С нами 17171 учитель, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Учимся играя"
Татьяна Ивановна Козак,
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ №20, Амурская область,
пгт.Прогрсс

 
Учимся играя
 
В журнале «Математика в школе», в газете «Математика», в сети Интернет, в методических пособиях для учителя часто можно увидеть заметки, касающиеся игровой деятельности на уроках. Действительно, чтобы поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, необходимо их заинтересовать.  Немаловажную роль здесь отводится играм. Играя, дети учатся  сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, у них развивается внимание, мышление, стремление к знаниям. Они учатся ориентироваться в необычных ситуациях, познают и запоминают новое. И на таких уроках, где присутствует хотя бы элемент игры, даже самые пассивные из детей включаются в неё с желанием. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Ведь «игра – это творчество, игра – это труд». Особенно, если это касается детей со слабой математической подготовкой.
Анализ игровой деятельности на уроках в таких классах показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении предмета. Здесь приведу лишь некоторые примеры, которые я использую на своих уроках.

I.  Всем учителям математики знакома игра «Лесенка», или «Кто быстрее достигнет флажка?». Хочу рассказать о том, как можно разнообразить этот игровой момент, не прибегая к однообразию на протяжении нескольких уроков.
Итак, «Кто быстрее достигнет флажка». Тема «Действия с десятичными дробями».  Эта игра проводится в виде эстафеты, в которой участвуют две команды, например, по 8 человек (можно по рядам, количество ступенек зависит от количества играющих – оно может быть различным). Остальные учащиеся являются экспертами. Каждый из семи участников обеих команд должен устно решить один пример, рядом с ним записать ответ. Устный счёт ведётся с нижней ступеньки. Каждый следующий участник может исправить ошибки (если они есть) предыдущего. В данном случае примеры подобраны так, чтобы ответы в соответствующих ступеньках обеих команд были одинаковые. Последний участник каждой команды должен ответы расположить в порядке возрастания (или убывания). Остальные учащиеся класса выполняют это задание письменно. В этом случае повторяется и сравнение десятичных дробей.
Выигрывает та команда, которая меньше допустила ошибок (за этим следят эксперты).
При повторном проведении такой эстафеты можно произвести изменения.  Например, последнее задание можно заменить таким: умножить полученные результаты на 100 (или одной команде умножить на 100, а другой разделить на 0,01). При этом получаются числа, являющиеся номерами упражнений,  которые необходимо выполнить в классе и дома.
Или ещё такой вариант. Примеры можно подобрать таким образом, чтобы ответы команд состояли из одинаковых цифр, расположенных одинаковым образом, но отличались бы положением запятой. Последний член первой команды умножает ответы, например, на 10, а второй команды – делит на 10. Полученные результаты записывают с другой стороны ступеньки. При этом первая команда получит первоначальные ответы второй, а вторая – ответы первой.
Можно предложить строку ответов (с несколькими лишними), и тогда учащимся достаточно будет только указывать (например, обводить или подчёркивать) правильный результат.
Можно придумать другие варианты, это фантазия учителя. Подобную  эстафету можно проводить как и в начале урока (во время устного счёта), так  и при закреплении новой темы.

 

Аналогичные задания можно придумать и к эстафете «Лесенка».

II. Любят учащиеся средних классов «Гадать на ромашке».
Ребята решают примеры, записанные на лепестках в указанном порядке. Затем  результат умножают (делят, складывают, вычитают) на число, записанное на листочке. В результате получают номер упражнения из учебника (он указан на обратной стороне лепестка), это упражнения для самостоятельной работы в классе. Те учащиеся, которые выполнят все упражнения верно, домашнее задание не получают. Если где-то допущена ошибка, то дома необходимо сделать работу над ошибками. Обязательно есть такие учащиеся, которые выполнят не все номера, для них домашнее задание даётся индивидуально. Количество лепестков можно уменьшить или увеличить в зависимости от подготовки класса. Такую работу можно организовать в парах, по группам. Чаще всего таким образом определяется самостоятельная работа учащихся при закреплении темы, при контроле знаний и умений по определённому вопросу.

