С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся (из опыта работы)"
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области

 
 Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся (из опыта работы)
 
 
 «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
правильного установления конечной цели всякого рода деятельности
и отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»
Аристотель
 
Обучение должно быть индивидуальным. Это идеал. Как осуществить  такое обучение на практике в массовой школе? Моя статья – это попытка начала работы над созданием индивидуальной образовательной  траектории учащихся, мечта об идеале.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации выступает внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Кроме того, в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий», особенно актуальной становится тема дистанционного образования как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Дистанционное обучение – метод дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение учащихся в рамках учебного курса по индивидуальным оптимальным программам.
 
В настоящее время в теории и практике дистанционного обучения сложилась ситуация, характеризующаяся противоречиями между:
  • развитием информационного общества, возможностями технических и программных обеспечений различных видов информационных технологий и недостаточным овладением обучающимися компьютерной грамотностью и возможностью выхода в Интернет;
  • недостаточной теоретической разработанностью проблемы педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения и практической необходимостью его осуществления в контексте дистанционного обучения.
Самый распространённый  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.
Таким образом, актуальность темы обусловлена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию.
 
Основная гипотеза внедрения дистанционного обучения в мою практику: дистанционное обучение позволит активизировать педагогическую составляющую процесса обучения, уровень познавательной активности деятельности школьников и повысит результативность в освоении предмета.
 
Дистанционное обучение рассчитано:
1) на школьников, желающих приобрести новые знания, увлечённых предметом;
2) на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме,
3) на детей с медицинскими ограничениями для получения регулярного образования в стационарных условиях;
4) участников олимпиад и конкурсов.
 
Целью изучения данного вопроса является:
  • теоретическое и практическое изучение принципов построения, организации и возможностей дистанционного обучения (ДО);
  • практическое овладение методов и способов создания учебно-методических материалов разного уровня сложности для системы дистанционного обучения (СДО) – программная оболочка Moodle.
 
Достижение целей осуществляется в ходе решения следующих задач:
  • изучение современного зарубежного и отечественного научно-методического опыта;
  • овладение современными технологиями дистанционного обучения;
  • формирование навыков по работе в программной оболочке с открытым кодом – Moodle;
  • осуществление индивидуального подхода к обучению через разработку индивидуальных программ для отдельных учащихся, в том числе, ликвидация пробелов;
  • формирование специальных умений и навыков по математике через выполнение тренингов по определенным темам;
  • подготовка к ГИА и ЕГЭ;
  • обучение детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении;
  • помощь в виде индивидуальных консультаций для всех учеников.
 
Результат инновационных изменений имеет продуктный и субъектный характер.
  • Продуктный результат помогает выявить сильные и слабые стороны ЗУН учащихся.
  • Материальный продукт: дистанционные курсы.
  • Субъектный результат проявляется на уровне развития мышления, воображения, приобретения новых знаний, умений, навыков.
  • Рост числа участников, призеров и победителей всероссийских  олимпиад по математике.
  • Подготовка учащихся к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ, что позволяет учителю выявить оставшиеся пробелы и скорректировать, если имеется необходимость, организацию повторения, а обучающимся определить уровень своих знаний и соответствие  этих знаний своим притязаниям.
  • Формирование прочных навыков информационно-коммуникативной деятельности.
 
Дистанционное обучение – это сложный технологический процесс, в котором взаимодействуют разработчики курсов, учителя, учащиеся, специалисты.
Первоначальный этап проектирования системы дистанционного обучения заключается в выработке концепции обучения. Она включает определение структуры содержания обучения, выбор педагогических технологий, разработку организационных форм и средств обучения.
Следующий этап педагогического проектирования: создание дистанционных курсов, разработка электронных учебников, контрольно-измерительных заданий, сервисов совместной познавательной деятельности учащихся. Следует понимать, что дистанционная форма обучения имеет свою специфику, которая требует подготовки педагогических кадров. Мною пройдена такая подготовка: двое курсов по 72 часа в рамках обучения детей с ограниченными возможностями.
 
