С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
О пользе паузы на уроке
Просмотров: 1397, дата: 20.05.2015, автор: Евгения Брашко
     Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учеников - основной навык учителя. В последнее время становится очевидным, что настоящее обучение не требует  постоянной концентрации внимания на учителе, и даже напротив. Чем дольше удерживает учитель внимание учащихся, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение. Причина - "эрозия внимания", которую учителя наблюдают последние десять лет. В классе всё больше учащихся становится рассеянными или гиперактивными. Следовательно, если мы хотим добиться от учащихся творческих достижений или творческого решения проблемы, на уроке следует избегать ситуации стресса, страха.
     Клаус Фопель, психолог, в своей книге "Энергия пауза" предлагает  учитывать циклы концетрации внимания, когда организму в конце цикла просто необходим отдых, так как за перемену не все ученики успевают восстановиться.
     Время, требующееся учащимся для внутренней переработки новой информации, зависит от сложности материала и индивидуальных особенностей учащихся. Если фаза концентрированного обучения длится 10-15 минут, то нужно рассчитывать, что время переработки материала займет от 2 до 5 минут. Сам этот период может быть организован по-разному. Учащиеся могут обсудить материал в малых группах, могут поразмышлять в одиночку или заполнить таблицу, они могут совсем отвлекаться от учебы, участвуя в специально  организованной деятельности, способствующей новому балансу ума и тела.
     В среднем дети 5-8 лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети 9-13 лет - в течение 8-12 минут, юноши и девушки 14-18 лет - в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.
     Пауза  для восстановления нужна не только ученикам, но и учителям. Кроме того, большинство психологов сходятся в мнении, что в напряженном темпе учащиеся должны работь от 20% до 40% времени на уроке.
     Урок будет эффективным, если следовать принципу контрастности переживаний. Самый простой способ - перемена места. Особенно важны многократные чередования незнакомых, непривычных действий и действий ритуальных.  Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
     В начале урока психологи предлагают использовать игры, которые сближают участников, привносят в совместную работу элемент дружеских отношений. В то же время игры мобилизуют внимание. Игры интересны и с точки  зрения межличностного общения. Вот один из примеров. Учащимся предлагается походить по комнате. Предлагается поздороваться с определеннным количеством учащихся за руку и при этом сказать "Привет!". Важное условие. Здороваясь с кем-либо из участников, учащийся может освободить руку только при условии, что он здоровается еще с кем-то. Иными словами, он должен быть непрерывно  в контакте с кем-либо из группы.
      Следующая пауза - в середине урока  на 1-2 минуты. Можно предложить учащимся танец пальцами под ритмичную музыку.
     А в конце урока, например, предложить учащимся мысленно все имеющиеся знания положить в левую руку, а то, что узнал на уроке, - в правую. По команде учителя "Готово!", учащиеся должны соедить руки, сказав при этом "Да!". Важно, чтобы учащиеся хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности группе, чувство душевного подъема от совместной деятельности. Это будет и сигналом завершения учебного занятия, соединения полученных знаний с имеющимися.
    Способы активизации учащихся в начале урока.
   1. Настроить ребят на учебу, весело проверить то, что они помнят с прошлого урока, можно с помощью простого упражнения. Учащиеся, сидящиеся на одном ряду, должны составить 1 предложение (каждый говорит по 1 слову), чтобы все остальные поняли, что они изучали на прошлом уроке. Выигрывает тот ряд, который справится с заданием быстрее всех.
     2. Можно учащимся дать небольшие мягкие мячики (лучше 2-3 на класс). Каждый учащийся кидает другому мяч и говорит, что он запомнил на прошлом уроке. Игра проходит весело, динамично, так как никто не знает, когда получит мяч, сколько раз нужно будет отвечать, ведь мячиков несколько. Длительность упражнения - 2-3 мин.
     3. У нас с ребятами очень популярна "Лесенка". В начале урока ребятам предлагается построиться в ряд так, чтобы слева оказался тот, кто больше всех сегодня хотел прийти на урок, а справа тот, кто вообще не хотел приходить, остальные ищут свою место между двумя этими точками. По тому, в какой стороне больше возни, видно, как учащиеся настроены на урок. Затем предлагаю перестроиться так, чтобы слева оказался тот, кто пришел с готовым домашним заданием, а справа тот, кто совсем не готов и даже не думал про него, остальные должны определить свое место между двумя точками. Сразу видно, кто не готов. Игра проходит весело. Иногда тем, кто справа и не хотел приходить на урок, задаю вопрос: что класс может сделать для тебя, чтобы ты был вовлечен в учебный процесс. Кто-то балуется, уверяя, что ему нужны деньги, кровать, отдых. Но большая часть ребят в этом случае говорит о поддержке, подсказке, улыбке. Самое интересное, что класс действительно старается помогать таким учащимся на уроке. Занятие проходит в хорошем темпе и с хорошим настроением.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо, Евгения Владимировна, за напоминание о таком важном этапе - пауза! Очень понравился прием положить в руки то, что понравилось и что узнал на уроке. Здорово! Обязательно буду использовать тот прием.
#2 Евгения Владимировна, спасибо за советы. Обязательно один из приемов буду использовать на уроках.
Эльвие Алимова, дата: 27.05.2015 в 18:11  
#3 Интересный материал для младшего и среднего возраста школьников. Мне тоже понравился последний приём. Спасибо за приглашение.
Татьяна Образцова, дата: 28.05.2015 в 0:23  
#4 Евгения Владимировна, спасибо за интересные находки!
Ольга Даниловская, дата: 31.05.2015 в 22:05  
#5 Интересное решение окончания урока. Буду использовать!
Ирина Щербакова, дата: 09.06.2015 в 22:41  
#6 Интересная информация. Мы на уроках с детьми всегда находим минутку для отдыха. Уже как-то само собой получается.
Елена Маратовна Онищук, дата: 11.06.2015 в 14:01  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