С нами 17311 учителей, 7332 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
24 мая – 185 лет со дня рождения русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897)
Просмотров: 1641, дата: 23.05.2015, автор: Валентина Федоровна Шайдурова

"Саврасовых в русской живописи немного…

 Саврасов хорош каким-то интимным,
только ему свойственным восприятием природы."

И.М. Гронский





 
Алексей Кондратьевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.
 
Судьба А.К.Саврасова в русском искусстве достаточно трагична.

Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели».


 

1871 г.

Сюжет картины прост и незатейлив.

Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи.

На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней.


 Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины.


 
 В художественных музеях сохранились  несколько  авторских копий картины «Грачи прилетели», исполненные в разные годы.
 

1872


 
 

1879



Именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине».

 Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии.

Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества.

Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж.

С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система.
Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка.
 
Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе».

Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы.

Отсюда и любимые его темы - многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями
 

«Проселок», 1873

 


 
«Радуга», 1875
 


 

«Домик в провинции. Весна», 1878
 


 

В конце 1870-х годов художник тяжело заболел.

Несмотря на многочисленные работы, но последнее десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал.

Умер Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве.

Он оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.Пушкин гениально сказал «светла…»).


 

Распутица, 1894



И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию.
Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нем.


 

Среди учеников Саврасова - Лев Каменев, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Сергей Светославский.
 

Картины А. К. Саврасова находятся в ведущих художественных собраниях:

Третьяковская галерея
 Государственный Русский музей,
Нижегородский государственный художественный музей
 Донецкий областной художественный музей
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
 Красноярский художественный музей
 Курская областная картинная галерея
 Луганский областной художественный музей
 Новосибирский художественный музей
 Одесский художественный музей
Пензенская картинная галерея
 Серпуховский историко-художественный музей
 Симферопольский художественный музей
 Таганрогский художественный музей
Рижский художественный музей
 художественный музей Казахстана
 Национальный музей Молдовы.
 




 
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Саврасов оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.Пушкин гениально сказал «светла…»).
#2 И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию. Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нем.
#3 Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней . Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.
Ирина Щербакова, дата: 03.06.2015 в 19:26  
#4 Ирина Федоровна, именно этой информации и не хватало блогу! Огромное спасибо!
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