С нами 16274 учителя, 5594 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Проектирование конкурсов профессионального мастерства обучающихсяпо профессии мастер садово-паркового и ландшафтного строительства как способ формирования эффективной образовательной среды колледжа"

Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, респ. Хакасия, г. Абакан
 
 
Проектирование конкурсов профессионального мастерства обучающихсяпо профессии мастер садово-паркового и ландшафтного строительства как способ формирования эффективной образовательной среды колледжа
 
 
   Основным результатом деятельности системы среднего профессионального образования, является высококомпетентный работник, готовый к социальной и профессиональной мобильности, непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. [4.]
  И.А.Гулака в статье «Инновационные методы развития творческих способностей» указывает на  актуальность  целенаправленной подготовки творческой деятельности обучающихся. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности обучающихся, а так же как средство повышения эффективности процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО, Открытого Чемпионата профессионального мастерства среди молодежи WorldSkills. [1.]
  И.П.Клемантович в статье «Развитие у студентов культуры профессионального мышления» указывает: «Приоритетным направлением, в этой работе является саморазвитие и самореализация обучающихся, раскрытие их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, обеспечивающие успешное продвижение в профессиональной сфере деятельности. Для того чтобы  обучающиеся  могли реализовать свой творческий потенциал, их следует научить решать изобретательские задачи. Совершенствование восприятие памяти -  создает предпосылки для повышения культуры профессионального мышления будущих молодых специалистов». [2]
  В.Г.Минашкина., Ю.А.Осалихина в статье «Роль конкурса «Студент года» в формировании профессионального самоопределения студенческой молодежи» видит одним из путей решения проблемы развития творческого потенциала студенческой молодежи: «Участие в профессиональных конкурсах – один из путей достижения успеха. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,  ее профессиональной и социальной адаптации». [3]
  Организация профессиональных  конкурсов в Хакасском колледже профессиональных технологий экономики и сервиса  является одной из приоритетных задач профессиональной подготовки обучающихся по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
  Предметно-цикловой комиссией профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства на протяжении пяти лет успешно реализуются в течение учебного года проекты творческих конкурсов: «Осенняя палитра», «Новогодний дизайн», «Неделя профессии».  В проектной деятельности участвуют первокурсники и студенты выпускных групп  специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство, профессии  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства  и студенты профессиональной подготовки профессий Рабочий зеленого хозяйства.
   Проект профессионального конкурса «Осенняя палитра» стартует уже 5год. Конкурс «Осенняя палитра» проводится с   целью повышения престижа профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
  Задачами профессионального конкурса «Осенняя палитра»  являются:
-  популяризация опыта проектной деятельности  в области ландшафтного дизайна;
- стимулирование заинтересованности обучающихся в непрерывном повышении профессионального и личностного развития;
- выявления наиболее одаренных и талантливых обучающихся и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности.
  Конкурс представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкурсных заданий на всех этапах его проведения. Конкурсные задания разрабатываются предметно-цикловой комиссией Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Конкурс проводился по пяти  номинациям:   «Лучшая осенняя композиция»,   «Эмблема профессии»,  Эссе «Моя профессия – мое  будущее», «Лучшая клумба фасада колледжа»,  «Ландшафтный дизайн зоны отдыха на территории колледжа». Проверку и оценку  конкурсных заданий осуществляет независимое жюри, из преподавателей и мастеров производственного обучения, обязательным  приглашением  представителя базового предприятия МУБ г.Абакана «Абаканское парковое хозяйство».
  Презентация  номинаций «Лучшая осенняя композиция», «Эмблема профессии» организуется через  выставку работ. Творческие работы участников конкурса отличаются техникой,  гармоничностью сочетания цветовой гаммы, разнообразием используемых природных материалов и фактур.
 Творческие работы победителей номинации Эссе «Моя профессия мое будущее» публикуются в журнале «Инфоколледж».
  Защитой ландшафтный проектов завершаются номинации «Лучшая клумба фасада колледжа», «Ландшафтный дизайн зоны отдыха на территории колледжа».
При разработке ландшафтных проектов обучающиеся используют  знания специальных дисциплин, которые позволяют сформировать профессиональные и общие компетенции, таким образом, воспитывается потребность в непрерывном самообразовании -  отличительное качество современного молодого специалиста.
  Ландшафтные проекты победителей конкурса определяет сложность архитектурно-планировочного решения, возможность реализации проекта в период производственной практики.
