По чему учить будем?
Просмотров: 2122, дата: 28.06.2017, автор: Ольга Степанова— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
Берестов В.
В статье «По чему учить будем?», опубликованной сегодня в газете «Коммерсантъ», Министр образования и науки России О.Ю. Васильева обозначила свою позицию по поводу роли школьных учебников в осознании детьми своей социокультурной идентичности, укреплении российского образовательного пространства и трансформации принципа взаимодействия между участниками образовательного процесса.
«Как известно, споры об учебной книге не стихают с момента ее появления. Кто-то пытается представить учебник «уходящей натурой», считая, что он пережил сам себя как базовый социокультурный феномен школьного детства. Кто-то усердно трудится над созданием очередных «линеек», - говорится в статье О.Ю. Васильевой.
По мнению Ольги Юрьевны, учебник играет значительную роль в социализации детей в культуре.
«Здесь важны оба понятия — и социализация, и культура. Следует специально подчеркнуть: речь идет о родной культуре — той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник» - заключает Министр.
Ольга Юрьевна высказывает свою позицию, насколько должен быть широк «веер линеек учебников».
«Думаю, что хватило бы одной-двух сквозных предметных линеек, дополненных по мере взросления детей изучением многочисленных первоисточников — письменных (литература, история), материальных (архитектура, искусство), духовных (вера, традиция)», - считает глава Минобрнауки России.
«Но речь не идет только о гуманитарной составляющей образования. Не менее сложно дело обстоит с учебниками естественно-научного цикла. Не странно ли иметь такое многообразие линеек учебников по физике, химии, математике, если на выходе все это разнообразие подходов и траекторий унифицируется «игольным ушком» ЕГЭ, а далее трансформируется в университетских академических курсах?» - продолжает Министр.
Глава Минобрнауки высказывает свое мнение по поводу продолжающейся дискуссии о «школе будущего».
«По мнению весьма авторитетных экспертов, в обозримой перспективе учебники попросту выйдут из употребления — источниками учебной (лучше, наверное, сказать — образовательной) информации станет «облачный контент». Замечательно! Но чтобы это произошло, необходимо обеспечить два предварительных условия: а) мотивировать детей к учению (самообразованию) и б) научить их этому. Для этого детям нужно не множество учебников, а умные, опытные и мотивированные учителя! На что они должны быть мотивированы? На то, чтобы их ученики как можно скорее перестали в них нуждаться и стали, как принято ныне говорить, «субъектами собственной образовательной деятельности», - пишет в статье О.Ю. Васильева.
Высказывается глава Минобрнауки и том, что способствует укреплению образовательного пространства страны.
«Единое образовательное пространство любой страны есть органичная часть ее социокультурного пространства, и до тех пор, пока школа видит свою миссию в воспитании юного человека в отечественной культуре, за целость образовательного пространства можно быть спокойным», - формулирует свою позицию Министр.
Ольга Юрьевна уточняет, что «все дело в том, является ли содержание образования, предлагаемое человеку в детстве, отрочестве и юности, культурным текстом (в самом глубоком значении этого философского понятия). Воспринимают ли сами учителя (а вслед за ними и ученики) школьные учебники и всю организуемую в их логике детско-взрослую образовательную деятельность как культурный текст? В какой степени содержание нашего образования культуро- и природосообразно? В какой степени наши ученики воспринимают родную природу и культуру как величайшую духовную ценность — и свою собственную, и всего народа, и всего человечества? Если мы думаем над этими вопросами и приучаем думать над ними наших учеников, мы укрепляем российское образовательное пространство».
В статье Министр особо акцентирует внимание на том, что «учебник-путеводитель» дает учителю вместе с заинтересованными ребятами полную свободу «наращивания» на «скелет» его разделов, глав и параграфов каких угодно «мышц» (из других книг, интернета, опытов и исследований)», а предмет и принцип взаимодействия между участниками образовательного процесса меняется.
«Предметом становится содержательное творческое общение, а принципом взаимодействия — сотрудничество в понимании мироустройства (не важно, это физика, история, математика или литература)», - говорится в статье.
«Школа (не только у нас, но и во всем мире) стоит на пороге грандиозных перемен. Собственно, они уже начались, если помнить, что великие события происходят сначала в головах людей. До школы-2030 остается всего-навсего двенадцать учебных лет — практически срок одного полного образовательного цикла. Что ж, самое время начать…» - заключает Министр.
Полный текст статьи О.Ю. Васильевой в газете "Коммерсантъ"
можно прочитать
по ссылке
Источник:
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева высказала свою позицию о роли учебника в укреплении единого образовательного пространства http://минобрнауки.рф/пресс-центр/10271
Изображения взяты на сайте http://yandex.ru
Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
- Перемен! Мы ждем перемен! О пятидневке в школах в 2017-2018 году
- Голос его будет звучать в веках ...
- Флайборд - выше, чем облака!
- О режиме дня школьника замолвим слово
- Счастье вдруг в тишине постучалось в двери
- Художественное образование в школе
- Сам пишу – сам танцую – сам себе аплодирую
- Краски у лета - разного цвета!
- Государственному Эрмитажу исполнилось 250 лет
- Тихо-тихо ангел входит в каждый дом...