С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС (из опыта работы)"
Татьяна Пылаева   08.11.2015   5439   3   ФГОС
Пылаева Татьяна Леонидовна,
учитель биологии
I квалификационной категории
МКОУ «СОШ№1» ГО Ревда
Свердловской области
 
Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС (из опыта работы)
 
       Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
       Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности.   Задача учителя при введении нового материала заключается  в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
            Деятельностный подход предполагает наличие у детей:
  • познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
          Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
        Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
         Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
               Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых  деятельностный подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
             При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
1. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ход.
2. Формирование умения проверять свою работу.
3. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
        Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов?  Ведь главной целью в преподавании является залог успешности каждого урока, чтобы  учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
     Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно  деятельностный  метод обучения помогает решить эту проблему. 
Конструкт урока.
Учитель: Пылаева Татьяна Леонидовна
Предмет: биология
Тема:  практическая работа «Мониторинг расхода воды в быту».
Класс: 5 класс
Раздел урока: Питание организмов. Можно ли жить без воды.
Документальное основание выбора темы: рабочая программа по предмету «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс
Учебник: Сухова Т.С, Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник для 5 класса общеобразовательной школы – М: «Вентана- Графф, 2010г.
Цель урока: воспитание бережного отношения к природным ресурсам через создание комплекса условий для формирования устойчивых представлений у обучающихся об особенностях мониторинга расхода воды в быту.
Оборудование, ПО: мультимедийное оборудование, документ- камера.
 
Этап урока Формы работы Деятельность детей УУД
1. Мотивационный
Цель этапа: Обеспечение мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании значимости материала.  Обсуждение.
Использование пресной воды в быту, её расход и необходимость экономии.
Включение детей в деловой ритм урока Регулятивные (планирование последовательных действий)
 
2. Ориентировочный
Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
 
Проблемный вопрос: какими способами можно воспроизвести расчёты расхода воды в быту?
 
Самоопределение
(опора на имеющийся опыт, постановка вопросов при обнаружении дефицита информации)
 
Регулятивные: определение рационального способа действия
Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками в поиске рационального способа решения вопроса
3. Исполнительский
Цель этапа: Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.
 
Групповая
Учитель выступает консультантом, отвечает на вопросы детей, возникающие в ходе практической работы.
 
В текстовом документе учащиеся создают  схему расчёта. Представляют её (представить вариант таблицы можно при помощи документ –камеры). Выбирают вариант для заполнения, разбившись на группы Произведение расчётов расхода воды в быту по предложенным направлениям поиска (1. Расчёт скорости тока воды за минуту, определения периодов расчёта и объёмов. 2. Использование данных приборов учёта, определения периодов расчёта и объёмов. Познавательные (приобретение опыта проведения простых практических работ)
Коммуникативные (вступление в диалог, объединение в группы детей по выбранному направлению)
 
IV. Контрольный
Цель этапа: Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха. Представление полученных результатов практической работы
 
Самопроверка, обсуждение полученных результатов.
Выводы о практической значимости данной работы в жизни человека.
Регулятивные (контроль, коррекция), Коммуникативные (речевая деятельность).
Личностные (нравственно- этическое оценивание, рационализм).
 
V. Рефлексивный
Цель этапа: Осмысление своих действий.
 
Анализ работы
 
Самооценка результата.
 
Регулятивные: осознание того, что усвоено
 
 
      Целесообразность использования: Создаются условия для формирования  УУД, учащиеся познают разные способы проведения мониторинга расхода воды, применяют математические знания и умения  Представление результатов в схемах и таблицах. Дети выстраивают собственный план действий для достижения результата урока. Интерактивные средства позволяют в активном режиме приобрести знания и сделать их проверку, обеспечить урок наглядными материалами.

Источник:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Весьма подробно раскрыто применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе, приложен план-конспект урока.
Татьяна Образцова, дата: 22.11.2015 в 21:44  
#2 Да новые стандарты требуют от нас умения направить направить учеников в нужном направлении, стать регулировщиком на уроке.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 23.11.2015 в 13:05  
#3 У Вас получилось очень доступно объяснить деятельностный подход в образовательном процессе.
Марина Соловьева, дата: 28.11.2015 в 18:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