Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"
Светлана Трушина
07.01.2016
6062
2
Методика преподавания
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК
Материал этой статьи был представлен на Межрайонных образовательных Рождественский чтениях в г. Нерчинске. 10. ноября 2015 г. и был удостоен
1 места на секции "Образование и воспитание"
Сертификат участника V Забайкальских Рождественских образовательных чтений. Декабрь 2015 г.
Источники:
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК
Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
«Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к душе, духу, Богу, церкви.
Нравственное развитие учащихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, музыки, МХК, изобразительного искусства. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.
В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения». И воспитание стоит на первом месте.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
В школе я преподаю предметы музыка и МХК,
факультатив «Духовная культура казаков», программа которого была разработана мною в 2012 году, когда наша школа получила новый статус и стала казачьей кадетской..
Главной целью музыкального развития является, прежде всего, духовно- нравственное воспитание учащихся, обогащение их духовного мира.
На уроках музыки дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле.
Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Образ русского богатыря Ильи Муромца - мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей и русскую историю .
Учащиеся с огромным удовольствием знакомятся с видами колоколов и колокольного звона, постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве.
Основные направления и воспитательные линии на уроках музыки следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.
Приведу примеры тем уроков музыки и МХК , содержание которых позволяет реализовать их воспитательную функцию в формировании и становлении личности, являющейся носителем великой культуры народов России.
В начальных классах :
«Дела давно минувших дней...»
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»«
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
«Рождество Твое, Христе Боже наш...». Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России.
«Колокольные звоны на Руси», «Что такое патриотизм», «Цвет и звук:
«Музыка витража»,
В средних классах:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.», «Мир образов полифонической музыки» , «Мир русской песни», «Тема богатырей в музыке», «Эпические образы в музыке» , «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича , «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь», «Сила патриотической песни».
Приведу конкретные примеры заданий некоторых уроков , которые обозначила выше.
На уроке «Хоровая музыка в храме» на вопросы:
-Что слышится в хоровом церковном пении и какова роль церкви в жизни людей, ученики свободно высказываются , а затем в учебнике ищут ответы на эти вопросы. На этом же уроке формирование храмовой хоровой музыки учащимся предлагается проследить через «Древо храмовой хоровой музыки», также происходит знакомство с таким термином, как тропарь в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, просмотр видео - тропарь Пресвятой Богородице и исполнение тропаря в нашей церкви с . Знаменка в исполнении отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . Забайкальского казачьего войска., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.
На уроке по теме «Сила патриотической песни» учащимся предлагается видеоряд репродукций на патриотическую тему, дети объединяют картины по темам - времена подвигов Александра Невского, Отечественная война 1812года , эпоха Великой Отечественной войны и картины о казаках.
Разработка этого урока заняла 1 место в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС» в 2013 г. и участвовала в конкурсе Всероссийского интернет - педсовета с размещением материала в сборнике методических материалов "1001 идея интересного занятия с детьми" .
На уроке на тему «Смеётся вальс над всеми модами века» ученики просматривают видео-ряд разных вариантов исполнения вальса, а затем ставится вопрос: В кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? А казаки танцуют вальс?
Далее учащимся предлагается видео-ряд фрагментов – вальсы кадетских корпусов и казачий вальс в исполнении ансамбля «Забайкальские казаки».
Этот урок также удостоен 1-го места в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС» и сертификата конкурса Всероссийского интернет -педсовета с размещением этого материала в сборнике методических материалов "1001 идея интересного занятия с детьми"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках МХК: «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм как символ христианского православия», «Древнерусская иконопись», «Понятие об обряде», «Религиозные праздники и обряды», «Крещение Руси», «Музыка в храме». «Священный лик Богоматери», «Героический эпос» .
В дополнительном образовании учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества. Мною проведено мероприятие для начальных классов на тему: «Мы помним тех, кому обязаны за мирную и счастливую жизнь!», «День памяти воинов- интернационалистов», «Песня солдатская моя», «Ими гордится село» (о солдатах – воинах нашего села, которые служили в Афганистане и Чечне, и которых смело можно назвать Героями России.)
Участники вокальных групп постоянно выступают на всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах.
Как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.
Цель факультатива- «Духовная культура казаков»:
- Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей, традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества
Программа факультатива «Духовная культура казаков» включает в себя:
- исторические сведения о возникновении и развитии казачества как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день;
- роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства;
- знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства;
- народное художественное и песенное творчество казачества
Нравственный аспект программы факультатива предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.
