Статья "Стратегии визуального мышления в системе развивающего обучения"
Маргарита Чаркова
27.01.2020
2032
2
Развивающее обучение
Чаркова Маргарита Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
г. Никольск
Пензенская область
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
г. Никольск
Пензенская область
Стратегии визуального мышления в системе развивающего обучения
«В преподавании искусства, также, как и в преподавании других предметов, лучший учитель не тот, кто выплескивает на ученика всё, что он знает, и не тот, кто удерживает при себе всё, что он мог бы дать, но тот, кто подобно мудрому опытному садовнику терпеливо наблюдает, оценивает и помогает в тех случаях, когда помочь необходимо».
Джером Брунер
Джером Брунер
Современные школьники не могут долго застревать на одном и том же, им нужна быстрая смена кадров и планов в кино, им сложно читать книги с описаниями природы на две страницы. В этом проявляется, как выражаются психологи, некий синдром клипового мышления. Быстрая способность переключаться с одного вида деятельности на другой, конечно, хорошо. Но в данном случае мы говорим о некой подмене данной способности такого психологического процесса, как внимание. В результате чего получаем некую неорганизованность учащихся. С этими проблемами поможет справиться курс «Стратегии визуального мышления».
Курс «Стратегии визуального мышления» (VTS) позволит познакомить детей с миром искусства, а также дать возможность практически использовать и совершенствовать навыки мышления и общения.
Обсуждению, в процессе которого дети могли бы высказывать все, что они думают, глядя на произведения искусства, и реагировать на комментарии друг друга, методологией VTS придается очень большое значение.
Программа VTS, в первую очередь, адресована зрителям, находящимся на ранних стадиях эстетического развития. При строгом соблюдении рекомендации она позволяет достигнуть впечатляющих сдвигов.
«Визуальное мышление» - первые шаги мышления эстетического при помощи рассматривания предметов. «Стратегия» - это приемы визуального мышления. VTS – многолетняя программа, которая дает возможность исследовать и обсуждать широкий круг вопросов искусства, устанавливать между собой и искусством некие важные связи, развивает длительную связь с ним.
Программа состоит из слайдов и вопросов, детей и учителя.
В процессе работы по данной программе:
Обсуждению, в процессе которого дети могли бы высказывать все, что они думают, глядя на произведения искусства, и реагировать на комментарии друг друга, методологией VTS придается очень большое значение.
Программа VTS, в первую очередь, адресована зрителям, находящимся на ранних стадиях эстетического развития. При строгом соблюдении рекомендации она позволяет достигнуть впечатляющих сдвигов.
«Визуальное мышление» - первые шаги мышления эстетического при помощи рассматривания предметов. «Стратегия» - это приемы визуального мышления. VTS – многолетняя программа, которая дает возможность исследовать и обсуждать широкий круг вопросов искусства, устанавливать между собой и искусством некие важные связи, развивает длительную связь с ним.
Программа состоит из слайдов и вопросов, детей и учителя.
В процессе работы по данной программе:
- Дети знакомятся с произведениями искусства разных стран и народов, что расширит их знакомство с мировым художественным наследием.
- Дети поймут, что многие произведения «рассказывают» свои истории и что они способны самостоятельно эти истории интерпретировать.
- Дети будут совершенствовать навыки общения, и научатся слушать и воспринимать мысли других в процессе обсуждения.
- Отвечая на вопросы, выстроенные в специальный алгоритм, дети будут развивать, и углублять основные навыки мышления.
- Начинают обсуждать мотивы и намерения художника при создании работы.
- Используют письмо как еще один способ реакции отклика на произведение искусства.
Учитель учится фасилитировать (направлять) этот процесс обучения. Учитель сможет расширить свой собственный опыт эстетического восприятия, пройти этот путь вместе с детьми.
У программы есть еще и другая цель: по мере того, как будет углубляться эстетическое понимание детей, в них будет развиваться способность исследовать и другой зрительный материал, до тех пор им неизвестный, оттачивать наблюдательность и коммуникативные навыки. Умение логически аргументировать свои версии будет расти за счет производимых конкретных доказательств в их защиту.
