискуссии, практикумы и т.д. Все системы поддержки помогают адаптироваться начинающим педагогам в коллективе, способствуют выработке своей системы преподавания, формируют интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса, раскрывают свой индивидуальный стиль творческой деятельности в школе.
Еще одна из успешных моделей наставничества в нашей школе - «Наставник чемпионов». Суть модели заключается в том, что за ребёнком закреплен наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели. В таком тандеме повышается авторитет учителя (наставника), у ученика повышается учебная мотивация, уверенность, самооценка. Для ученика с ОВЗ такая модель наставничества является профессиональной пробой, ребенок понимает свои возможности. Это способствует решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации.
Каждый педагог задумывался: кем же станут его подопечные в жизни? Реализуют ли они себя? Мы имеем огромный жизненный опыт и знаем, какая жесткая жизненная реальность ожидает наших учеников. После окончания школы ученики вступят в схватку за «место под солнцем», и в этой схватке побеждает сильнейший. Увы, но наши ученики с ОВЗ заведомо вступят не в равный бой.
Проблема, с которой сталкиваются наши выпускники - ограниченный круг сфер профессиональной деятельности. Не все специальности подходят для учеников с нарушениями зрения. По статистике 80% учеников, закончившие профессиональные учебные заведения, не работают по специальности. Одна из причин этому - неосознанный выбор профессии. Правильный и адекватный выбор доступной профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению и развитию интереса к собственным возможностям, расширяет кругозор ребенка, стимулирует его потребности к труду. Для осуществления правильного выбора профессии необходимо иметь как можно больше информации, а также применить профессиональную пробу, которая поможет принять правильное решение.
Цель моего наставничества в школе «учитель-ученик» - осознанное профессиональное самоопределение ученика в рамках профессии парикмахер. Ученики возможно даже и не знают, что у них есть задатки к этой профессии и основная задача: раскрытие личного и профессионального потенциала ученика, развитие у ученика интереса к трудовой деятельности, получение профессиональной пробы.
Так уж получилось, что в моем профессиональном арсенале есть специальность «Парикмахер 3 разряда». Стаж работы в этом направлении – 6 лет. За это время повышала свой уровень в парикмахерском направлении не только практикой, но и обучением.
Знаю строение и свойства кожи и волос, красители и химические смеси, воздействующие на кожу головы и волосы, правила санитарии и гигиены.
Умею дать точную и исчерпывающую информацию по профессиональным вопросам, выполнять все работы на профессиональном уровне.
Могу окрашивать, осветлять волосы, делать стрижки, делать финишную укладку.
Исходя из собственного опыта, как педагог-наставник с практикой в парикмахерском искусстве, могу сделать вывод - заставить быть наставником невозможно. Наставничество — дело исключительно добровольное, основанное на позитиве. Наставник не тот, кто старше, а тот, кто достиг результата, к которому хочется «тянуться». Мудрый наставник — это успешный специалист. Это друг, советчик, который может убеждать, внушать и вести за собой. Авторитет наставника не подлежит сомнению. Из всех вышеперечисленных компетенций, которыми должен обладать наставник, я бы еще добавила, что наставник должен уметь вдохновлять и мотивировать других, доходчиво и правильно доносить информацию, способен выстраивать отношения, быть нацеленным на результат.
Суть моей наставнической практики - вдохновить, мотивировать на осознанное профессиональное самоопределение ученика с нарушениями зрения. Для этого у ученика выявляются способности или желание развиваться в этой компетенции. Наставник возбуждает у наставляемого интерес, внимание, любопытство в профессиональной пробе, привлекает выгодами, перспективными материальными интересами.
Ученик «слегка заинтересованный», а, возможно, просто ради любопытства попробовать свои силы в этом направлении начинает погружаться в обучение. И тут самая главная задача наставника — постоянная мотивация ученика на успех. Формы и методы могут быть разные, выбираются в зависимости от наставляемых (поощрение, четко организованный урок, экскурсии на производство и т.д.)
В процессе обучения ученик получает теоретические знания, отрабатывает полученные знания на практике. Информация дается дозированная и посильная для ученика, чтобы «не перегрузить» наставляемого. Слишком сложная и непосильная работа может оттолкнуть ученика и перечеркнуть всю проделанную работу наставника.
У ученика, достигшего успехов (хоть и небольших), повышается уверенность в себе, возрастает самооценка. Одноклассники начинают ценить его как специалиста (в нашем случае одноклассницы были моделями), вследствие чего возрастает авторитет наставляемого в классе. Это дает ученику мотивацию к саморазвитию, наставляемый начинает работать не по «шаблону», вдохновляет уже сам себя и применяет свои идеи в работе. И на этом этапе наставляемый уже готов к осознанному профессиональному самоопределению.
Этапы работы наставничества:
ЭТАП 1: Реклама профессиональной пробы в образовательном учреждении.
В старших классах в сентябре проведен мастер-класс, где были сразу выявлены ученики с профессиональными склонностями. При организации мастер-класса учитывались несформированные способности к парикмахерскому искусству, поэтому материал для мероприятия следует выбрать посильный для учеников. Основная задача — заинтересовать, а не отпугнуть.
