С нами 11602 учителя, 4313 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Взаимодействие учителя и учащихся при организации самостоятельной работы на уроках физкультуры"

Мелешко Валентина Алексеевна,                                           
учитель физической культуры и здоровья                       
высшей квалификационной категории                                      
 ГУО «Средняя школа № 109 г. Минска»
Г.Минск,  Беларусь
 
 
Взаимодействие учителя и учащихся при организации самостоятельной работы на уроках физкультуры
 
     
        В настоящее время одной из наиболее важных психологических проблем современной педагогики является проблема организации учебной деятельности учащихся и руководства ею. Ряд исследований, проведенных специалистами, показал, что результат овладения знаниями, умениями и навыками продуктивнее, когда усилия учеников и учителя в процессе обучения совпадают. Для повышения эффективности своего труда я особое внимание обращаю на подбор методов и средств, стимулирующих активность детей на уроке.
     Прежде всего - это четкая формулировка задания для самостоятельной творческой деятельности ребят с учетом задач урока. Для каждого класса, урока, этапа обучения выделяю установки – задания. Все они классифицируются по пяти основным группам.
  1. Теоретические задания – усвоение знаний, предусмотренных учебной программой.
  2. Задания по формированию двигательных умений и навыков.
  3. Задания по общей и специальной физической подготовке, укреплению органов и систем, развитию физических качеств.
  4. Задания по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, играх и состязаниях.
  5. Задания по формированию личностных качеств.
        Задания для самостоятельного выполнения, как и подбор любого другого средства, необходимо тщательно продумывать, чтобы они максимально способствовали решению основных задач урока. Например, учащиеся совершенствуются в технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Соответственно, одной из задач урока может быть организация самостоятельной работы детей по совершенствованию в технике прыжка в длину с разбега. Однако формулированная в таком общем виде перед пяти –шестиклассниками, она мало что даст им для представления о предстоящей деятельности на уроке; как сама формулировка задачи, так и цель выполняемых на уроке упражнений не будут понятны ученикам, не пополнят их знаний о методике подбора и выполнении упражнений. Но эту задачу можно сформулировать конкретнее, доступнее пониманию учащихся. Например, развитие скоростно – силовых качеств прыгуна в длину с разбега. При этом последовательность задания от класса к классу может быть следующей.
         3 – 4 классы. Из предложенных специальных упражнений назвать (выполнить) те, которые направлены на развитие конкретных групп мышц: плечевого пояса, живота, спины, ног.
          5 – 6 классы. Объяснить отличие режима выполнения упражнений для развития скоростно – силовых качеств от режима развития собственно силы, или из предложенных упражнений выполнить или назвать те, что преимущественно развивают скоростно – силовые качества указанных групп мышц.
         7 класс. Самостоятельно изменить условия выполнения упражнений для использования их в развитии скоростно – силовых качеств.
         8 класс. Самостоятельно подобрать упражнения для совершенствования собственной скоростно – силовой подготовки.
         В старших классах, совершенствуя навыки прыжка в длину с разбега изученным способом, предлагаю задания другого порядка. Например, в 9 классе использую следующую схему: ставлю цель, предлагаю набор средств (упражнений). Необходимо спланировать их применение. Допустим и такой вариант: из предложенного набора различных подводящих упражнений выбрать наиболее эффективные и целесообразные в решении конкретной задачи – совершенствование разбега в сочетании с отталкиванием и движением маховой ноги.
          9 – 11 классы. Предлагаю учащимся двигательные действия – прыжок в длину с разбега. Задание: выделить в структуре этого движения отдельные части (элементы); назвать (выполнить) подводящие упражнения для их освоения; указать, используя знания общих закономерностей двигательных действий, ошибки, которые могут привести к их искажению.
Конкретная постановка задачи, указывающая на характер и цель предстоящей деятельности на уроке, помогает учащимся более точно классифицировать выполняемое на уроке упражнение по специфической направленности, способствует качественному предметному анализу результатов деятельности при подведении итогов. Содержание заданий усиливает образовательную функцию уроков, пополняет запас знаний о специальных и подводящих упражнениях, а это, в свою очередь, развивает самостоятельность.