Эти курсы подтолкнули меня к тому, что мне захотелось самой попробовать в разработке дистанционного курса. Походив по широким просторам Интернета, я обрела возможность приступить к их разработке. Мною разработаны 2 курса, для 6, 9-11 классов:
  • Служба консультаций. Математика – 6.
  • Повторим математику (подготовка к ГИА и ЕГЭ), 9-11 класс.
На стадии разработки ещё 2 курса: Служба консультаций. Алгебра – 7 и  Служба консультаций. Алгебра – 8.
 
Курс для учащихся 6 класса полностью соответствует программе по учебнику Н.Я.Виленкина. Но он, ни в коем случае не повторяет учебник, а дополняет его. Ни одно задание, ни один пример не взят из этого учебника. Для разработки курса были использованы другие источники.
Курс «Повторим математику» разрабатывался и задания на него выкладываются по мере необходимости. Здесь не соблюдена строгая тематика.
 
Летом я прошла ещё двое краткосрочных дистанционных курсов, вступив в одну из групп Дневника.ру. Получила два сертификата: как педагогический работник и как технический специалист.
Как педагогический работник я могу создавать курсы в единой среде доступа, как технический специалист – управлять подписчиками-разработчиками курсов.
 
Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий. Одна из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Разработчикам дистанционных курсов система Moodle предоставляет следующие возможности:
  • размещение на курсе учебных материалов любых форматов: текстовые материалы, рисунки, графики, аудио и видео файлы, презентации и т.д.;
  • организация среды интерактивного общения Учителя и учащихся – проведение обсуждений и диспутов;
  • создание эффективной системы контроля знаний: задания, опросы, тесты, лекции, семинары;
  • дифференцированная работа с учащимися в группах – по классам, по уровню подготовленности, индивидуальная;
  • постоянный мониторинг всех действий учащихся, информирование о предстоящих событиях.
Все учебные материалы, которые разработчик может разместить на своем курсе, в системе Moodle разбиты на две большие категории: ресурсы и элементы курса. Они добавляются с помощью двух селекторов: добавить ресурс и добавить элемент курса.

 
Коротко остановлюсь на описании ресурсов. 
 
Тип ресурса Описание
Пояснение Содержание ресурса пояснение появляется непосредственно на главной странице курса. Это позволяет его использовать для прямого обращения к учащимся или в качестве элемента дизайна.
Текстовая страница Ресурс текстовая страница служит для размещения крупных блоков учебного текста. Не очень удобен в работе, т.к. не предоставляет инструментов форматирования. Вместо него лучше использовать ресурс «Веб-страница».
Веб-страница Веб-страница – это основной ресурс для размещения учебного содержания, которое учащиеся могут прочитать, просмотреть. Используя этот ресурс, можно разместить текст, рисунки, графики, ссылки, таблицы и многое другое.
Ссылка на файл или веб-страницу Ресурс ссылка на файл или веб-страницу имеет «двойное» назначение:
  • Он Позволяет разместить ссылки на другие веб-страницы, тем самым расширить учебное содержание курса за счет привлечения информации из сайтов, сходной тематики.
  • И Позволяет разместить на страницах курса файлы различных форматов: аудио или видео, презентации, документы MS Office и т.д.
Ссылка на каталог Ресурс ссылка на каталог позволяет разработчику показать учащимся группу файлов, расположенных в одной директории. Так можно создать, например, альбом фотографий, иллюстраций.


Система Moodle обладает широким набором инструментов для организации контроля знаний учащихся:
  • опрос,
  • задание,
  • тест,
  • лекция,
  • семинар.
Я не буду останавливаться на всех инструментах контроля. Очень коротко поговорим о тех, которые наиболее распространены и востребованы.
Задание – инструмент Moodle, с помощью которого учитель ставит задачу, перед учениками. Выполнив задание, учащиеся либо пишут текст ответа, либо загружают файл. Отмечу, что все действия участников выполняются на сайте, без использования какого-либо другого программного обеспечения, например, e-mail. Если открыть селектор «Добавить элемент курса», то можно увидеть, что для задания выделено несколько пунктов.
Таким образом, устанавливая задание, учитель, прежде всего, должен решить – в каком виде будут представлять результаты своей работы. Имеются следующие варианты:


Ответ – в виде текста.
Учащиеся в специальную форму на сайте вводят текст. Как обычно, имеется панель редактирования и, значит, можно форматировать текст, вставить картинки, ссылки.

Ответ – в виде файла. Учащиеся, в качестве ответа, загружают файл, только один.


