С нами 13637 учителей, 4764 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области «Искусство». Из опыта работы"

Мазурова Татьяна Михайловна,
высшая квалификацияонная категория,
учитель музыки, ИЗО, искусства,
БОУ города Омска "Гимназия № 150",
Омская область

 

Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области «Искусство».

Из опыта работы

 

Исследовательская деятельность - это учебно - воспитательное пространство, в котором, с одной стороны, решаются задачи социальной адаптации обучающихся, формируется жизненное самоопределение, положительная «Я» – концепция личности, развиваются навыки рефлексии, и появляется возможность делать самостоятельный выбор, с другой стороны, происходит процесс формирования общекультурной компетенции, направленной на сотворение личностного нравственного опыта, «опыт освоения учащимся научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира». [1; 27]
 

Поэтому проектно - публицистическая деятельность обучающимися воспринимается не только как желание заявить о свои взглядах, мыслях, но и как возможность активно пропагандировать ценностный аспект общекультурной компетенции среди сверстников, среди широкой аудитории слушателей и читателей.
 

Содержание проектов, раскрывающих основные направления формирования общекультурных компетенций, следует выделить в три блока. Создаваемые учащимися «творческие результаты имеют не только учебную, но и культурологическую значимость, поскольку способствуют приращению культуры». [2; 50]

 

 

1 блок, «Духовно-нравственные основы жизни человека», представляют работы обучающихся 8-х, 9-х, 10-х классов. Вопросы основ православной культуры, духовная культура в жизни семьи обучаемого, какие православные храмы «живут» в нашем городе, духовные мысли, прочитанные из книг, наблюдения, личностные размышления звучат в исследованиях:

«Духовные чтения в моей семье»

«Почему я обращаюсь к иконе Божией Матери «Троеричице»

«Мой Православный дневник – носитель живой святыни»

«История Омска. Свято-Никольский казачий собор»

«История Омска. Христо-Рождественский собор»

«Почему я изучаю Христо-Рождественский собор»

«Омский Христо - Рождественский собор в моей жизни»

«Омский Христо-Рождественский собор открывает духовные страницы для каждого из нас»

 

 

2 блок, «Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений», раскрывает проблематику изучения городского пространства. Чем привлекателен мой город, специалисты каких профессий принимают участие в благоустройстве моего города, какие общественные организации помогают его жителям, какие подростково-молодёжные клубы участвуют в социокультурном становлении личности в досуговом пространстве?

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, было приложено немало усилий со стороны юных исследователей: встреча с интересными и уважаемыми людьми в своей профессии, фотографирование городского ландщафта, обработка полученных материалов, систематизация полученных результатов, художественное оформление материала, презентация приобретённого личностного опыта.

Не оставляет равнодушными обучающихся и изучение семейных традиций, увлечений своих родителей, семейного архива. Полученные знания и опыт деятельности обучающихся звучат в творческих проектах, публикациях по темам:

«Есть такая профессия – любить свой город»

«Моя мама – мастер интерьерных игрушек»

«Изучаем эстонские корни в своей семье»

«Омск-Бурятия: летопись моей семьи»

«Омский подростково-молодёжный клуб «Орлёнок»: адрес моего детства»

«Мы-омичи!»

«Омский клуб «наследие Сибири»: адрес моего детства

«Чему я научился в омском клубе «Наследие Сибири»

«Что я узнал при изготовлении бармицы»

 

 

3 блок, «Особенности национальной и общечеловеческой культуры», посвящен изучению культуры и искусства города Омска, творческой деятельности омских художников Алексея Николаевича Либерова, Михаила Ивановича Разумова, Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова. Чтобы научиться любить то место, где живёшь, надо увидеть его живописную красоту, услышать его мелодию, познакомиться с людьми, которые живут рядом с тобой. Обучающиеся 5-х, 6-х, 7-х классов, изучая творчество омских художников, раскрывали особенности национальной и общечеловеческой культуры в созданных ими проектах:

«Творческий опыт А.Н. Либерова — кладовая искусствоведа»

«Путешествие в мир «Либеровской осени»

«Песенная Зима в творчестве омского художника М.И. Разумова»

«Выпускник МГПИ – омский художник Г.С. Катило - Ратмиров»

 

«Дорога» от выбора темы до призового (победного) результата — путь, во временном отношении, длительный, охватывает не один год исследовательского труда.

