Статья "Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников"
Марина Лаптева
07.10.2019
2556
7
Воспитательная работа
Автор: Лаптева Марина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Сергачская СОШ №6»
г. Сергач Нижегородская область
1. Гладышева О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни // Программа интегрированного учебного курса (Начальная школа).- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
2. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Первый год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
3. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Второй год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006
4. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Третий год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
5. Гладышева О.С., Абросимова И. Ю. и др. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Четвёртый год обучения.- Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Сергачская СОШ №6»
г. Сергач Нижегородская область
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников
«Воспитание может сделать многое... »
В.Г. Белинский
В.Г. Белинский
Главная миссия образования сегодняшнего дня, заложенная в идее введения федеральных государственных стандартов общего образования – воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа. Одним из основных направлений духовно – нравственного развития и воспитания является формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Формирование здорового образа жизни - очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы с детьми. В этом мне помогает программа «Уроки здоровья и основы безопасности жизни», разработанная на кафедре «Здоровьесбережения в образовании» Нижегородского института развития образования. Автор – разработчик доктор биологических наук, доцент Ольга Семёновна Гладышева. Учебный курс «Уроки здоровья и ОБЖ» состоит из программ, предназначенных для учащихся начальной, средней и старшей ступени образования, и методических руководств для педагогов с детальной разработкой каждого занятия и диагностическими материалами.
Курс выстроен с позиций интегральных представлений о здоровье, опирается на формирование представлений о важности биологических, социальных, а также духовно- нравственных аспектов здоровья.
Одновременно с этим он ориентирован на практические знания, практическую деятельность и активность в сохранении и поддержании здоровья и здорового образа жизни.
Наиболее важным в этом курсе является формирование представлений об активной жизненной позиции в вопросах здоровья, безопасности жизнедеятельности, гармоничных взаимоотношениях с природой и обществом.
Для реализации данной программы был организован кружок « Уроки здоровья». Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. На занятиях кружка формируется мотивация здорового образа жизни. Дети узнают, какие факторы влияют на состояние здоровья, знакомятся с правилами рационального питания, со способами укрепления своего здоровья, узнают о нормах безопасного поведения.
На заседания кружка часто приглашаются гости: старшеклассники, школьная медсестра, сотрудники ГИБДД, работники Физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер», долгожители нашего города, которые знакомят детей со способами укрепления здоровья.
Занятия проходят с использованием активных форм обучения: игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, различных видов групповой работы, позволяющих каждому обучающемуся приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении пока «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. Основной технологией этих занятий с детьми является деятельностный подход, который реализуется в различных формах интерактивного взаимодействия учителя и ученика.
«Мозговой штурм» — распространенный способ обучения, который предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Такой способ обучения повышает усвоение знаний до 50 %.
Важным элементом является обучение практикой действия (70 % усвоения материала). При проведении ролевых игр или проигрывании ситуаций учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Эти методы рассчитаны на то, чтобы помочь ученику проанализировать свои чувства, мысли и действия в обстановке, близкой к реальности.
Наиболее эффективная форма обучения, которую часто я использую на занятиях — выступление самих учеников в роли обучающих. Обучаемый, который преподает материал другим, сам усваивает 90 % преподаваемого материала. Участие в работе по программе подготовленного педагогом консультанта-ученика, который обучает своих сверстников, — это один из самых эффективных способов привлечь внимание школьников к обсуждаемым проблемам и заставить их изменить свое поведение. В ходе проведения акции «Первоклашки – пешеходы» ребята моего класса рассказали первоклассникам о правилах дорожного движения, вручили им закладки – светофоры, изготовленные своими руками. В ходе акции «Водитель, уступи дорогу детям!», проведённой учениками моего класса совместно с инспекторами ДПС водителям были вручены Памятки «Не гоните, водители! Вы ведь тоже родители!»
В ходе изучения курса дети овладевают навыками проектной деятельности. Так, в ходе работы над проектом «Путь к доброму здоровью, учащиеся выяснили роль утренней зарядки в укреплении организма.
Готовясь к Уроку здоровья о секретах долголетия, перед обучающимися класса за месяц до проведения мероприятия был поставлен проблемный вопрос: “Как продлить молодость?” Детям было предложено решить данный вопрос с разных точек зрения и представить результаты своей работы над вопросом в виде презентаций.
Учащиеся разделились на три группы «Историки», «Социологи», «Исследователи». Все группы провели большую исследовательскую работу.
Группа «Историки» работала над проектом «Продолжительность жизни». Изучив продолжительность жизни человека в разные эпохи, которые переживало человечество, ученики пришли к выводу, что с ходом развития научного потенциала человечества росла и продолжительность жизни, а также укреплялось здоровье.
Группа «Социологи» выявляла долгожителей города и района.