Предполагаемый программой метод включает в себя 4 принципа, которые нужно хорошо понимать и строго придерживаться:
У программы есть еще и другая цель: по мере того, как будет углубляться эстетическое понимание детей, в них будет развиваться способность исследовать и другой зрительный материал, до тех пор им неизвестный, оттачивать наблюдательность и коммуникативные навыки. Умение логически аргументировать свои версии будет расти за счет производимых конкретных доказательств в их защиту.
Предполагаемый программой метод включает в себя 4 принципа, которые нужно хорошо понимать и строго придерживаться:
- Задавать предусмотренные программой вопросы, вовлекая детей в активный процесс поиска и открытий.
- Внимательно слушать, что говорят дети, и показывать, что их понимают: разглядывать картины вместе с ними, показывать указкой те детали, о которых они говорят и перефразировать их высказывания.
- Направлять обсуждение, увязывая между собой схожие мысли и подчеркивая различие между несхожими точками зрения, тем самым помогая детям составить несколько разных мнений о картине.
- Вдохновлять учащихся на дальнейший поиск и познание, оставляя во время обсуждения некоторую недосказанность, предлагая продолжить подбор информации из внешних источников.
Во время уроков предлагается детям рассмотреть произведение искусства, обсудить, что они видят и привести подтверждение тем выводам, которые они сделают из своих наблюдений, обходясь при этом без специальной терминологии и предварительной информации. Они должны с разных сторон рассмотреть образ и поспорить о разных возможных трактовках, а процесс визуального мышления будет укреплять их способность анализировать, высказывать, слушать и размышлять.
VTS – это процесс открытий. Все обсуждения начинаются с вопросов. Эти вопросы провоцируют детей на самые разные, и все же вдумчивые ответы, и так, чтобы при помощи можно было долго поддерживать активность обсуждения. Они настраивают детей на то, чтобы вглядываться, размышлять и выходить на следующие вопросы – а ведь за счет этого создается основа для развития критического мышления. Каждый вопрос продуман и сформулирован так, чтобы вызвать определенный ожидаемый результат, и поэтому задавать вопросы нужно только в тех формах, в которых они предложены, ничего в них не меняя.
Для того, чтобы провести успешное обсуждение – и для того чтобы обеспечить эстетический рост каждого – учитель должен со вниманием принимать вклад в общий разговор каждого ребенка, поддержать каждого и показать своим примером, что каждый заслуживает того, чтобы его выслушали. И ничто не способствует активному участию и вовлеченности больше, чем прочная уверенность в том, что все будут услышаны и что ко всем отнесутся с уважением.
Каждый ответ следует перефразировать. Перефразируя реплики детей, следует изменять слова, но не смысл сказанного.
За счет перифразов достигается сразу несколько результатов:
VTS – это процесс открытий. Все обсуждения начинаются с вопросов. Эти вопросы провоцируют детей на самые разные, и все же вдумчивые ответы, и так, чтобы при помощи можно было долго поддерживать активность обсуждения. Они настраивают детей на то, чтобы вглядываться, размышлять и выходить на следующие вопросы – а ведь за счет этого создается основа для развития критического мышления. Каждый вопрос продуман и сформулирован так, чтобы вызвать определенный ожидаемый результат, и поэтому задавать вопросы нужно только в тех формах, в которых они предложены, ничего в них не меняя.
Для того, чтобы провести успешное обсуждение – и для того чтобы обеспечить эстетический рост каждого – учитель должен со вниманием принимать вклад в общий разговор каждого ребенка, поддержать каждого и показать своим примером, что каждый заслуживает того, чтобы его выслушали. И ничто не способствует активному участию и вовлеченности больше, чем прочная уверенность в том, что все будут услышаны и что ко всем отнесутся с уважением.
Каждый ответ следует перефразировать. Перефразируя реплики детей, следует изменять слова, но не смысл сказанного.
За счет перифразов достигается сразу несколько результатов:
- Признание и уважение учителя окрыляет любого ученика.
- Таким образом, вы доказываете, что понимаете и цените каждую мысль, и это заставляет начинающего зрителя поверить, что слова его не бессмысленны – а это главная предпосылка того, что он захочет участвовать в дальнейших обсуждениях.
- Вы помогаете группе лучше расслышать все реплики, а также своим примером подспудно даете понять, как важно выслушать и понять другого человека.
