С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Бум вокруг устной части перед ОГЭ
Просмотров: 4589, дата: 02.11.2017, автор: Ольга Степанова


Среди родителей, экспертов, учителей и старшеклассников продолжает активно обсуждаться тема введения обязательного устного экзамена по русскому языку для 9-классников. В этом году в регионах успешно завершилась апробация испытания, и в планах – сделать устное собеседование обязательным допуском к итоговой аттестации. Самыми волнующими вопросами являются: о чем будут спрашивать на устном экзамене, когда введут новое испытание? Руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по русскому языку Ирина Цыбулько разъяснила ситуацию на одной из встреч, посвященной нововведению в образовательной системе.



Надо ли сдавать устный экзамен в 2018 году? 

Апробация устной части экзамена по русскому языку в регионах закончилась совсем недавно, прошла она успешно, и в целом нововведение готово к внедрению. Однако, в этом году для 9-классников ничего не изменится, и им не нужно будет сдавать весной экзамен. В некоторых школах испытание может быть проведено в «тестовом» режиме, но никакой роли на итоговые оценки или допуск к экзаменам оно играть не будет.

Ожидается, что на протяжении нескольких лет устное собеседование не будет носить статуса экзамена. Но это будет допуском к экзаменам в 9 классе. Отметим, что в процессе апробации принимали участие школы из 21 региона со всей России.

 

Что будут проверять на экзамене и что потребуется от ученика?

Экзаменационный вариант состоит из четырех заданий:

  1. Прочесть текст
  2. Пересказать его, используя дополнительную информацию
  3. Произнести монолог
  4. Принять участие в диалоге

Тему школьник может выбрать по своему усмотрению. Это может быть описание фотографии, рассуждение по проблемному вопросу.
 

Оценивание будет идти по системе: зачет или незачет. Причем, каждое из четырех заданий оценивается по-отдельности. За устную часть можно максимально набрать 14 баллов, а для допуска к итоговой аттестации необходимо набрать минимум 8 баллов.
 

Есть ли примеры заданий устной части по русскому языку?

Примеры заданий как устной части, так и ЕГЭ-2018 по различным предметам можно взять из официального источника – официального сайта Федерального института педагогических измерений

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: "Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее..." Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Можно использовать любые способы цитирования.

А теперь, слово - учителю:

«Устное собеседование — это формальная ретушь»

Александр Закуренко,

руководитель кафедры историко-филологического профиля, школа № 2086

Система ЕГЭ по-прежнему порочна, потому что не очень понятно, что она проверяет. Письменная часть (знание орфографии, пунктуации и так далее) даёт какую-то базу: знает человек правило — значит хоть что-то понимает в языке. А всё, что касалось вербальной части (раньше это называлось риторикой), выпадало. И это действительно серьёзная проблема. Школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Как это можно исправить?

Есть вариант включить вербальную часть в саму гуманитарную предметность — но это сложный путь. А есть более простой путь, которым обычно идёт Министерство образования: ввести ещё один экзамен, на который будут натаскивать. Мне кажется, сейчас выбран именно такой простой путь для решения проблемы «неумения говорить».

А ещё всегда говорили, что ЕГЭ обезличивает. В устной части появляется человек, которого можно услышать, и его индивидуальная оценка. Правда, пока не знаю, как всё это будет технически выглядеть, демонстрационных вариантов я не видел.

Настроение учителей по этому поводу однозначно отрицательное. Потому что дополнительный экзамен — это дополнительная нагрузка, часто бессмысленная. Учителей будут собирать и отправлять на сдачу. Сейчас всё проверяется на учителях. Потом будут собираться экспертные группы и много чего ещё.

Но решит ли это собеседование проблему?

Конечно, не решит. Точно так же, как ЕГЭ не решает проблемы понимания литературы, а выпускное сочинение — умения писать тексты. Этому нужно учить долго, постоянно, внутри предметов. Но тогда пришлось бы говорить о содержании образования. А так проще — формальная ретушь и «всё лучше и лучше в наших школах».