III. Поле чудес.   Учащимся предлагается устно решить примеры. Ответы закодированы. Количество примеров – по количеству букв в слове. Но учащиеся заранее предупреждены, что слово не откроется до тех пор, пока не будут решены все примеры. Ниже приведу пример, когда учащиеся «открывали» новую тему. Но такая работа может проводиться при закреплении материала, при подведении итогов урока, тогда, когда вводится какое-то определение, при знакомстве с новым словом и т. д. Слова могут открываться разные: «спасибо», «молодцы», математические термины и другие.
1) 50 × (2 × 764);                 Ответы: 1) 777;
2) 483 × 2 × 5;                                    2) 24; 
3) 392 × 451 – 392 × 351;                    3) 39 200;
4) 5 × (70 – 2);                                    4) 102;
5) 2 3 + 4 2;                                         5) 76 400;
6) 714 : 7;                                           6) 340;
7) 259 × 3.                                          7) 4 830.
 
 
Ф О Р М У Л Ы
1 2 3 4 5 6 7

IV.  Проверку правил, определений часто провожу, используя  «Лесенку вопросов».  На карточках разного цвета (зелёный, синий, красный) пишу вопросы, соответствующие оценке «3», «4» и «5». Карточки вставляю в «кармашки» соответствующей ступеньки. Учащийся выходит к доске и по своему желанию (зависит от того, какую оценку он хочет получить) вытаскивает карточку и отвечает на содержащийся в ней вопрос. Он может вытащить карточку из разных «кармашков», а может из одной. Естественно, что учащиеся отвечают не на один, а несколько вопросов. Оценка выставляется средняя. Моя лесенка вопросов выглядит так, как показано на рисунке. 

VI. Тесты «верно-неверно» с дополнительными вопросами.  Положительный момент в таком опросе тот, что в работе участвует весь класс. Работу можно организовать с помощью двух сигнальных карточек (+,  –), можно на верное утверждение делать «хлоп» руками (взмах левой рукой), а на неверное – «топ» ногами (взмах правой рукой) и другие варианты.  
Приведу пример такого опроса.
Например, на уроке математики в 5 классе:
1)  5/ 8 - обыкновенная дробь.  (+).  Сколько чисел участвует в записи обыкновенной дроби? Как они называются? Что их разделяет? Приведите примеры обыкновенных дробей.
2)  10/ 5- правильная дробь.   ( –, неправильная).  Приведите примеры правильных дробей.   Приведите примеры дробей, у которых числитель равен знаменателю. Что это за дробь? Приведите примеры дробей, которые больше единицы. Это что за дроби?
3) 5/9 + 2/9 = 7/9   (+).  Сформулируйте правило сложения (вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
И т. д.

VII. Опрос по правилам в быстром темпе, когда учитель формулирует какое-то правило, утверждение, пропустив фразы, а определённый ученик дополняет ответ – это тоже своего рода игра. Все участники должны быть внимательны, т. к. при необходимости они поправляют, дополняют ответ. Вопросы задаются в быстром темпе, отвечает тот, к кому учитель успевает обратиться во время чтения вопроса.
Например, при изучении темы «Десятичные дроби» проверка правил проводилась в этой форме.  
1) При сложении десятичных дробей запятая …, аналогично  поступаем и при …, если необходимо, то приписываем … .
2) При умножении десятичных дробей на запятую …, а умножаем как …, но в произведении … .
3) При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. в столбик …, а запятую … .
4) При умножении десятичной дроби на 0,1;  0,01;  0,001 и т. д. в столбик  также  не …, но  запятую … .
5) При делении десятичной дроби на натуральное число в частном ставим запятую тогда, когда … .
6) Но при делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. деление выполняем не …, а поступаем так, как …, т. е. запятую … .
7) При  делении десятичной дроби на десятичную дробь сначала в делимом и в делителе …, а затем выполняем деление на … .
8) Но при делении на 0,1;  0,01;   0,001 и т. д. опять же в столбик не …, а запятую двигаем в …, т. е. поступаем так,  как … .

В процессе таких игр ученики сталкиваются с различными ситуациями: это и свобода выбора заданий; «включение» памяти и мышления; работа на себя, на группу, на класс и др.
Хотелось бы отметить то, что, начиная играть с детьми, необходимо очень чётко объяснить правила и указать на конечный результат. Вот тогда цель будет достигнута. 

Использованная литература:
1. Антонович Н.Х. Математические игры для учащихся пятых классов / Математика в школе. - 1965, №5.
2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.
3. Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. - Волгоград: Учитель, 2006.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Ивановна, спасибо за статью. Было интересно познакомиться с вашим опытом работы.
Елена Маратовна Онищук, дата: 20.11.2014 в 11:36  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