- Вам легче будет запомнить, что говорили дети, и вы сможете лучше обобщить, противопоставить или указать между собой их комментарии.
- Вы даете еще один урок того, что искусство, как и многое другое в этом мире, не однозначно и допускает всевозможные точки зрения.
- Если вы научитесь перефразировать и бережно, и четко, то вы сможете превращать каждый, иногда очень невнятный и «спотыкающийся» ответ ребенка в высказывание меткое, ясное и грамотное и это поможет расширить словарный запас, «подчистить» грамматику и повысить чутье к языку, но при этом ребенка не будет угнетать чувство того, что он сделал ошибку, и его «исправили».
- Вам представится возможность на мгновение заглянуть в мысль каждого из детей, понять, как он видит, как идет ход его размышлений. Ведь в то короткое время, когда вы будете напряженно вслушиваться в его слова, чтобы потом его перефразировать, вы проникните в сознание ребенка и сможете понять, как у него между собой связаны мысль и средства ее выражения.
- Перифраз помогает отслеживать и оценивать учеников.
При обсуждении произведения искусства нужно принимать, как допустимую, любую высказываемую версию, если ребенок может обосновать ее конкретными наблюдениями. Вопрос: «Что ты тут видишь такое, что заставило тебя так сказать?» Как раз не предназначен для того, чтобы призывать детей давать подтверждения своим интерпретивным версиям. Скорее всего, не все ответы будут считаться правильными, но пусть «истина» всплывет в процессе группового взаимодействия.
Во время всех споров вы должны «сохранить нейтралитет»; весь процесс направлен на то, чтобы стимулировать мышление, но ни в коем случае не на то, чтобы привести детей к одному ответу. Ведь смысл обсуждения – дать детям возможность делать открытия самостоятельно.
Если услышите комментарии, которые считаются «неправильными», относиться к этому нужно спокойно и просто попробовать понять, что могло привести ребенка к такому выводу: может, вы сможете узнать о нем что – то интересное.
На уроках VTS дети получают возможность высказываться в спокойной обстановке. Дайте детям высказываться. Не беспокойтесь, если дети будут повторять слова друг друга, в той степени, в которых они обычно это делают, это им необходимо. Со временем дети поймут, что вы на самом деле хотите отыскать разные токи зрения, что все версии будут приняты, как имеющиеся право на существование. Ребята быстро усвоят, что мысли друг друга можно дополнять, оспаривать, в чем – то изменять.
Самое первое и самое необходимое условие для успешного обсуждения: правильным образом реагировать на каждый ответ. Кроме поддержки каждого ребенка, учитель на уроках VTS должен исправлять и помогать развитию групповой динамики обсуждений. В любой области коллективный разум всегда способен постичь больше, чем разум отдельного человека. Когда человек оспаривает или «встраивает» чьи – то другие точки зрения, он развивает свои логические способности – свое умение воспринимать новые идеи и дорабатывать свои первоначальные выводы, иногда даже меняя свои первоначальные взгляды.
Практика показала, что начинающие зрители скорее склонны рассказывать, что – то сами, почти не задавая при этом вопросов. Любознательность и любопытство просыпается несколько позже, после того, как они накапливают уже некоторый опыт. Если вам задан вопрос, лучше помочь детям самим найти ответ. Всегда нужно стараться использовать заданные детьми вопросы для того, чтобы лишний раз показать им, как можно «добыть знания»; и что получение информации – это не какой – то мистический процесс, но вполне реальная задача, что любую информацию можно найти, если обратиться к соответствующим источникам.
Навыки, полученные на уроках VTS, постепенно будут сказываться и на уроках по другим предметам: чтения, русского языка, математики и т.д.
Итак, программа способствует развитию навыков:
- Складывается привычка к использованию пристального наблюдения как средства обогащения и углубления понимания.
- Закрепляется способность вырабатывать гипотезу и аргументировать свою точку зрения.
- Атмосфера урока VTS вдохновляет на открытость, гибкость и размышления о возможных других вариантах, а также на то, чтобы пересмотреть свою позицию, услышав весомый новый аргумент или глубже поразмышляв.
- Развиваются навыки общения.