ЭТАП 2: Диагностика учеников.
Тестирование «Методика изучения статусов профессиональной идентичности».
На этом этапе проводится диагностика: развитие моторики рук, ориентация в пространстве. Выявились ученики со склонностями к парикмахерскому искусству. Сформировалась группа из трех человек.
ЭТАП 3: Оформление рабочей тетради наставника и наставляемых.
Разрабатывается обучающая программа в соответствии с возможностями наставляемых.
ЭТАП 4: Обучение наставляемых.
Тесно сотрудничали с ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», которые предоставили нам манекен голову и инструменты для практических работ. Наставляемые получили теоретические знания: строение и свойства кожи головы, средства по уходу за волосами, средства для укладки волос, инструменты. Отрабатывали практически на манекен голове: локоны на волосах, прически с элементами косоплетения, быстрые укладки.
ЭТАП 5: Практическая реальность.
На этом этапе наставляемые проходили практику в салонной реальности с реальными клиентами. У наставляемых была возможность попробовать свои приобретенные знания и навыки на рабочем месте. Таким образом, наставляемый пробует свои силы в профессии.
ЭТАП 6: Итоговая практическая работа.
На этом этапе наставляемые делали итоговую работу - без помощи наставника укладывали локоны или прическу, применяя свои приобретенные знания.
ЭТАП 7: Итоги.
Диагностика профориентации учеников: тестирование «Методика изучения профессиональной идентичности». На этом этапе была видна сформированность готовности ученика к профессиональному самоопределению.
Итогом успешной наставнической модели — участие в чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс — 2020» в компетенции «Парикмахерское искусство». Наставляемые заняли 1,2,3 место по Республике Хакасия. Балыкова Диана заняла 5 место в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Абилимпикс 2021 заняли места 1,2,3 , в национальном чемпионате 7е место из 10ти.
По результатам можно сделать вывод. Что ученики готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили, а так же у них присутствует уверенность в правильном принятии своего решения относительно профессиональной деятельности. У наставляемых поднялась самооценка, стали более уверенные в себе, повысился авторитет в школе и семье.
Наиболее эффективные системы поддержки молодых специалистов в школе-интернате для детей с нарушениями зрения – это модель наставничества «учитель-молодой специалист» и «Школа молодого специалиста», ведь методы обучения детей с нарушениями зрения различны и подбираются с учетом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением и т.д. Чтобы поддержать молодого специалиста учителя школы, имеющие большой педагогический опыт, достигшие успехов в повышении квалификации, обладающие навыками воспитательной работы, делятся своим педагогическим опытом. Для этого применяются различные формы: педагогический квест, круглый стол, дискуссии, практикумы и т.д. Все системы поддержки помогают адаптироваться начинающим педагогам в коллективе, способствуют выработке своей системы преподавания, формируют интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса, раскрывают свой индивидуальный стиль творческой деятельности в школе.
Еще одна из успешных моделей наставничества в нашей школе - «Наставник чемпионов». Суть модели заключается в том, что за ребёнком закреплен наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели. В таком тандеме повышается авторитет учителя (наставника), у ученика повышается учебная мотивация, уверенность, самооценка. Для ученика с ОВЗ такая модель наставничества является профессиональной пробой, ребенок понимает свои возможности. Это способствует решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации.
Каждый педагог задумывался: кем же станут его подопечные в жизни? Реализуют ли они себя? Мы имеем огромный жизненный опыт и знаем, какая жесткая жизненная реальность ожидает наших учеников. После окончания школы ученики вступят в схватку за «место под солнцем», и в этой схватке побеждает сильнейший. Увы, но наши ученики с ОВЗ заведомо вступят не в равный бой.
Проблема, с которой сталкиваются наши выпускники - ограниченный круг сфер профессиональной деятельности. Не все специальности подходят для учеников с нарушениями зрения. По статистике 80% учеников, закончившие профессиональные учебные заведения, не работают по специальности. Одна из причин этому - неосознанный выбор профессии. Правильный и адекватный выбор доступной профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению и развитию интереса к собственным возможностям, расширяет кругозор ребенка, стимулирует его потребности к труду. Для осуществления правильного выбора профессии необходимо иметь как можно больше информации, а также применить профессиональную пробу, которая поможет принять правильное решение.
Цель моего наставничества в школе «учитель-ученик» - осознанное профессиональное самоопределение ученика в рамках профессии парикмахер. Ученики возможно даже и не знают, что у них есть задатки к этой профессии и основная задача: раскрытие личного и профессионального потенциала ученика, развитие у ученика интереса к трудовой деятельности, получение профессиональной пробы.
Так уж получилось, что в моем профессиональном арсенале есть специальность «Парикмахер 3 разряда». Стаж работы в этом направлении – 6 лет. За это время повышала свой уровень в парикмахерском направлении не только практикой, но и обучением.
Знаю строение и свойства кожи и волос, красители и химические смеси, воздействующие на кожу головы и волосы, правила санитарии и гигиены.
Умею дать точную и исчерпывающую информацию по профессиональным вопросам, выполнять все работы на профессиональном уровне.