Для достижения высокого результата в исследовательской деятельности обучающимся создаётся система условий для созидательной деятельности:

- выявление ведущих мотивов обучающегося и организация внеучебной деятельности: определение темы исследования, отвечающей психолого - физиологическим особенностям обучающегося и его учебно - познавательным интересам;

  • соотнесение предполагаемого материала с личным опытом обучающегося.

 

Новая информация, как результат исследовательской деятельности, опирается на имеющийся опыт и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащённые знания, мотивирующие на дальнейшее исследование.
 

Создаётся активная установка на позитивное принятие деятельности:

- ориентация на достигнутые обучающимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций;

- постепенное включение обучающегося в систему участия на конференциях, фестивалях, чтениях;

- разработанная авторская «Программа по работе с одарёнными детьми», «Программа «Культура и искусство города Омска в исследовательской деятельности обучающихся», «Омский Христо-Рождественский собор в исследовательской деятельности обучающихся» способствует созданию системности в работе с обучающимися.

 

Обучающиеся представляют свои исследования на различных этапах публичной защиты: школьный этап конференции, муниципальный уровень, затем - региональный и всероссийский этап конференции или фестиваля.

Поэтапное направленное движение от школьного исследования к всероссийскому позволяет обучающимся:

- выстроить поэтапность развития своего исследования:

- расширить «территорию» поиска исследовательского материала: школьная библиотека, городская библиотека, домашний архив и государственный архив, использование электронных образовательных ресурсов;

- дополнить и расширить палитру иллюстративно-художественные объектов;

- провести социологические исследования в кругу своих одноклассников, семьи;

- рассмотреть проблему исследования с культурологического, исторического, краеведческого аспектов;

  • подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования;

  • отметить, «увидеть», испытать, закрепить определённую личностную победу и движение вперёд.

 

В «деятельностное содержание образования входят методы создания учащимися образовательной продукции, способы организации своей работы, методы анализа, осмысления и оценки своей деятельности». [3; 27] Учащийся, имея возможность «получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте проявляет и развивает свои личностные познавательные способности». [3; 31]

 

Системно-деятельностный подход представлен на примере «исследовательских маршрутов» обучающихся Божко Алёны, Вакаловой Анастасии, Комовой Анастасии, Пикс Андрей, Симоненко Алёны, Юмтаровой Юлии, Валиахметова Александра.


Божко Алёна

  • Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Мой православный дневник», 2008

  • VII городские этические чтения. «Мой православный дневник — носитель живой истины», 2008

  • Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся «Портфолио», город Москва, «Мой православный дневник — носитель живой истины», 2008-2009

  • VIII городские этические чтения, «Духовные чтения в моей семье», 2009

  • «Покровские чтения», «Почему я обратилась к иконе Божией Матери «Троеручница», 2009

  • V муниципальный фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», «Почему я обращаюсь к иконе Божией Матери «Троеручица», 2009

 

                Вакалова Анастасия

  • Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Омский клуб «Орлёнок»: адрес

нашего детства», 2011

  • Городской фестиваль детского компьютерного творчества «Мы-омичи!», «Омский клуб «Орлёнок»: адрес нашего детства», 2011 — 2012

  • Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», «Омский подростково-молодёжный клуб «Орлёнок»: адрес нашего детства, 2011-2012

  • VIII городской фестиваль творческих проектов «Держава», «Почему мы выбираем подростково-молодёжный клуб «Орлёнок», 2012