Разработка факультатива «Духовная культура казаков» участвовала во «Всероссийском интернет - конкурсе педагогического мастерства» Тематика казачества была использована и при написании исследовательской работы о создании казачьей песни «Ой, то не вечер» ученицей Швецовой Ириной. Наша работа под названием «Песня, прошедшая через века» в муниципальной НПК в 2014 г. заняла 3 место, а в Международном творческом конкурсе «Победилкин» работа была удостоена диплома Лауреата 1 степени.
Эта исследовательская работа также участвовала в конкурсе Всероссийского интернет-педсовета с размещением материала в сборнике «Вселенная учитель» .
Швецова Ирина выполнила проект по МХК на тему "Древнерусская иконопись", который размещён в её электронном портфолио на сайте «Учпортфолио» .
Мною на сайте «Учпортфолио» и других образовательных сайтах размещено много материалов духовно-нравственной и патриотической направленности. Статьи-
1."Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки " со ссылками на все мои материалы.
2."Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор"
3. "Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
4." Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны"
5.Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки."
6. "Обобщение опыта по теме самообразования "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания» " По этой теме самообразования был составлен инновационный проект для участия в Краевом заочном конкурсе.
7. Презентация- «Использование материалов школьного музея Забайкальского казачьего войска» на занятиях факультатива «Духовная культура казаков».
8. Составленные мною презентации к занятиям факультатива также все размещены на сайте «Учпортфолио».
За весомый вклад в сфере пропаганды казачьих традиций и культуры, популяризацию казачьего движения и образа жизни, в 2013 г. я была награждена грамотой Казачьего полковника 3 отдела Забайкальского казачьего войска Погосовым В. Ю.
Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.
Презентация к статье- http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
«Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к душе, духу, Богу, церкви.
Нравственное развитие учащихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, музыки, МХК, изобразительного искусства. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.
В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения». И воспитание стоит на первом месте.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
В школе я преподаю предметы музыка и МХК,
факультатив «Духовная культура казаков», программа которого была разработана мною в 2012 году, когда наша школа получила новый статус и стала казачьей кадетской..
Главной целью музыкального развития является, прежде всего, духовно- нравственное воспитание учащихся, обогащение их духовного мира.
На уроках музыки дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле.
Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Образ русского богатыря Ильи Муромца - мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей и русскую историю .
Учащиеся с огромным удовольствием знакомятся с видами колоколов и колокольного звона, постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве.
Основные направления и воспитательные линии на уроках музыки следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.
Приведу примеры тем уроков музыки и МХК , содержание которых позволяет реализовать их воспитательную функцию в формировании и становлении личности, являющейся носителем великой культуры народов России.
В начальных классах :
«Дела давно минувших дней...»
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»«
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
«Рождество Твое, Христе Боже наш...». Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России.
«Колокольные звоны на Руси», «Что такое патриотизм», «Цвет и звук:
«Музыка витража»,
В средних классах:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.», «Мир образов полифонической музыки» , «Мир русской песни», «Тема богатырей в музыке», «Эпические образы в музыке» , «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича , «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь», «Сила патриотической песни».
Приведу конкретные примеры заданий некоторых уроков , которые обозначила выше.
На уроке «Хоровая музыка в храме» на вопросы:
-Что слышится в хоровом церковном пении и какова роль церкви в жизни людей, ученики свободно высказываются , а затем в учебнике ищут ответы на эти вопросы. На этом же уроке формирование храмовой хоровой музыки учащимся предлагается проследить через «Древо храмовой хоровой музыки», также происходит знакомство с таким термином, как тропарь в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, просмотр видео - тропарь Пресвятой Богородице и исполнение тропаря в нашей церкви с . Знаменка в исполнении отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . Забайкальского казачьего войска., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.
На уроке по теме «Сила патриотической песни» учащимся предлагается видеоряд репродукций на патриотическую тему, дети объединяют картины по темам - времена подвигов Александра Невского, Отечественная война 1812года , эпоха Великой Отечественной войны и картины о казаках.
Разработка этого урока заняла 1 место в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС» в 2013 г. и участвовала в конкурсе Всероссийского интернет - педсовета с размещением материала в сборнике методических материалов "1001 идея интересного занятия с детьми" .
На уроке на тему «Смеётся вальс над всеми модами века» ученики просматривают видео-ряд разных вариантов исполнения вальса, а затем ставится вопрос: В кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? А казаки танцуют вальс?
Далее учащимся предлагается видео-ряд фрагментов – вальсы кадетских корпусов и казачий вальс в исполнении ансамбля «Забайкальские казаки».
Этот урок также удостоен 1-го места в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС» и сертификата конкурса Всероссийского интернет -педсовета с размещением этого материала в сборнике методических материалов "1001 идея интересного занятия с детьми"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках МХК: «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм как символ христианского православия», «Древнерусская иконопись», «Понятие об обряде», «Религиозные праздники и обряды», «Крещение Руси», «Музыка в храме». «Священный лик Богоматери», «Героический эпос» .