Могу окрашивать, осветлять волосы, делать стрижки, делать финишную укладку.
Исходя из собственного опыта, как педагог-наставник с практикой в парикмахерском искусстве, могу сделать вывод - заставить быть наставником невозможно. Наставничество — дело исключительно добровольное, основанное на позитиве. Наставник не тот, кто старше, а тот, кто достиг результата, к которому хочется «тянуться». Мудрый наставник — это успешный специалист. Это друг, советчик, который может убеждать, внушать и вести за собой. Авторитет наставника не подлежит сомнению. Из всех вышеперечисленных компетенций, которыми должен обладать наставник, я бы еще добавила, что наставник должен уметь вдохновлять и мотивировать других, доходчиво и правильно доносить информацию, способен выстраивать отношения, быть нацеленным на результат.
Суть моей наставнической практики - вдохновить, мотивировать на осознанное профессиональное самоопределение ученика с нарушениями зрения. Для этого у ученика выявляются способности или желание развиваться в этой компетенции. Наставник возбуждает у наставляемого интерес, внимание, любопытство в профессиональной пробе, привлекает выгодами, перспективными материальными интересами.
Ученик «слегка заинтересованный», а, возможно, просто ради любопытства попробовать свои силы в этом направлении начинает погружаться в обучение. И тут самая главная задача наставника — постоянная мотивация ученика на успех. Формы и методы могут быть разные, выбираются в зависимости от наставляемых (поощрение, четко организованный урок, экскурсии на производство и т.д.)
В процессе обучения ученик получает теоретические знания, отрабатывает полученные знания на практике. Информация дается дозированная и посильная для ученика, чтобы «не перегрузить» наставляемого. Слишком сложная и непосильная работа может оттолкнуть ученика и перечеркнуть всю проделанную работу наставника.
У ученика, достигшего успехов (хоть и небольших), повышается уверенность в себе, возрастает самооценка. Одноклассники начинают ценить его как специалиста (в нашем случае одноклассницы были моделями), вследствие чего возрастает авторитет наставляемого в классе. Это дает ученику мотивацию к саморазвитию, наставляемый начинает работать не по «шаблону», вдохновляет уже сам себя и применяет свои идеи в работе. И на этом этапе наставляемый уже готов к осознанному профессиональному самоопределению.
Этапы работы наставничества:
ЭТАП 1: Реклама профессиональной пробы в образовательном учреждении.
В старших классах в сентябре проведен мастер-класс, где были сразу выявлены ученики с профессиональными склонностями. При организации мастер-класса учитывались несформированные способности к парикмахерскому искусству, поэтому материал для мероприятия следует выбрать посильный для учеников. Основная задача — заинтересовать, а не отпугнуть.
ЭТАП 2: Диагностика учеников.
Тестирование «Методика изучения статусов профессиональной идентичности».
На этом этапе проводится диагностика: развитие моторики рук, ориентация в пространстве. Выявились ученики со склонностями к парикмахерскому искусству. Сформировалась группа из трех человек.
ЭТАП 3: Оформление рабочей тетради наставника и наставляемых.
Разрабатывается обучающая программа в соответствии с возможностями наставляемых.
ЭТАП 4: Обучение наставляемых.
Тесно сотрудничали с ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса», которые предоставили нам манекен голову и инструменты для практических работ. Наставляемые получили теоретические знания: строение и свойства кожи головы, средства по уходу за волосами, средства для укладки волос, инструменты. Отрабатывали практически на манекен голове: локоны на волосах, прически с элементами косоплетения, быстрые укладки.
ЭТАП 5: Практическая реальность.
На этом этапе наставляемые проходили практику в салонной реальности с реальными клиентами. У наставляемых была возможность попробовать свои приобретенные знания и навыки на рабочем месте. Таким образом, наставляемый пробует свои силы в профессии.
ЭТАП 6: Итоговая практическая работа.
На этом этапе наставляемые делали итоговую работу - без помощи наставника укладывали локоны или прическу, применяя свои приобретенные знания.
ЭТАП 7: Итоги.
Диагностика профориентации учеников: тестирование «Методика изучения профессиональной идентичности». На этом этапе была видна сформированность готовности ученика к профессиональному самоопределению.
Итогом успешной наставнической модели — участие в чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс — 2020» в компетенции «Парикмахерское искусство». Наставляемые заняли 1,2,3 место по Республике Хакасия. Балыкова Диана заняла 5 место в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Абилимпикс 2021 заняли места 1,2,3 , в национальном чемпионате 7е место из 10ти.
По результатам можно сделать вывод. Что ученики готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили, а так же у них присутствует уверенность в правильном принятии своего решения относительно профессиональной деятельности. У наставляемых поднялась самооценка, стали более уверенные в себе, повысился авторитет в школе и семье.
Используемые источники
1. Психология труда (Павлова А.М.), Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2008. 156 с.
1. Психология труда (Павлова А.М.), Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2008. 156 с.
Другие статьи
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
- Стиль общения педагога с детьми
- Из опыта работы кружка
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Формирование навыков читательской самостоятельности у младших школьников в группе продлённого дня (из опыта работы)
- Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми
- Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.