«Подготовка к экзамену не должна превращаться в зазубривание текстов»

Юлия Игумнова,

учитель русского языка и литературы, школа № 192

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией. Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы. А их всё-таки трудно оценить с помощью количественных показателей — попробуйте измерить способность школьника к рефлексии!

Разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (да, это цитата из ФГОС). Задача сложная? Безусловно. Поэтому преподавательское сообщество должно активно обсуждать конкретные критерии оценивания ответов учеников.

Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов (как в английском языке topics). А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников. И думаю, если на всех уроках ребёнок учится отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, то у него не будет проблем с построением высказывания и на экзамене.


«Больше всего вопросов к критериям оценки»

 

Анна Банник,

учитель русского языка школы № 1553 имени В. И. Вернадского

К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы.

Действительно, устный экзамен мог бы быть полезен. Особенно в регионах, где русский далеко не всегда первый и родной язык. Правда, по словам главы Российской академии образования Людмилы Вербицкой, на экзамене будут проверять, насколько ребёнок умеет грамотно говорить на русском. Увы, но эта формулировка слишком расплывчата, притом что она стала ответом на вопрос об оценке стилистики высказывания и возможности проявить индивидуальность в ответе.

А среди тем предложили такие: «Расскажите о своей семье» или «Какую книгу вы сейчас читаете?». Мне кажется, что ответы на эти вопросы не могут определить качество устной речи. Но больше всего вопросов к критериям оценки. Они и в письменной части спорные, но тут без субъективности обойтись будет сложно. Хотя именно максимальная беспристрастность и стандартизированность считаются основными преимуществами.


«Минус этого экзамена в технической части»

Кристина Калинина,

учитель русского языка и литературы, гимназия № 1306

У собеседования, определённо, есть плюсы. Так мы можем проверить не только знания учеников, но и их умение грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.

Но если рассматривать устное собеседование как часть выпускного экзамена в 9 классе, минусы тоже есть — в основном технические. Записывать устный ответ студента на компьютер через аудиогарнитуру с микрофоном (как на устной части экзамена по иностранным языкам) очень долго и трудоёмко.




Источник:
9-классников с плохой речью не допустят до итоговой аттестации https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/9-klassnikov-s-plohoy-rechyu-ne-dopustyat-do-itogovoy-attestacii/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com 
Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза https://mel.fm/slovo_pedagoga/7091358-zachem-nuzhno-ustnoye-sobesedovaniye
Все изображения взяты на сайте    http://yandex.ru  Чтобы проверить подлинность этих картинок на указанном сайте, нужно нажать кнопкой на мышку слева и
затем нажать на строку НАЙТИ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ЯНДЕКСЕ! 
 Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/ 
Видеоролик взят с      https://youtu.be/BCPgzZSQ-JU 
Условия использования материалов - https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms 

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Когда подали устный формат ГИА и ЕГЭ по иностранным языкам, никто не осмелился даже слово замолвить и за и против. Востребовали, и бедные иностранцы (учителя иностранных языков) пыхтя, не возмущаясь даже на йоту, стали готовить своих подопечных к устной части. Даже в мыслях не было и сейчас нет о том, что ... А тут, такой бум стоит! Разве с устной частью ученик не справится , когда как он вырос с молоком матери на этом языке? Да справится! Главное,теперь он будет обращать больше внимания на культуру своего языка. А коммуникативная цель языка, любого языка, - главная! И её можно проверить только через умение говорить языком, то есть через устную речь.
Ольга Степанова, дата: 02.11.2017 в 0:47  
#2 Качество образования косвенно зависит, конечно, от формы итоговой аттестации. Приведу пример, связанный с предметом математика: вот убрали устный экзамен по математике, абитуриенты разучились ясно выражать свои мысли, аргументировать суждения, строить умозаключения. Не помогают этому никакие средства формирования УУД. Устная форма зачёта помогает развивать аналитические способности, умение излагать свою точку зрения и аргументировать суждения.
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 19:06  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