Группа « Исследователи» выявила родственников-долгожителей среди учащихся нашего класса, встретилась с этими людьми, узнала об их образе жизни, выяснила, какие черты характера присущи людям-долгожителям. Урок был проведён в виде отчётной конференции, в ходе которого был составлен Портрет долгожителя.
Программа «Уроки здоровья» предусматривает физкультурно-оздоровительную деятельность в режиме учебного дня. Каждый день мы проводим зарядку до начала занятий, подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках, включающие упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения. На уроках физической культуры формируем базовые способы двигательной активности.
Задачи курса «Уроки здоровья» реализуются и во внеурочной деятельности. Мои воспитанники занимаются в спортивных секциях, посещают Физкультурно-оздоровительный комплекс, занимаются плаванием, катаются на коньках, принимают самое активное участие в районных соревнованиях. Для детей организуются соревнования «Весёлые старты», конкурсы «Весёлая скакалка», «Весёлый обруч», праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», Дни здоровья.
В ходе изучения курса «Уроки здоровья» постоянно проводятся различные тесты, анкеты, из которых видно изменение взглядов и представлений учащихся о своём здоровье, о способах его сохранения и преумножения.
На основании проведённого анкетирования учащихся констатировано наличие следующих изменений:
Формирование здорового образа жизни - очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы с детьми. В этом мне помогает программа «Уроки здоровья и основы безопасности жизни», разработанная на кафедре «Здоровьесбережения в образовании» Нижегородского института развития образования. Автор – разработчик доктор биологических наук, доцент Ольга Семёновна Гладышева. Учебный курс «Уроки здоровья и ОБЖ» состоит из программ, предназначенных для учащихся начальной, средней и старшей ступени образования, и методических руководств для педагогов с детальной разработкой каждого занятия и диагностическими материалами.
Курс выстроен с позиций интегральных представлений о здоровье, опирается на формирование представлений о важности биологических, социальных, а также духовно- нравственных аспектов здоровья.
Одновременно с этим он ориентирован на практические знания, практическую деятельность и активность в сохранении и поддержании здоровья и здорового образа жизни.
Наиболее важным в этом курсе является формирование представлений об активной жизненной позиции в вопросах здоровья, безопасности жизнедеятельности, гармоничных взаимоотношениях с природой и обществом.
Для реализации данной программы был организован кружок « Уроки здоровья». Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. На занятиях кружка формируется мотивация здорового образа жизни. Дети узнают, какие факторы влияют на состояние здоровья, знакомятся с правилами рационального питания, со способами укрепления своего здоровья, узнают о нормах безопасного поведения.
На заседания кружка часто приглашаются гости: старшеклассники, школьная медсестра, сотрудники ГИБДД, работники Физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер», долгожители нашего города, которые знакомят детей со способами укрепления здоровья.
Занятия проходят с использованием активных форм обучения: игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, различных видов групповой работы, позволяющих каждому обучающемуся приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении пока «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. Основной технологией этих занятий с детьми является деятельностный подход, который реализуется в различных формах интерактивного взаимодействия учителя и ученика.
«Мозговой штурм» — распространенный способ обучения, который предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Такой способ обучения повышает усвоение знаний до 50 %.
Важным элементом является обучение практикой действия (70 % усвоения материала). При проведении ролевых игр или проигрывании ситуаций учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Эти методы рассчитаны на то, чтобы помочь ученику проанализировать свои чувства, мысли и действия в обстановке, близкой к реальности.
Наиболее эффективная форма обучения, которую часто я использую на занятиях — выступление самих учеников в роли обучающих. Обучаемый, который преподает материал другим, сам усваивает 90 % преподаваемого материала. Участие в работе по программе подготовленного педагогом консультанта-ученика, который обучает своих сверстников, — это один из самых эффективных способов привлечь внимание школьников к обсуждаемым проблемам и заставить их изменить свое поведение. В ходе проведения акции «Первоклашки – пешеходы» ребята моего класса рассказали первоклассникам о правилах дорожного движения, вручили им закладки – светофоры, изготовленные своими руками. В ходе акции «Водитель, уступи дорогу детям!», проведённой учениками моего класса совместно с инспекторами ДПС водителям были вручены Памятки «Не гоните, водители! Вы ведь тоже родители!»
В ходе изучения курса дети овладевают навыками проектной деятельности. Так, в ходе работы над проектом «Путь к доброму здоровью, учащиеся выяснили роль утренней зарядки в укреплении организма.
Готовясь к Уроку здоровья о секретах долголетия, перед обучающимися класса за месяц до проведения мероприятия был поставлен проблемный вопрос: “Как продлить молодость?” Детям было предложено решить данный вопрос с разных точек зрения и представить результаты своей работы над вопросом в виде презентаций.
Учащиеся разделились на три группы «Историки», «Социологи», «Исследователи». Все группы провели большую исследовательскую работу.