- Программа способствует закреплению духа сотрудничества, так как в группе происходит свободное обсуждение. Фактически, детям удается находить решение сложных вопросов в процессе совместного поиска, а это очень важно для современных детей.
Во время всех споров вы должны «сохранить нейтралитет»; весь процесс направлен на то, чтобы стимулировать мышление, но ни в коем случае не на то, чтобы привести детей к одному ответу. Ведь смысл обсуждения – дать детям возможность делать открытия самостоятельно.
Если услышите комментарии, которые считаются «неправильными», относиться к этому нужно спокойно и просто попробовать понять, что могло привести ребенка к такому выводу: может, вы сможете узнать о нем что – то интересное.
На уроках VTS дети получают возможность высказываться в спокойной обстановке. Дайте детям высказываться. Не беспокойтесь, если дети будут повторять слова друг друга, в той степени, в которых они обычно это делают, это им необходимо. Со временем дети поймут, что вы на самом деле хотите отыскать разные токи зрения, что все версии будут приняты, как имеющиеся право на существование. Ребята быстро усвоят, что мысли друг друга можно дополнять, оспаривать, в чем – то изменять.
Самое первое и самое необходимое условие для успешного обсуждения: правильным образом реагировать на каждый ответ. Кроме поддержки каждого ребенка, учитель на уроках VTS должен исправлять и помогать развитию групповой динамики обсуждений. В любой области коллективный разум всегда способен постичь больше, чем разум отдельного человека. Когда человек оспаривает или «встраивает» чьи – то другие точки зрения, он развивает свои логические способности – свое умение воспринимать новые идеи и дорабатывать свои первоначальные выводы, иногда даже меняя свои первоначальные взгляды.
Практика показала, что начинающие зрители скорее склонны рассказывать, что – то сами, почти не задавая при этом вопросов. Любознательность и любопытство просыпается несколько позже, после того, как они накапливают уже некоторый опыт. Если вам задан вопрос, лучше помочь детям самим найти ответ. Всегда нужно стараться использовать заданные детьми вопросы для того, чтобы лишний раз показать им, как можно «добыть знания»; и что получение информации – это не какой – то мистический процесс, но вполне реальная задача, что любую информацию можно найти, если обратиться к соответствующим источникам.
Навыки, полученные на уроках VTS, постепенно будут сказываться и на уроках по другим предметам: чтения, русского языка, математики и т.д.
Итак, программа способствует развитию навыков:
- Складывается привычка к использованию пристального наблюдения как средства обогащения и углубления понимания.
- Закрепляется способность вырабатывать гипотезу и аргументировать свою точку зрения.
- Атмосфера урока VTS вдохновляет на открытость, гибкость и размышления о возможных других вариантах, а также на то, чтобы пересмотреть свою позицию, услышав весомый новый аргумент или глубже поразмышляв.
- Развиваются навыки общения.
- Программа способствует закреплению духа сотрудничества, так как в группе происходит свободное обсуждение. Фактически, детям удается находить решение сложных вопросов в процессе совместного поиска, а это очень важно для современных детей.
Использованная литература:
- Досяк И. М. Нестандартные уроки с использованием инновационных технологий. 1 – 4 классы. – Х.: Основа, 2007. – 160 с.
- Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения http://shkolazhizni.ru
- Центр «Педагогический поиск», журнал «Современный урок: начальная школа», №3/2012 г.
Другие статьи
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками
- Проект "Память, которой не будет конца". Из опыта работы.
- Включение в "Лонг-лист" конкурса "Мой проект – моей стране!"
- Развитие познавательного интереса учащихся к английской и русской литературе во внеурочной деятельности по английскому языку
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Размышления о педагогике сотрудничества «Ребенок – не взрослый. Но когда-то он им станет…»
- Педагогическая этика учителя
- Поэзии целебная сила
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Маргарита Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей статьёй. Интересный курс, актуальный.
Ирина Мерзлютина, дата: 11.02.2020 в 15:18
#2 Маргарита Анатольевна, в статье хорошо описана значимость курса, цели как для учителя так и для учащихся, навыки которые он развивает. Спасибо за знакомство с современным курсом.
Светлана Жарикова, дата: 21.03.2020 в 6:19
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.