Статья "Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы"
Пышминцева Евгения Сергеевна
Педагог-библиотекарь
МБОУ «Средняя образовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский
Свердловская область
Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы
Альтернативные методики обучения вызывают громкие споры между педагогами и родителями. Как подготовить школьника к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как учителю будет удобнее подать информацию, а ученикам – усвоить знания? Специалисты из Министерства Образования ежегодно совершенствуют школьную программу и разрабатывают новые методики.
Отдельного внимания достойны электронные формы учебников – опрос среди представителей наиболее заинтересованных участников педагогической практики показал все преимущества и недостатки электронных учебников. Непосредственно 85% опрошенных являются действующими работниками школьных заведений, более половины из них (81%) – школьные учителя, еще 8% - директора и завучи, 1% - библиотекари, остальные участники проекта занимаются сопутствующей деятельностью. 75% наших участников – опытные педагоги в возрасте от 35 до 55 лет, также в опросе приняли участие молодые педагоги возрастом до 35 лет (9%) и пенсионеры (16%).
Треть статистов указала среднюю информированность в вопросе внедрения и использования электронных учебников, мнение остальных разделилось – одна часть опрошенных владеет информацией лишь частично, другая показывает высокий уровень информированности.
Примечательно, что все участники в той или иной мере ознакомлены со спецификой электронной формы учебников, 5% регулярно используют данную методику либо консультируют новичков проекта.
К сожалению, на практике электронные формы учебников (ЭФУ) используются нечасто: лишь 8 человек из 77 подтвердили, что в их школе повсеместно используется новая форма обучения. 26 человек пояснили, что электронные учебники применяются лишь частично, и 43 человека отметили, что в их конкретной школе ЭФУ не используются вовсе. Лишь 30% признали, что используют
электронные учебники в личной практике.
Основным преимуществом электронных учебников педагоги отметили их универсальность – книги можно использовать как в классах, так и за пределами школы: доступность знаний стала во главу угла. Немаловажными факторами признаны улучшение ИКТ навыков учителя и ученика, повышение мотивации учеников и эффективности обучения, создание развивающей образовательной среды и обеспечение персонального подхода к каждому ученику. Все факторы вместе и по отдельности способствуют лучшему восприятию и повышению успеваемости школьников.
Удобная навигация, интуитивно простое управление и практичное структурирование мультимедиа объектов привлекают педагогов в первую очередь. Качество художественного оформления и специальные функции «закладка» и «заметка» отошли на второй план. В целом отношение к ЭФУ вполне позитивное: 47% опрошенных высказали скорее благоприятное впечатление об электронных учебниках, 35% всецело поддерживают идею внедрения ЭФУ, и лишь 3% высказались категорически против.
Однако вопрос внедрения электронных учебников остается открытым – именно он вызывает наибольшие опасения у педагогов. 47% опрошенных предполагают, что справятся с новой формой обучения, 34% сомневаются в своих силах, и лишь 16% уверены, что справятся с инновациями. Уровень подготовки педагогов к использованию ЭФУ колеблется от откровенно слабого до вполне уверенного – конкретного перевеса в ту или иную сторону нет, а это значит, что почти половина преподавателей не готова к внедрению электронных учебников по причине банального отсутствия навыков.
И все же в целом отношение к электронным учебникам благожелательное. Среди участников опроса удалось выяснить даже предпочтительную форму работы с ЭФУ – 60% высказались за организацию фронтальной модели с использованием автоматического рабочего места педагога (классическая форма диалога «учитель – класс»).
Преимущества и недостатки инноваций может показать только практика, однако уже сегодня электронные учебники сулят массу перспектив как для педагогов, так и для самих школьников.
Источники:
1. Исследование "Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы" / Е.С. Пышминцева. - Режим доступа: uchportfolio.ru/s0926443572/?page=28481
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- Пассивное внимание
- Патриотическое воспитание подростков
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек
- Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения