Статья ""Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки."
Светлана Трушина
06.08.2014
5406
2
Методика преподавания
Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
"Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
В период социальных изменений происходит утрата идеалов, подмена истинных ценностей ложными. Всё это оборачивается болезнью общества, духовными катастрофами, поэтому в настоящее время актуальнейшей задачей школы становится нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Хочется вспомнить высказывание Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Знание истории своего края, того места, где ты родился и вырос, изучение и сохранение лучших обычаев и традиций родного народа, исследование быта, языка, культуры, религии – это путь приобщения к тем истокам, которые питают высокие нравственные чувства: любовь к стране, ощущение себя гражданином своей родины.
Очень многое в жизни этого народа ушло в небытие, безвозвратно исчезло. Между тем без истории казачества невозможно представить себе историю России. Общественная организация, уклад жизни, культуры, фольклор, быт, идеология, поведенческие стереотипы казаков всегда заметно отличались от порядков, заведенных иными жителями страны. Сейчас идет социальный процесс духовного возрождения казачества. Подвергшееся гонениям и репрессиям казачество сумело сберечь свою этническую самобытность. К сохранению и развитию казачьей культуры необходимо приобщать и подрастающее поколение .
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются в жизнь культурные и образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения народной культуры.
Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая группа по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по совершенствованию регионального казачьего компонента. Таким образом, как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.
Правительством Забайкальского края было принято постановление от 7 декабря 2010 года за №463 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка развития казачества на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Этот документ направлен на:
- сохранение и дальнейшее развитие традиционной казачьей культуры как неотъемлемой части культуры Забайкальского края,;
- укрепление духовных и нравственных основ забайкальского казачества; -семейных традиций, совершенствование системы допризывной подготовки,;
-физического и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи Забайкалья;
-создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству;
- реализация государственной политики в области комплексного развития казачье-кадетского образования.
И поскольку наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков.
Введение казачьего компонента в учебные и внеурочные планы позволяет реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
-воспитание гражданственности и любви к Родине.
-защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
-формирование мировоззренческой нравственной культуры.
-гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Я стараюсь творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры, казачьи традиции.
Тематика казачьего компонента на уроках и во внеурочной деятельности:
- знакомство с народной (казачьей) музыкой, историей, его традициями и обычаями;
- знакомство с культурой , традициями Забайкальского казачества.
Мною разработан факультатив для учащихся средних классов «Духовная культура казаков», где Культурологический аспект предполагает изучение народного творчества казаков, быта, традиций, литературных произведений о казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов.
Нравственный аспект предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.
Элементы казачьей культуры прослеживаются в уроках музыки во всех классах. Обращаемся к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений, на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием, где есть элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д., использую репродукции жизни и быта казаков, проводится аналогию между картинами и музыкой, учим строевые и военные песни казаков. Обращается внимание учащиеся на казачью хореографию, отличавшейся большим своеобразием (бытование военных игр, военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки, драматические элементы и танец. Применяя метода обобщения, просмотрев видеоматериал, ученики делают вывод о роли хореографии в военном воспитании казаков в виде эссе.
Реализуя кейс-технологию, позволяющие развивать аналитические, творческие умения учащихся, предлагается разрешить ситуацию- проблему о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том , помогала ли она казакам совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т.д.
Казачья тематика прослеживается и во внеурочной деятельности. Разучиваем песни о казаках, казачьи песни, с которыми выступаем на концертах в школе, в селе, на различных конкурсах. Исполнение на Районных конкурсах таких песен очень приветствуется и дети не раз занимали призовые места.
Таким образом, систематическая работа по введению этнокультурного казачьего компонента в учебный процесс и внеклассную деятельность, способствует решению проблемы сохранения и развития казачьей традиционной культуры, развитию чувства патриотизма, толерантности, интереса к культуре своего и других народов, воспитание уважения к традициям казаков, е чувства гордости учащихся за принадлежность к казачьему роду.
Используемая литература.
1. Кашина Н.И. статья «Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях»Электронный научный журнал «Педагогика искусства» №1, 2012 г.
2. gubkin.forumbook.ru/t103-topic
3. www.samoupravlenie.ru/
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
"Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
В период социальных изменений происходит утрата идеалов, подмена истинных ценностей ложными. Всё это оборачивается болезнью общества, духовными катастрофами, поэтому в настоящее время актуальнейшей задачей школы становится нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Хочется вспомнить высказывание Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Знание истории своего края, того места, где ты родился и вырос, изучение и сохранение лучших обычаев и традиций родного народа, исследование быта, языка, культуры, религии – это путь приобщения к тем истокам, которые питают высокие нравственные чувства: любовь к стране, ощущение себя гражданином своей родины.
Очень многое в жизни этого народа ушло в небытие, безвозвратно исчезло. Между тем без истории казачества невозможно представить себе историю России. Общественная организация, уклад жизни, культуры, фольклор, быт, идеология, поведенческие стереотипы казаков всегда заметно отличались от порядков, заведенных иными жителями страны. Сейчас идет социальный процесс духовного возрождения казачества. Подвергшееся гонениям и репрессиям казачество сумело сберечь свою этническую самобытность. К сохранению и развитию казачьей культуры необходимо приобщать и подрастающее поколение .
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются в жизнь культурные и образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения народной культуры.
Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая группа по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по совершенствованию регионального казачьего компонента. Таким образом, как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.
Правительством Забайкальского края было принято постановление от 7 декабря 2010 года за №463 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка развития казачества на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)»
Этот документ направлен на:
- сохранение и дальнейшее развитие традиционной казачьей культуры как неотъемлемой части культуры Забайкальского края,;
- укрепление духовных и нравственных основ забайкальского казачества; -семейных традиций, совершенствование системы допризывной подготовки,;
-физического и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи Забайкалья;
-создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству;
- реализация государственной политики в области комплексного развития казачье-кадетского образования.
И поскольку наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков.
Введение казачьего компонента в учебные и внеурочные планы позволяет реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
-воспитание гражданственности и любви к Родине.
-защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
-формирование мировоззренческой нравственной культуры.
-гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Я стараюсь творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры, казачьи традиции.
Тематика казачьего компонента на уроках и во внеурочной деятельности:
- знакомство с народной (казачьей) музыкой, историей, его традициями и обычаями;
- знакомство с культурой , традициями Забайкальского казачества.
Мною разработан факультатив для учащихся средних классов «Духовная культура казаков», где Культурологический аспект предполагает изучение народного творчества казаков, быта, традиций, литературных произведений о казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов.
Нравственный аспект предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.
Элементы казачьей культуры прослеживаются в уроках музыки во всех классах. Обращаемся к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений, на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием, где есть элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д., использую репродукции жизни и быта казаков, проводится аналогию между картинами и музыкой, учим строевые и военные песни казаков. Обращается внимание учащиеся на казачью хореографию, отличавшейся большим своеобразием (бытование военных игр, военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки, драматические элементы и танец. Применяя метода обобщения, просмотрев видеоматериал, ученики делают вывод о роли хореографии в военном воспитании казаков в виде эссе.
Реализуя кейс-технологию, позволяющие развивать аналитические, творческие умения учащихся, предлагается разрешить ситуацию- проблему о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том , помогала ли она казакам совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т.д.
Казачья тематика прослеживается и во внеурочной деятельности. Разучиваем песни о казаках, казачьи песни, с которыми выступаем на концертах в школе, в селе, на различных конкурсах. Исполнение на Районных конкурсах таких песен очень приветствуется и дети не раз занимали призовые места.
Таким образом, систематическая работа по введению этнокультурного казачьего компонента в учебный процесс и внеклассную деятельность, способствует решению проблемы сохранения и развития казачьей традиционной культуры, развитию чувства патриотизма, толерантности, интереса к культуре своего и других народов, воспитание уважения к традициям казаков, е чувства гордости учащихся за принадлежность к казачьему роду.
Используемая литература.
1. Кашина Н.И. статья «Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях»Электронный научный журнал «Педагогика искусства» №1, 2012 г.
2. gubkin.forumbook.ru/t103-topic
3. www.samoupravlenie.ru/
Другие статьи
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- "Моя педагогическая философия"
- Спешите делать добро
- Воспитательная работа с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 7 п. Реконструктор
- Использование ИКТ на уроках физики
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
- Человек превыше всего
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень интересный материал.Творческих Вам успехов!
Ирина Беломывцева, дата: 14.05.2015 в 9:28
#2 Ирина Николаевна, спасибо за комментарий!
Светлана Трушина, дата: 14.05.2015 в 11:36
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.