С нами 12646 учителей, 4491 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Возможности сетевых журналов в работе учителя"
Марина Куприянович   23.11.2015   557   4   ИКТ

Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области

 
Возможности сетевых журналов в работе учителя

Аннотация: Данная статья посвящена возможностям использования информационного блога в деятельности учителя-предметника. 
Ключевые слова: блог; учитель.

     В последние годы Интернет-технологии активно используются в решении образовательных задач. В современном, динамично развивающемся мире компетентность учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Без профессионального роста, освоения современных технологий и желания их применять в образовательном процессе, не обойтись.
     Одним из популярных способов общения в сети являются блоги. «Блог – это специальное программное обеспечение, делающее возможным (облегчающее) быструю публикацию на домашней страничке заметок, изображений или иных носителей информации, обычно хронологически упорядоченных» [1].
    Их тематика может быть самой разной: политика, психология, путешествия, мода, образование. Блог может и должен стать неотъемлемым атрибутом каждого успешного учителя, таким же значимым как контактный телефон или адрес.
     С помощью блогов учитель не только развивается, осваивая новые информационные и технические возможности, но и находит нестандартные решения вопросов и проблем. Учительский блог позволяет усилить у учеников интерес к процессу обучения. Новизна используемой технологии становится одним из главных мотивирующих факторов в обучении.
     Учебно-педагогический блог, по мнению учителей, открывает новые образовательные возможности для учеников [2]:

 
1. Увеличивает интерес к процессу обучения: одним из мотивирующих факторов в обучении школьников становится новизна технологий, мотивация обучающихся при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что ученики пишут o том, что важно лично для них; 
2. Помогает стать экспертами в изучаемой области: учитель-блогер выбирает необходимую информацию для размещения в живом журнале, затем регулярная работа в блоге делает непрерывным процесс пополнения знаний учеников поопределенным темам;
3. Ученики, пропустившие занятия, получают возможность взаимодействия с учителем во внеурочное время;
4. Открывает новые возможности для работы в классе и за его пределами: при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях не у всех учеников есть шанс высказаться и быть услышанными, ведение блога позволяет каждому ученику принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для процесса обучения.
 
     В сети Интернет в настоящее время представлено достаточное количество блогов, которые можно классифицировать по различным признакам: с точки зрения используемых технологий, принадлежности, масштабности и уровню решаемых задач, по типу информации и предоставляемым возможностям.
     Можно выделить и несколько основных разновидностей педагогических блогов: «школьная газета», «электронная тетрадь ученика», блог учебного проекта, блог класса, блог учителя-предметника, блог предметного объединения, блог сетевого сообщества, блог администратора учреждения (директора, завуча), блоги других работников образовательного учреждения.
     Широкое поле для деятельности учеников представляет собой блог «Школьная газета». Он позволяет учащимся устраивать различные конкурсы, дискуссии на интересующие темы, делиться фотографиями и видео и т.д.
     Ученики могут использовать блог «Электронная тетрадь ученика» как один из способов выполнения заданий и предоставления их решений учителю. Кроме того, у учителя есть возможность оценить и прокомментировать выполняемые учениками задания непосредственно в блоге. Благодаря данному блогу учащиеся смогут легко наверстать пропущенные занятия и не отставать по программе.
     Для блога учебного проекта выбирается определенная тема. Например, найти материалы по теме «...» и по полученным данным сделать доклад. Урок организовывается при помощи блога, который будет содержать полезные ссылки для учащихся. Кроме того, можно добавить специальный пост «Вопросы», который учащиеся могли бы использовать в случае возникновения сомнений по теме проекта.
     Классный руководитель может создать блог класса и пригласить в качестве соавторов родителей и учеников.
    С помощью блога можно решать ряд задач:

1. Осуществлять информационную поддержку учебного процесса,
2. Вести внеклассную работу по предметам,
3. Публиковать творческие работы учащихся,
4. Наладить обратную связь с учащимися и родителями,
5. Формировать культуру безопасного поведения в сети,
6. Своевременно информировать родителей о происходящих в классе событиях,
7. Формировать ИКТ-компетенции школьников, найти единомышленников для участия в проекте, исследовании.
 
     Блог учителя-предметника, как правило, содержит информацию об учителе, планы уроков и материалы к ним, краткие конспекты, задания для учащихся, полезные ссылки, дополнительную информацию ученикам и советы родителям, интересующимся образованием своих детей, учебное видео, опросы, онлайн-тесты и т.д.
     Блоги предметных объединений призваны организовать работу в сети определенных предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результатах, новости в конкретной предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.
     Блоги сетевых сообществ позволяют обмениваться опытом и знаниями, выступают в роли «копилки» учебных материалов, предоставляют участникам сообщества полезные ссылки.
   В блоге администратора учреждения (директора, завуча) может быть размещена нормативная информация по образовательному учреждению, объявления, планы работы, формы отчетности. Ведение блога даёт руководителю возможность отслеживать общественное мнение, узнавать о конкретных проблемах и вопросах.
      В сети могут быть представлены и блоги других работников образовательного учреждения. Это могут быть блоги социального педагога, учителя-логопеда, психолога, библиотечные блоги и др.
      Все педагогические блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре, и все они, несомненно, несут пользу в учебный процесс.
     Для учителя-предметника наиболее оптимальным является создание личного образовательного блога на блог-платформе. На сегодняшний день имеется достаточное количество разнообразных систем управления содержимым (контентом) (далее Система), позволяющих реализовать блог. То, какая именно Система будет использована для создания блога, будет оказывать огромное влияние на его дальнейшее функционирование. 
     Для того чтобы обеспечить максимально эффективную работу блога необходимо регулярно добавлять новую информацию, постоянно обновлять его содержимое, то есть организовывать эффективное продвижение блога.
    Анализ уже представленных в сети Интернет блогов учителей-предметников позволит создать блог с высокой степенью удобства просмотра веб-страниц (наличие понятного меню, четкая структура, полезный читаемый контент и т.д.). Разработанные веб-ресурсы предоставляют информацию об учителе, его учебных разработках, а также позволяет расширить сферу взаимодействия учителя и ученика.

    Созданный и размещенный в сети веб-ресурс позволит учителю успешно вести живое общение с учениками в рамках образовательного процесса, а также обмениваться опытом с коллегами.

Список использованной литературы:

1. Веб-сайт Научно-культурологический журнал // [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/ (дата обращения: 03.09.2015) 
2. Веб-сайт «Учительская газета» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/ (дата обращения: 07.09.2015) 

Комментарии

#1 "Блог может и должен стать неотъемлемым атрибутом каждого успешного учителя, таким же значимым как контактный телефон или адрес.Их тематика может быть самой разной: политика, психология, путешествия, мода, образование..." О. как же я согласна с вашими мыслями и строками, Марина Олеговна! Статья актуальна и очень востребована. Советую прочесть каждому и согласиться со всеми представленными гипотезами( скажем так)! Спасибо за возможность услышать ваши мысли, с которыми я солидарна полностью.
Ольга Степанова, дата: 23.11.2015 в 22:54  
#2 Очень актуальная статья. Спасибо.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.11.2015 в 18:01  
#3 Очень познавательная статья! Спасибо огромное!
Эльвира Литвинова, дата: 26.11.2015 в 16:31  
#4 Марина Олеговна, очень интересная статья. Исчерпывающая классификация видов блогов и задач, решаемых блогом. Спасибо.
Татьяна Щербакова, дата: 09.12.2015 в 18:42  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.