Ответ – в виде нескольких файлов. Ответ состоит из нескольких файлов, которые учащиеся закачивают на курс.

Ответ – вне сайта. Выполняя это задание, учащиеся ничего не отправляют на сайт, ни текста, ни файла. Значит, учитель может получить решения каким-либо другим образом: при личной встрече, с помощью e-mail, общаясь по Skype и т.д..
 


 

После выполнения задания учащимися, учитель может оценивать ответы, писать комментарий.

Следующий элемент курса – это тест. Тест – это наиболее популярный контрольно-измерительный инструмент системы Moodle. Наличие большого количества настроек позволяет создавать тесты, соответствующие различным целевым потребностям учителя.
Работа с тестом состоит из следующих этапов:

     1. Создание теста и определение установочных параметров.
     2. Наполнение теста вопросами.
     3. Редактирование теста.
     4. Выполнение теста учащимися.
     5. Оценивание теста и анализ итогов.


Для того, чтобы выполнить тест, учащимся нужно просто кликнуть по его названию, ссылке, размещенной на главной странице курса.

После выполнения теста он, получает отчёт о проделанной работе, который выглядит следующим образом:
 



 


На этой странице имеется информация о дате и времени начала и завершения теста, о количестве времени, затраченного его на решение, количество набранных баллов из максимума и оценка. Ниже, все вопросы теста с отметками – правильно решено или нет. Рядом с каждым решённым вопросом – комментарии, сделанные учителем (эти комментарии могут быть предварительно заданы учителем, на стадии разработки вопроса ИЛИ комментарии, написанные «вручную»).





 

Элемент Лекция позволяется проводить занятие, руководствуясь выбором и ответами учащихся. Можно рассматривать его как блок-схему, маршрутную карту. Его следует использовать, если учебный материал разделён на несколько этапов, на каждом из которых требуется провести контроль усвоения знаний.

Необходимо запрограммировать поведение системы так, чтобы учащиеся, в случае неверного ответа на вопросы, могли заново изучить учебный материал или получить дополнительную информацию. В случае, если ученик отвечает правильно на поставленные учителем вопросы, то его следует последовательно провести по всем этапам лекции.













Проектируя лекцию, учитель должен распределить учебный материал на страницы, каждую из которых желательно закончить контрольным вопросом. Учитель также определяет структуру, управляющую показом страниц.
 
Деятельность участников дистанционного курса в системе Moodle протоколируется, т.е. хранится информация о всех действиях учащихся. Учитель в любой момент времени может посмотреть отчёт о работе учащихся для того,  чтобы скорректировать дальнейшую совместную деятельность.
 


Хотелось отметить преимущества дистанционного обучения:

  • нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных учащихся;
  • это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме;
 
 
  • это альтернативное обучение:  оно расширяет выбор форм и методов обучения сверх принятых в классной системе обучения,
  • это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к поступлению или к участию в олимпиадах;
  • это опережающее обучение: оно открыто, учащийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги и др.;
  • это демократичное и креативное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его  мотивация к самообразованию;
  • это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет школьника проходить дистанционный курс, он выбирает его  сам.
Но, дистанционное обучение будет эффективным если:
  • будет подготовлена в полном объёме и с высочайшим качеством учебно-методическая база, доступная каждому участнику образовательного процесса – как педагогу, так и обучаемому;
  • будет чёткое и грамотное сочетание дистанционных и контактных форм обучения;
  • будет оперативный контроль качества усвоения обучающимся учебного материала (строгое соблюдение технологии обучения педагогом);
  • будет правильная организация сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения;
  • будет индивидуальным выбор и заинтересованность именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.  
Дистанционное обучение не должно быть для нас диковинкой. Востребованность новой формы обучения растёт с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно чётко обозначилась в последние годы:
  • растёт количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы более углубленно. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, болезни, когда нет возможности или опасно посещать школу;
  • весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения;
  • дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
  • наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.   (Дистервег А.)

В рамках данной статьи невозможно описать все возможности, мою работу и работу детей в среде Moodle. Моей целью было кратко познакомить вас с этой средой и показать, каким образом можно использовать её для создания своего электронного курса и создания условий для индивидуальной работы с учащимися.