  • Открытый городской фестиваль детского компьютерного творчества «Мы-омичи!», 2013

 

            Комова Анастасия

  • Областной фестиваль искусств «Либеровская весна», VIII детские апрельские искусствоведческие чтения, посвященные народному художнику РСФСР А.Н. Либерову, «Зимние мотивы» в творчестве М.М. Разумова», 2010

  • X городские этические чтения, «Интонации добра» в творчестве А.Н. Либерова», 2011

 

              Пикс Андрей

- Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Моя мама — художник интерьерной игрушки», 2009 - 2010

- Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Моя мама — мастер интерьерной игрушки», 2010 - 2011

- Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся «Портфолио», город Москва, «Моя мама — мастер интерьерной игрушки», 2010-2011


Симоненко Алёна

  • Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Омский Христо-Рождественский собор» , 2008

  • Городской этап НОУ «Поиск», «Омский Христо-Рождественский собор», 2009

  • IV городской фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», «Омский Христо-Рождественский собор» , 2008

  • VII городские этические чтения, «Омский Христо-Рождественский собор — моя духовная книга», 2008

  • Покровские чтения, «История Омска. Христо-Рождественский собор» , 2008

  • VIII городские этические чтения, 2009 - «Христо-Рождественский собор в моей семье»

  • Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся «Портфолио», город Москва, «Омский Христо-Рождественский собор в моей жизни», 2008-2009

  • V муниципальный фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», «Почему я изучаю Христо-Рождественский собор» , 2009- 2010

  • XLI —ая региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, «Христо-Рождественский собор — духовная святыня города Омска», 2009 — 2010

 

Юмтарова Юлия

  • Школьный этап НОУ «Шаги в науку», «Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее» , 2010

  • Городской этап НОУ «Поиск», «Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее», 2011

  • XLIII -ая региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области», «Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее», 2011

  • Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ — XX век», «Эстонская летопись моей семьи», 2010-2011

  • Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», город Москва, «Почему я изучаю историю своей семьи: эстонские корни», 2010-2011

 

                 Валиахметов Александр

  • Школьный этап н-п конференции "Шаги в науку", 2012

  • Заочный тур городской н-п конференции "Шаги в науку, 2013

  • Открытый городской фестиваль детского компьютерного творчества «Мы-омичи!», 2013

  • XII городские этические чтения, 2013

  • Областной конкурс "Моя малая Родина: природа, культура, этнос", номинация "эколого-краеведческий путеводитель", 2013

  • Всероссийский фестиваль исследовательских работ «Познание продолжается», «Чему я научился в омском клубе «Наследие Сибири», 2013
     

     

Публичные выступления позволяют обучающимся услышать мнение конкурсантов, вопросы относительно содержательной базы исследования, а, следовательно, доработать исследовательский материал и в дальнейшем достойно выступить на более высоком представительском форуме. 
 

Исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся положительного отношения к окружающему миру, готовность нести ответственность за свои поступки, развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях.
 

Выявление ведущих мотивов конкретного обучающегося создаёт у него ощущение личностной значимости и собственного позитивного социального опыта, что находит своё продолжение в успешном научно - исследовательском участии и во время обучения в высшей школе.
 

В 2009 году одна из моих выпускниц, Мазурова Ульяна, активный участник, победитель научно-практических конференций, стала стипендиатом Президента Российской Федерации.
 

Таким образом, обучающиеся, обращаясь к анализу вопросов по духовно - нравственной проблематики, через собственную поисковую деятельность актуализируют необходимость раскрытия соответствия моральной деятельности личности ее долгу, осознания взаимоотношения: чем шире и выше общественные полномочия, тем выше и мера их ответственности перед обществом.

 

 

Источники:

 

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.- 73 с. (Серия «Новые стандарты»)

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.- 73 с. (Серия «Новые стандарты»)

3. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.- 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.