        Самостоятельная поисковая деятельность школьников на уроке всегда находиться под контролем. Ибо управление активизацией учения возможно в том случае, когда педагог систематически получает информацию о промежуточных результатах самостоятельной работы всех учащихся. Основными средствами контроля при этом являются ответы и действия ребят, аналитическая деятельность учителя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию навыков организации самостоятельных заданий становится разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление помощников учителя, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.
            При разборе использую такие виды:
● индивидуальный (проводимый учителем и учеником);
● коллективный (проводимый совместно с учителем или только с учащимся). Детям необходимо знать, что оценка должна быть обоснованной, а критика – конкретной. Нельзя ограничиваться общей формой – хорошо или плохо, важно разъяснить, почему дана позитивная или негативная оценка. Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен мнениями обеспечивает деловитость высказываний, корректность взаимоотношений.
           В процессе самостоятельной работы происходит передача учащимся (физоргам, командирам отделений) некоторых функций контроля за учебным процессом. При этом в младших классах поручается преимущественно количественная оценка выполнения движений, старшеклассники постепенно осваивают и качественную оценку выполняемых упражнений.
Управляя самостоятельной учебной деятельностью детей, учителю важно своевременно сигнализировать о допущенных ошибках, рекомендовать выбор способов их исправления. Указание на них может иметь характер прямой сигнализации (прямое указание на ошибку) или косвенного выявления (обнаружение ошибки учеником после сравнения своего ответа или действия с правильным). Образцами служат наглядные методические плакаты с изображением правильной техники упражнения, схемы. Наконец, часто прибегаю к прямому показу всего действия или его элемента, привлекая к этому ученика, правильно овладевшего техникой упражнения.
Используется и подсказка, помогающая ребенку понять ошибку и исправить ее самостоятельно, не прекращая выполнения задания; можно применить здесь и поиск – самостоятельно найти правильный ответ и скорректировать свои действия после получения сигнала об ошибке.
       Все эти пути исправления ошибок имеют свои достоинства и недостатки. Так, текущая корректировка предусматривает действия, направленные на немедленное исправление ошибки с целью не допустить ее закрепления. Итоговая корректировка не требует от учителя немедленных действий по исправлению индивидуальной ошибки школьника, а дает ему возможность, не ослабляя контроль за работой всех учащихся, выявить типичные ошибки и указать на них сразу группе детей.
Подсказка не отнимает много времени у учителя, но она эффективна в том случае и допускает лишь незначительные, мелкие ошибки, , исправить которые  можно после уяснения некоторых дополнительных сведений и выполнения указаний учителя. Обратная связь с остальными учениками почти не прерывается.
        И, наконец, поиск. Ученик самостоятельно овладевает правильным действием. Ученик самостоятельно овладевает правильным действием. Если же у учащихся не  сформированы умения осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль, то такая деятельность невозможна и данный путь исправления ошибок может привести лишь к их увеличению.
Выбор путей корректировки самостоятельной творческой деятельности учащихся и исправление возникших ошибок зависит от конкретных учебно – воспитательных задач, реальных возможностей детей и педагогического мастерства педагога.
            Повышение эффективности процесса обучения школьников средствами активизации состоит в том, чтобы вовремя заметить и изменить характер учебной деятельности ребят, способ руководства ей; предоставить занимающимся максимум возможностей умственной и двигательной самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков, в расширении двигательных способностей и развитии физических качеств.
           Применение методов организации учебной деятельности, направленных на побуждение учащихся к самостоятельному активному поиску, умственному и физическому усилию в решении проблемных задач, способствует вооружению школьников не только знаниями и умениями, но и определенными умственными действиями, двигательными способностями и физическими возможностями. В дальнейшей жизни все это послужит им залогом для осуществления самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья, физического совершенствования.
 
Литература:
Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
 Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие – Минск: Сэр – Вит, 2008. – 200 с.

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.