Я работаю над этой темой 3-ой год. Планирую «пропустить» через дистанционные курсы нынешний 5 класс, начиная с будущего учебного года, намеренно не вовлекая их в эту работу с 5 класса, чтобы была возможность увидеть и сравнить результаты, как говорится, «до» и «после».

Активность учеников на курсе 9-11 класс в прошлом учебном году (это нынешние 10-классники и выпускники этого учебного года) достигает 100%.

Трудности есть, были и будут. При создании курса – как у учителя именно математики: написание дробей, формул, выражений. Пришлось многому учиться самостоятельно. У детей – они хотели бы, но нет возможности, отсутствие выхода в Интернет. Но лично у меня желание есть, есть интерес, а значит, работа будет. В планах – разработка аналогичных курсов для учащихся 5 класса и по геометрии для 7-11 классов.
 
Список литературы:
1.Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. – Харьков: ХНАГХ, 2009. – 292 с.
2.Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
3.
4.http://uztest.com/course/view.php?id=68
5.http://uztest.com/course/view.php?id=67
6..  Курс LMS MOODLE.
7. Презентация "Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся"

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Плохо, что нет возможности предварительного просмотра публикуемой статьи! А может быть, есть, просто я не знаю об этом? Видны "огрехи" в оформлении, хотя просмотрела несколько раз.
Татьяна Козак, дата: 06.08.2014 в 17:19  
#2 Ваш научный труд, Татьяна Ивановна, следует изучать постепенно, основательно!
Татьяна Мазурова, дата: 06.08.2014 в 17:48  
#3 Согласна с Вами, Татьяна Михайловна, по поводу основательности. А ещё лучше, если подкрепляя практически, т.е. работая непосредственно на самом курсе. Ну, а на счёт научности - промолчу.
Татьяна Козак, дата: 06.08.2014 в 17:50  
#4 Я несколько лет работаю над созданием курсов в MOODLE. Есть такой элемент в курсе - тест. Так вот, одним из типов вопросов теста, является вопрос со вложенными ответами. Я только 2 месяца назад "дошла" до такого типа вопросов. Это к вопросу об основательности. Всё только на практике!
Татьяна Козак, дата: 06.08.2014 в 17:54  
#5 А можно создать хотя бы начальных (обучающий) этап в Мастер - классе по MOODL.
Татьяна Мазурова, дата: 06.08.2014 в 17:57  
#6 Попробую.
Татьяна Козак, дата: 06.08.2014 в 17:58  
#7 Татьяна Ивановна, я обязательно ещё не раз вернусь к Вашей статье (для основательности). И с удовольствием посетила бы вам мастер-класс!
Екатерина Купцова, дата: 07.08.2014 в 13:19  
#8 Екатерина Валерьевна, я сейчас как раз подготавливаю "почву" для мастер-класса. Но он будет состоять из нескольких частей с практической работой. Если будут желающие, я НАЧИНАЮ! Я не совсем ас в Moodl, многое не умею (я это понимаю), но мы постепенно всему можем научиться. Было бы желание.
Татьяна Козак, дата: 07.08.2014 в 13:24  
#9 Желание учиться есть! Начинайте, мы Вас поддержим!
Екатерина Купцова, дата: 07.08.2014 в 13:29  
#10 Вас уже двое, Екатерина Валерьевна и Татьяна Михайловна!
Татьяна Козак, дата: 07.08.2014 в 13:50  
#11 Татьяна Ивановна, тема дистанционного обучения очень актуальна. Считаю, что каждый учитель должен уметь создавать дистанционные курсы для учащихся. Сегодня этому можно дистанционно научиться на разных образовательных порталах. Мне нравится "Мой университет" moi-universitet.ru. Пройдя там обучение, я создала ДК для учителей нашего района "Учимся создавать дистанционный курс" в системе дистанционного обучения Забайкалья. Но желающих пройти обучение оказалось мало. Видно учителя еще не понимают важность данной формы обучения учащихся. В этом году создала два ДК для учащихся в рамках своей темы самообразования. Буду пробовать, экспериментировать. Поучаствовала в краевом конкурсе "Курс дистанционного обучения", но удовлетворения не получила. Критерии были одни, а оценивание ДК проводили даже не понять в соответствии с чем. Еще раз убедилась, что во многих конкурсах нет объективного оценивания конкурсной работы. Удачи Вам Татьяна Ивановна в освоении технологии дистанционного обучения.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