Омские поэты
Просмотров: 4311, дата: 16.04.2015, автор: Елизавета ЛевахинаТимофей Белозёров о городе на Иртыше
Невозможно представить омскую литературу без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).
23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т. М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.
23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т. М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.
Тимофей Максимович Белозёров родился в крестьянской семье в селе Камыши (ныне Камышинского сельсовета Куртамышского района Курганской области).
Тимофей Максимович является автором более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров.
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990).
Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания – к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем – «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке – вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками.
Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т. Белозерова.
И не случайно подлинный взлет поэзии Т. Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983).
Большинство произведений Т. Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк – более твердым, поэтическое слово – емким и красочным.
В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:
Тимофей Максимович является автором более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров.
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990).
Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания – к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем – «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке – вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками.
Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т. Белозерова.
И не случайно подлинный взлет поэзии Т. Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983).
Большинство произведений Т. Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк – более твердым, поэтическое слово – емким и красочным.
В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:
На пустынное место
Ступил человек.
Вытер лоб рукавом,
Сбросил легкую кладь.
Под руками – двуречье,
Простор! Благодать!
Застучал в сосняке
Головастый топор,
Опоясал избу
Островерхий забор.
И пошла по засекам
Упрямая весть:
Место городу есть!
Место крепости есть
Ступил человек.
Вытер лоб рукавом,
Сбросил легкую кладь.
Под руками – двуречье,
Простор! Благодать!
Застучал в сосняке
Головастый топор,
Опоясал избу
Островерхий забор.
И пошла по засекам
Упрямая весть:
Место городу есть!
Место крепости есть
С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении
«По Иртышу» поэт скажет:
«По Иртышу» поэт скажет:
И вдруг, словно в сказке,
Заполнилось небо,
Зажглось куполами
Тобольских церквей
С просторами звонниц,
Широких и узких,
Со стрелами башен,
Зубцами Кремля –
С извечных времен
Для татар и для русских
Святые места и родная земля.
В освоении Сибири много значили тракты, т. е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т. Белозерова о Сибири – неотъемлемая и значительная часть его творчества.
15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка. Похоронен на Старо-Восточном кладбище города Омска, рядом с отцом. Там же похоронен сын поэта Сергей (апрель 2012). Сегодня в Омске живёт вдова поэта, Вера Ильинична. Двоюродный внук Белозёрова — известный российский композитор и продюсер Максим Фадеев.
Мемориальный камень Тимофею Белозёрову в Омске. Фото 2010 г.
- 4 сентября 1987 года на доме № 2 по ул. Чокана Валиханова, где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф. Д. Бугаенко.
- Именем Тимофея Белозёрова названа одна из улиц и библиотек Омска.
- В 2005 году одному из танкеров Омского речного пароходства присвоено имя поэта. Танкер «Тимофей Белозёров» грузоподъёмность 2100 тонн, длина 108 метров, ширина 15 метров.
- В 2005 году на Аллее литераторов (бульвар Мартынова) появился мемориальный камень с именем Тимофея Белозёрова.
- В Куртамышском краеведческом музее создан личный фонд писателя, где хранятся рукописи, переписка, фотографии, издания и личные вещи.
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 www.planeta-l.ru/belozerov_t
По этой ссылке можно скачать произведения Т.Белозерова
Елизавета Левахина, дата: 17.04.2015 в 9:32
#2 allforchildren.ru/poetry/author17-belozerov.php -для ознакомления с произведениями Т.Белозерова
Елизавета Левахина, дата: 17.04.2015 в 9:35
#3 www.detskiy-mir.net/verses/%C1/%D2%E8%EC%EE%F4%E5%E9+%C1%E5%EB%EE%E7%E5%F0%EE%E2/ - для ознакомления
Елизавета Левахина, дата: 17.04.2015 в 9:36
#4 Вышла замечательная книга воспоминаний о поэте «Шел он по солнечной гриве» (составитель В.Новиков). Рассказы, включенные в книгу, написаны тепло, с мягком юмором и огромным уважением к большому таланту нашего земляка.
Елизавета Левахина, дата: 17.04.2015 в 9:42
#5 Читая и перечитывая стихи Т.Белозерова, понимаешь, что еще ни одно поколение вырастет на его замечательных произведениях. По ним будут постигать нашу Россию, красоту ее природы и человеческую доброту.
Елизавета Левахина, дата: 17.04.2015 в 9:43
#6 Елизавета! Спасибо большое за информацию! Блог очень интересный!
Ксения Счастливая, дата: 18.04.2015 в 6:49
#7 Богата земля русская талантами! Спасибо за блог, Елизавета!
Гульнара Айтуганова, дата: 05.05.2015 в 21:35
#8 спасибо, Лиза, за любовь к родному краю и гордость за него! Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Татьяна Образцова, дата: 05.05.2015 в 21:45
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.