Группа «Историки» работала над проектом «Продолжительность жизни». Изучив продолжительность жизни человека в разные эпохи, которые переживало человечество, ученики пришли к выводу, что с ходом развития научного потенциала человечества росла и продолжительность жизни, а также укреплялось здоровье.
Группа «Социологи» выявляла долгожителей города и района.
Группа « Исследователи» выявила родственников-долгожителей среди учащихся нашего класса, встретилась с этими людьми, узнала об их образе жизни, выяснила, какие черты характера присущи людям-долгожителям. Урок был проведён в виде отчётной конференции, в ходе которого был составлен Портрет долгожителя.
Программа «Уроки здоровья» предусматривает физкультурно-оздоровительную деятельность в режиме учебного дня. Каждый день мы проводим зарядку до начала занятий, подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках, включающие упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения. На уроках физической культуры формируем базовые способы двигательной активности.
Задачи курса «Уроки здоровья» реализуются и во внеурочной деятельности. Мои воспитанники занимаются в спортивных секциях, посещают Физкультурно-оздоровительный комплекс, занимаются плаванием, катаются на коньках, принимают самое активное участие в районных соревнованиях. Для детей организуются соревнования «Весёлые старты», конкурсы «Весёлая скакалка», «Весёлый обруч», праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», Дни здоровья.
В ходе изучения курса «Уроки здоровья» постоянно проводятся различные тесты, анкеты, из которых видно изменение взглядов и представлений учащихся о своём здоровье, о способах его сохранения и преумножения.
На основании проведённого анкетирования учащихся констатировано наличие следующих изменений:
- изменились взгляды и представления о своём здоровье, способах его сохранения и преумножения
- сформировались практические навыки учащихся, умения принимать решения, избегать критических ситуаций, а при необходимости – действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных, экстремальных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни
- изменилась ответственность за собственные поступки
Медицинские показатели здоровья стабилизировались, а по некоторым показателям даже снизились, а не продолжали расти, как это отмечалось в других классах нашей школы:
- из 22 обучающихся класса 10 человек имеют 1 группу здоровья, 11 – 2 группу здоровья, 1 ученица - 3 группу здоровья; 20 обучающихся имеют основную физкультурную группу, 1 ученица - подготовительную группу, 1 ученица – специальную группу здоровья
- дети стали меньше болеть
- все учащиеся класса питаются в школьной столовой.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым
.
.
Литература
1. Гладышева О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни // Программа интегрированного учебного курса (Начальная школа).- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
2. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Первый год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
3. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Второй год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006
4. Гладышева О.С. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Третий год обучения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
5. Гладышева О.С., Абросимова И. Ю. и др. Уроки здоровья // Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Четвёртый год обучения.- Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
Другие статьи
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения
- Гиперактивные школьники младшего и среднего звена
- Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях коррекционной школы - интерната
- Использование рефлексивных техник на уроке
- О формировании социально-культурного воспитаня младших школьников через театральную игру
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Математическая поэзия
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Марина Николаевна, спасибо вам за познавательную статью о вашей программе "Уроки здоровья". Очень интересный курс, достигнут результат, Дети задумались о самом главном, о своем здоровье, о факторах влияющих на сохранении здоровья и его укреплении.
Ирина Алексеева, дата: 10.10.2019 в 20:26
#2 Детям очень нравится кружок "Уроки здоровья", и они с удовольствием его посещают.Надеюсь, что многие знания, приобретённые на занятиях кружка, им пригодятся в жизни.
Марина Лаптева, дата: 10.10.2019 в 23:35
#3 Обязательно пригодятся. И дальше будут интересоваться этим вопросом.
Ирина Алексеева, дата: 11.10.2019 в 6:36
#4 Марина Николаевна, у Вас очень актуальная статья. Здоровье детей в настоящее время одно из главных направлений воспитательной работы. У Вас прослеживается систематическая работа, дающая положительные результаты. Это здорово! Большое спасибо за раскрытие Вашего опыта!
Татьяна Медведева, дата: 12.10.2019 в 21:07
#5 Не только детям, но и нам понравились Ваши «Уроки здоровья и основы безопасности жизни», конечно дети запомнят эти уроки.Очень интересная разработка!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 13.10.2019 в 8:10
#6 Марина Николаевна,ваша статья очень актуальна, а опыт работы интересен. Кружок, которым вы руководите, важен для учащихся, ведь он учит ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Ваши занятия хорошо подготовлены, раз дети с удовольствием посещают занятия. Спасибо за знакомство с вашим опытом.
Светлана Жарикова, дата: 13.10.2019 в 10:37
#7 Уважаемые коллеги, благодарю Вас за интерес к моей статье. Каждый учитель в своей воспитательной работе с детьми имеет какое-то приоритетное направление. Я уже многие годы работаю по здоровьесбережению учащихся и имею определённый опыт этой работы.
Марина Лаптева, дата: 13.10.2019 в 20:42
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.