  Проекты не являются статичными, они развиваются, а  результаты работ  представляются на Межрегиональной учебно-практической конференции проводимой в Открытого Чемпионата профессионального мастерства среди молодежи WorldSkills , Республиканском конкурсе учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне». 
  Интересные  идеи  реализуются  в проекте озеленения и благоустройства территории колледжа. Хакасский колледж профессиональных технологий экономики и сервиса на протяжении многих лет является призером  городского конкурса «Цветочная мозаика» в номинации  «Лучшее содержание, озеленение и цветочное оформление учреждений среднего специального, высшего профессионального образования».
  Поддержание  атмосферы психологического комфорта способствует организация и проведение открытого голосования студентов и преподавателей,  мастеров колледжа на определение приза зрительских  симпатий по номинации «Лучшая осенняя композиция», присвоение звания «Лучший по профессии».
  Подведение  итогов конкурса проводится  в торжественной обстановке, это  позволяет первокурсникам познакомиться  с авторами лучших творческих работ, услышать мнение независимого  жюри, построить планы на участие в следующем году. Планирование и проведение конкурса «Осенняя палитра» в начале учебного года способствует  вовлечению в профессиональную деятельность студентов первокурсников  с первых дней обучения в колледже, что способствует формированию положительной мотивации к получению профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
  Анализируя активность участия студентов в конкурсе профессионального мастерства  «Осенняя палитра» за последние три года (2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 уч.года)  прослеживается  положительная  динамика. Количество участников представляющих творческие проекты с 2016-2017уч.год  по 2018-2019 уч.год возросло с 35% до 63% от группы.
  Профессиональный конкурс «Новогодний дизайн» стартовал в 2017учебном году и  вызвал большой интерес студентов всего колледжа. Проект конкурса направлен популяризацию опыта проектной деятельности  в области фитодизайна, на развитие у обучающихся навыков самостоятельного творческого мышления.
  Конкурс проводился по номинациям: «Лучший новогодний рисунок на стекле», «Креативная новогодняя елка», «Роспись новогодней игрушки», «Новогодняя композиция».   В номинации  «Узор на стекле» принимают участие все группы колледжа. Выставка конкурсных работ создает  новогоднюю атмосферу в рекреациях колледжа.
  Творческие проекты новогодних композиции отвечают требованиям: оригинальность художественного замысла, гармоничностью сочетания материалов, творческой индивидуальностью. Анализ вовлеченности  студентов ПЦК УГС 35.00.00 по группам составил более 50%.
  Учебный год завершается участием студентов и преподавателей колледжа в проекте «Неделя профессии».  Проект «Неделя профессии» включает в себя мероприятия, направленные на демонстрацию педагогического мастерства преподавателями и мастерами производственного обучения профессии. «Неделя профессии» проводится с целью демонстрации педагогического мастерства преподавателями и мастерами и  качества профессиональной подготовки студентов. В рамках проекта проводятся  мероприятия: олимпиада по специальным дисциплинам,  открытые уроки, выставки макетов ландшафтных проектов территории, заседание Студенческого Научного Общества. Данный проект объединяет студентов и преподавателей и мастеров  в создании положительного имиджа профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Организация и проведение «Недели профессии» позволяет максимально вовлечь  студентов всех групп направления Садово-парковое и ландшафтное строительство. Создает благоприятные условия для самоопределения обучающихся в будущей профессиональной деятельности, стимулирует заинтересованность в непрерывном повышении своего профессионального мастерства.
   Таким образом, внедрение проектов конкурсов профессионального мастерства в  процесс учебный процесс, формирует положительный имидж профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, содействует повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся, выявляет наиболее талантливую и одаренную молодежь, способствуя  раскрытию индивидуальных творческих способностей и определению путей   дальнейшего самообразования и саморазвития  и будущего трудоустройства в рамках программы  дуального обучения.
Библиографический список
1. Портал для учителей мультурок [электронный ресурс]. Гулака И.А методическая разработка «Инновационные методы развития творческих способностей учащихся». - 15.10.19г, Режим доступа: multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-innovatsionnyie-mietody-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia.html. 2. 2.Молодой ученый [электронный ресурс / журнал]. Клемантович И. П. Развитие у студентов культуры профессионального мышления. 2016. — №7.6. — С. 95-98. Режим доступа:  moluch.ru/archive/111/27980/.
3. Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.) [электронный ресурс / журнал] Мишакина В. Г., Осалихина Ю. А. Роль конкурса «Студент года» в формировании профессионального самоопределения студенческой молодежи  — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 63-64. — Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/320/14755/.
4. Молодой ученый [электронный ресурс / журнал]. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО - 2016. - №6.2. - С. 101-105.– Режим доступа: http://moluch.ru.
 
 
 
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