С нами 12607 учителей, 4481 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие учебной мотивации на уроках математики "

Гайсина Залифа Шакуровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории, 
МОБУ СОШ село.Ишемгул
Зианчуринский район
Республика Башкортостан
 
 Развитие учебной мотивации на уроках математики
 
      «Большинство учителей теряют время на спрашивание, и спрашивают они, чтобы выведать, чего ученик не знает; а ведь настоящее-то искусство спрашивания ставит себе целью узнать, что другой знает или способен знать. Где ученье не клеится – а это бывает со всеми предметами, – там главная вина падает на учителя...
Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом; но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если преподаватель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере всё хиреет. Умеет учить лишь тот, кто учит интересно, кто излагает свой предмет, хотя бы и самый отвлечённый, так, чтобы в душе ученика зазвучали ответные струны и ни на минуту не засыпала его любознательность». (А.Эйнштейн)
      В школе работаю 35-й год. За время работы убедилась, что на вопрос ученикам, какой предмет больше нравится, ученики начинают перечислять такие предметы, как физкультура, рисование и т.д. Среди учеников вряд ли кто-то назовет математику любимым предметом. Одни из них считают, что математические знания им вообще не понадобятся в жизни, а другие утверждают, что для изучения математики нужно приложить слишком много усилий.
      С чего же начинается математика?
      Математика начинается со счета. Ребёнок считает и перекладывает формочки, конфеты, игрушки, книги. Ребёнок играет в детский сад. Сколько у него воспитанников? В процессе игры дети делают собственные умозаключения, пытаются логически рассуждать, анализировать. Простейшая математика нуждается в наблюдении и эксперименте. Дальше – больше. Желание развиваться, совершенствоваться заложено в человеке. Главное, правильно растить ростки. Действительно, овладение математическими знаниями- огромный труд. Но при изучении математики развивается гибкость мышления, умение логически рассуждать, способность прогнозировать определенные ситуации , что особенно важно, и обязательно пригодится в жизни каждого человека.
Да, скорее всего, для многих из нас математика не станет профессией, но человек, добросовестно изучавший математику, встаёт на определённую ступень своего развития, с которой он (в большинстве случаев) вряд ли сойдёт. И чем бы в дальнейшем он ни занимался, он будет стараться делать всё обдуманно, пытаться находить закономерности, удерживать в голове определённые последовательности.
       Без навыков математического мышления в XXI веке прожить сложно. Математика способствует развитию целого ряда качеств человека, таких как способность к анализу, умение применять свои знания на практике, находить закономерности, мыслить стратегически и логически.
Т.е. даже тот, кто свое будущее не связывает с математикой, обязательно должен помнить, что без знания этого важного предмета он не сможет быть успешным в жизни. 
 "Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе". Михаил Ива́нович Кали́нин
         Развитая и сформированная личность – это активный творец своей жизни, а одним из важнейших условий воспитания такой личности является развитие ее уникальности и индивидуальности. Реализация этого невозможна без правильной мотивации к обучению и развития интереса к нему.
         «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» (Дж.Равен)  и «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».(Коэльо Паоло). Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
         В.А.Сухомлинский справедливо замечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поютому и воспитание заинтересованного отношения к учению – проблема, которая проходит через всю историю школы. А наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся.
      В педагогическом словаре слова «мотив» и «мотивация» трактуются так:
Мотив - (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива  формируется впроцессе социализации личности, ее становления и воспитания.
         Мотивация- (от лат. movere — приводить в движение, толкать)  -совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.
       Таким образом, мотивация – общее название  процессов, методов, способов побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активного усвоения содержания образования. Мотивация ответственна за активную жизненную позицию ребенка в обучении и личностном развитии.
      Можно выделить несколько методов и способов повышения мотивации к изучению математики:
1.Учет возрастных особенностей;
2.Выбор способов действий в соответствии с возможностями учащихся;
3.Использования эффекта удивления;
4.Создание проблемной ситуации;
5.Проведение эвристических бесед;
6.Создание на уроке ситуации успеха;
7.Использование коллективных и групповых форм  работы;
8.Создание атмосферы взаимопонимания  и сотрудничества;
9.Использование метода анализа жизненных ситуаций;
10.Использование аналогии, сравнения, противопоставления;
11.Использование наблюдений; эксперимента;
12.Проведение познавательных игр;
13.Использование открытой информации;
14.Поощрения;
15.Формирование адекватной самооценки у учащихся. 
      Т.е. урок в 5-х, 6-х классах можно начать, н-р, с арифметической минутки, предлагая для решения задания устного счета, тем самым включая в работу весь класс.  В зависимости от темы урока, можно предлагать задания, решение которых возможно несколькими способами. При этом важно создать условия, при которых ребята свободно высказывают свои идеи, предложения и в результате их обсуждения получают конечный продукт.
     Большой эффект дает и наглядность (в сочетании с живым словом учителя), использование исторического материала.
      Очень важно, чтобы формирование мотивации занимало важное место в работе учителя по конструированию процесса обучения.
      Если мы будем формировать у учащихся позитивные эмоции от математической деятельности, это и будет содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.
 