В дополнительном образовании учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества. Мною проведено мероприятие для начальных классов на тему: «Мы помним тех, кому обязаны за мирную и счастливую жизнь!», «День памяти воинов- интернационалистов», «Песня солдатская моя», «Ими гордится село» (о солдатах – воинах нашего села, которые служили в Афганистане и Чечне, и которых смело можно назвать Героями России.)
Участники вокальных групп постоянно выступают на всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах.
Как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.
Цель факультатива- «Духовная культура казаков»:
- Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей, традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества
Программа факультатива «Духовная культура казаков» включает в себя:
- исторические сведения о возникновении и развитии казачества как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день;
- роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства;
- знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства;
- народное художественное и песенное творчество казачества
Нравственный аспект программы факультатива предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.
Разработка факультатива «Духовная культура казаков» участвовала во «Всероссийском интернет - конкурсе педагогического мастерства» Тематика казачества была использована и при написании исследовательской работы о создании казачьей песни «Ой, то не вечер» ученицей Швецовой Ириной. Наша работа под названием «Песня, прошедшая через века» в муниципальной НПК в 2014 г. заняла 3 место, а в Международном творческом конкурсе «Победилкин» работа была удостоена диплома Лауреата 1 степени.
Эта исследовательская работа также участвовала в конкурсе Всероссийского интернет-педсовета с размещением материала в сборнике «Вселенная учитель» .
Швецова Ирина выполнила проект по МХК на тему "Древнерусская иконопись", который размещён в её электронном портфолио на сайте «Учпортфолио» .
Мною на сайте «Учпортфолио» и других образовательных сайтах размещено много материалов духовно-нравственной и патриотической направленности. Статьи-
1."Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки " со ссылками на все мои материалы.
2."Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор"
3. "Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
4." Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны"
5.Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки."
6. "Обобщение опыта по теме самообразования "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания» " По этой теме самообразования был составлен инновационный проект для участия в Краевом заочном конкурсе.
7. Презентация- «Использование материалов школьного музея Забайкальского казачьего войска» на занятиях факультатива «Духовная культура казаков».
8. Составленные мною презентации к занятиям факультатива также все размещены на сайте «Учпортфолио».
За весомый вклад в сфере пропаганды казачьих традиций и культуры, популяризацию казачьего движения и образа жизни, в 2013 г. я была награждена грамотой Казачьего полковника 3 отдела Забайкальского казачьего войска Погосовым В. Ю.
Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.
Презентация к статье- http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html
Материал этой статьи был представлен на Межрайонных образовательных Рождественский чтениях в г. Нерчинске. 10. ноября 2015 г. и был удостоен
1 места на секции "Образование и воспитание"
Сертификат участника V Забайкальских Рождественских образовательных чтений. Декабрь 2015 г.
Источники:
1. Гаврилов, Г. Святыни Руси : история православных святынь / Под ред. А. Н. Печорской; худож. Ю. М. Сковородников. - М. : Дрофа-Плюс, 2010. – 96 с. : ил.
2.Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 кл. : уч. пособие для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.- 96 с.
3. Трушина С.Ю. Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html
4.. Трушина С.Ю. Факультатив "Духовная культура казаков" для учащихся средних классов
https://infourok.ru/fakultativ-duhovnaya-kultura-kazakov-dlya-uchaschihsya-srednih-klassov-516027.html
5. Ильина М. С Статья «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-1036769.html
2.Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 кл. : уч. пособие для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.- 96 с.
3. Трушина С.Ю. Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html
4.. Трушина С.Ю. Факультатив "Духовная культура казаков" для учащихся средних классов
https://infourok.ru/fakultativ-duhovnaya-kultura-kazakov-dlya-uchaschihsya-srednih-klassov-516027.html
5. Ильина М. С Статья «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-1036769.html
Другие статьи
- Роль портфолио педагога в повышении квалификации в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
- «Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал
- Ведущие виды деятельности учителя в современном мире
- Детям нужны воспитатели
- Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- Размышления о педагогике сотрудничества «Ребенок – не взрослый. Но когда-то он им станет…»
- Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Светлана Юрьевна спасибо Вам, что Вы затронули такую актуальную проблему. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».
Эльвие Алимова, дата: 07.01.2016 в 16:45
#2 Светлана Юрьевна, отличная статья, содержательная, соответствует всем требованиям к написанию статьи. Презентацию тоже посмотрела, прошла по ссылке, всё очень здорово. Вы действительно Учитель с большой буквы
Наталья Чубаева, дата: 08.01.2016 в 0:09
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.