Амет -Хан Султан- национальный герой Крыма, дважды герой Советского Союза
Просмотров: 11558, дата: 02.05.2015, автор: Валентина ТитоваГоворя об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…
Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.
И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.
В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.
В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.
В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190.
За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем,
Герои и предатели
Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.
Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.
При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.
Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…
Испытатель
Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.
В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года — 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.
Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился — на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.
Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.
В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.
В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны.
В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание — высочайшая награда.
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим.
— Чей же ты? — спросил я его однажды.
— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
— А чей сын?
— Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.
Мемориальная доска установлена в Симферополе.Именем Героя названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале.
Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.
Бронзовые бюсты прославленного лётчика установлены в его родном городе Алупке и в Махачкале. Памятник Амет-Хану Султану и музей находятся на родине героя, в Алупке города Ялты, Республика Крым,Россия. Во дворе музея самолёт Амет-Хана Султана
Источники
1. "Аргументы и Факты": www.aif.ru/society/history/1117790#comment_form
2. "Военное обозрение": topwar.ru/70925-amet-han-sultan.html
3. "Киевский ТелеграфЪ": telegrafua.com/country/14268/
4. Свободная энциклопедия "Википедия": https://ru.wikipedia.org/
5.Сайт-музей Амет-Хана Султана: http://amethan.qirim.org/
Об этом 3654.ru сообщил Отдел информационного обеспечения администрации города Ялты.
В субботу, 24 октября, в столице Крыма на площади имени Амет-хана Султана пройдёт митинг в честь юбилейной даты.
Продолжатся мероприятия 25 октября в 12 часов в Алупке, возле бронзового бюста Амет-хана Султана, затем в музее Амет-хана Султана.
На торжество приглашены Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Муса Манаров, который был гостем на 75-летнем юбилее Амет-хана Султана, и Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ, генерал-лейтенант Василий Циблиев.
Также в Крым ожидается приезд заслуженного лётчика-испытателя СССР Владимира Гордеева, заслуженного военного лётчика РФ, генерал-полковника Владимира Дейнека, заслуженного лётчика-испытателя РФ Ильдуса Кирамова, заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Кирсанова и заслуженного военного лётчика СССР, генерал-полковника авиации Николая Москвителева.
В преддверии юбилея во всех городах и посёлках Ялтинского региона пройдёт праздничный турнир по нардам.
26 октября в Симферополе состоится научная конференция и презентация документального фильма «Воздушный лев Амет-хан» студии «Крылья России», снятый по заказу телеканала «Звезда».
«По поручению главы администрации города Ялты, члена оргкомитета по подготовке к празднованию юбилейной даты Андрея Ростенко была благоустроена территория музея Амет-хана Султана. Постановлением Андрея Ростенко муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Алупкинская средняя школа №1» было присвоено имя Амет-хана Султана с установлением мемориальной доски. Также на здании, где до 18 мая 1944 года находилась Татарская школа №1, в которой учился Амет-хан, планируется установление мемориальной доски в честь дважды Героя Советского Союза. Кроме этого, в данное время решается вопрос переименования остановки «Пожарка» в городе Алупка на «Музей Амет-хана Султана», – рассказала заведующая музеем Тефиде Мухтерем.
www.3654.ru/news/1001172
- Выставочный зал Национального Союза художников России в Ялте
- Конституция Крыма
- Деревья и кустарники Южного берега Крыма
- Форосская церковь в Ялте
- Узница концлагеря, учительница Симеизского УВК - Надежда Степановна Никитина
- Крым - Россия
- Добрые и наивные школьные приколы
- Лекарственные травы и цветы Ай-Петри
- Озёра Крыма цвета клубники и с запахом фиалок
- Мраморная пещера – одна из самых красивейших и оборудованных пещер на Крымском полуострове
ордимся нашим земляком-героем Амет-ханом Султаном ! Нашей молодёжи есть с кого брать пример ! Это ещё и пример тому, к каким высоким целям , в прямом и переносном смыслах, нужно стремиться в своей жизни. Мы также приветствуем высоких гостей юбилейного торжества, героев и друзей нашего дорогого земляка ! От всего сердца искренне поздравляем родственников Героя и желаем им благополучия и счасть