Литература:
1. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. Для учащихся, - М.: Академия, 2005.
2. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. Пособие. – К.: Рад. школа, 1983.
3. Детский час [Электронный ресурс]. За что я люблю математику? Сочинение - рассуждение - 2014 год, URL:  http://detskiychas.ru/rasskazy/za_chto_lyublyu_matematiku/
 

Комментарии

#1 Хороший материал! С удовольствием прочитала. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 25.12.2016 в 11:29  
#2 Математика - это одна из сложных учебных дисциплин. Далеко не у всех учащихся есть математические способности. Но знания математики нужны каждому человеку. Затронутая в статье тема актуальна. Учебная мотивация способствует не только усвоению материала, но и развитию познавательного интереса.
Наталья Брязгунова, дата: 04.01.2017 в 4:53  
#3 Спасибо за комментарии, уважаемые коллеги! По словам русского и советского кораблестроителя, механика и математика А.Н. Крылова "Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле" и это правда!
Залифа Гайсина, дата: 18.01.2017 в 21:47  
#4 Очень интересный и полезный материал.Успехов и хороших результатов на ЕГЭ.
Валентина Титова, дата: 05.02.2017 в 16:09  
#5 Спасибо большое, Валентина Николаевна, за комментарий, за добрые пожелания! В этом году у меня и 9-й, и 11-й!
Залифа Гайсина, дата: 23.02.2017 в 17:48  
#6 Очень хорошо сказано о полезности и нужности математических умений и знаний. Но, почему с каждым годом всё труднее мотивировать на успешное овладение математикой. Работаю в сельской школе.Как приходится изощряться...
Ольга Конотопова, дата: 17.01.2018 в 21:22  
#7 Мотивация- мощнейший стимул для движения вперед, к цели. Отсутствие её-катастрофа для любой деятельности, для учебной тем более, ведь мы говорим о детях, о формирующейся, ещё незрелой личности. Конечно, для них это архиважная составляющая на пути к успеху. Создать необходимые условия для ее формирования- вот задача, которую мы решаем ежедневно с вами, коллеги. И совсем неважно с каким возрастом работаем и в какой предметной области. Сколько уже в нашем арсенале накопилось различных приемов, методов и целых технологий, а мы продолжаем искать, опробировать, оттачивать свое мастерство и снова искать, искать и искать. Время требует идти с ним в ногу. И мы стараемся! А порой,чтобы искорку заинтересованности "зажечь", а затем и зерна крепкого интереса заложить достаточно и доброго слова, какого-то простого человеческого тепла, участия или внимания своему ученику. Ведь, любить надо не только свой предмет, но и того, кому его преподаешь, не так ли?!
Ольга Турова, дата: 18.01.2018 в 7:42  
#8 Как известно, математика-царица всех наук! Очень люблю ее, стараюсь пробудить к ней интерес, создать ситуацию успеха, обязательно найти применение этого знания в повседневной жизни на любом своем уроке открытия ли нового знания, урока рефлексии или обобщающего ли контроля... Главное, организовать рабочую атмосферу со вкусом праздника: учебная деятельность ребят-все внимание ей! Спасибо, Залифа Шакуровна, мы делаем с Вами общее дело.
Ольга Турова, дата: 18.01.2018 в 8:58  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.