С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная  казачья  школа" 
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

              Духовно-нравственное воспитание  школьников на уроках музыки и МХК

 
   Главная цель образования в школе –  развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
 «Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к душе, духу, Богу, церкви.
   Нравственное развитие учащихся  на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе,  истории,  музыки, МХК, изобразительного искусства.  В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу. 
   В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания  и обучения». И  воспитание стоит на первом месте.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.

   В школе я преподаю предметы музыка  и МХК,
факультатив «Духовная культура  казаков», программа  которого была разработана мною в 2012 году, когда наша школа  получила новый статус и стала казачьей кадетской..
Главной целью музыкального развития является,  прежде всего, духовно- нравственное воспитание учащихся, обогащение   их духовного мира.
   На уроках музыки  дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле.
Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской.  Образ русского богатыря Ильи Муромца - мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле,  музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей и русскую историю .
Учащиеся  с огромным удовольствием знакомятся с  видами колоколов и колокольного звона,  постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве.
   Основные направления и воспитательные линии на  уроках музыки  следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.
   Приведу примеры  тем уроков музыки и МХК ,  содержание   которых  позволяет реализовать их воспитательную  функцию в формировании и становлении личности, являющейся носителем великой культуры народов России.
 В начальных классах :
«Дела давно минувших дней...»
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»«
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
«Рождество Твое, Христе Боже наш...». Музыка  Православной церкви как часть художест­венной культуры России.
«Колокольные звоны на Руси»,  «Что такое патриотизм», «Цвет и звук:
«Музыка вит­ража»,
 В средних классах:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.»,  «Мир образов полифонической музыки» ,   «Мир русской песни», «Тема богатырей в музыке», «Эпические образы в музыке» , «Образ Вели­кой Отечест­венной войны в «Ленинград­ской» симфо­нии Д. Шостаковича ,  «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве»  и опера «Князь Игорь»,  «Сила патриотической песни».
 Приведу конкретные примеры заданий   некоторых  уроков ,  которые обозначила выше.
На уроке «Хоровая музыка в храме»   на вопросы:
-Что слышится в хоровом церковном пении  и какова  роль церкви в жизни людей,  ученики    свободно высказываются ,  а затем в учебнике ищут ответы на эти вопросы.  На этом  же уроке  формирование  храмовой хоровой музыки учащимся   предлагается  проследить через  «Древо храмовой хоровой музыки»,   также происходит знакомство  с  таким  термином,  как тропарь  в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, просмотр видео - тропарь Пресвятой Богородице и исполнение тропаря   в нашей церкви с . Знаменка  в исполнении  отца  Валерия  и отца Дмитрия, который  был войсковым священником 3 отдела . Забайкальского  казачьего  войска.,  а сейчас он владыка Нерчинской и  Краснокаменской  епархии.
   На уроке по теме  «Сила патриотической песни»  учащимся предлагается видеоряд репродукций   на патриотическую тему,  дети объединяют картины по темам -   времена  подвигов Александра Невского,  Отечественная война 1812года ,   эпоха Великой Отечественной войны и   картины о казаках.   
Разработка  этого урока    заняла 1 место в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС»  в 2013 г.  и участвовала   в конкурсе Всероссийского  интернет - педсовета с размещением материала в сборнике методических материалов    "1001 идея интересного занятия с детьми" .
На уроке на тему «Смеётся вальс над всеми модами века»  ученики  просматривают   видео-ряд   разных  вариантов   исполнения вальса, а  затем  ставится  вопрос: В кадетских школах и корпусах танцуют этот танец?   А  казаки танцуют вальс?            
Далее  учащимся предлагается видео-ряд  фрагментов – вальсы  кадетских корпусов и   казачий вальс в исполнении ансамбля «Забайкальские казаки».
Этот урок  также   удостоен  1-го  места в Муниципальном конкурсе «Современный урок в условиях ФГОС» и сертификата   конкурса Всероссийского  интернет -педсовета с размещением этого  материала в сборнике методических материалов "1001 идея интересного занятия с детьми"
   Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на уроках МХК: «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм как символ христианского православия»,  «Древнерусская иконопись»,  «Понятие об обряде», «Религиозные праздники и обряды»,  «Крещение Руси», «Музыка в храме». «Священный лик Богоматери», «Героический эпос» .
В дополнительном образовании   учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре   Забайкальского казачества.  Мною проведено  мероприятие   для начальных классов на тему: «Мы помним тех, кому обязаны за мирную и счастливую жизнь!»,  «День памяти воинов- интернационалистов»,   «Песня солдатская моя»,  «Ими гордится село» (о  солдатах – воинах нашего села, которые служили в  Афганистане и Чечне,  и которых смело можно назвать Героями России.)
Участники  вокальных групп постоянно  выступают на всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах.
   Как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.
Цель факультатива- «Духовная культура  казаков»:
- Формирование духовно богатой личности через знакомство с  историей,  традициями и культурой казаков, в том числе  Забайкальского казачества
 Программа факультатива «Духовная культура казаков»  включает в себя:
- исторические сведения о возникновении и развитии казачества как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день;
- роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства;
- знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства;
- народное художественное и песенное творчество  казачества
Нравственный аспект программы факультатива  предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой  казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив  не только  информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную  жизнь.
Разработка     факультатива «Духовная культура казаков»  участвовала  во  «Всероссийском  интернет - конкурсе  педагогического мастерства» Тематика казачества  была использована и  при написании исследовательской  работы  о создании   казачьей песни «Ой, то не вечер» ученицей  Швецовой Ириной.  Наша работа под названием «Песня, прошедшая через века»  в  муниципальной  НПК  в 2014 г. заняла 3 место, а  в  Международном творческом конкурсе «Победилкин»   работа была удостоена диплома Лауреата 1 степени.
Эта исследовательская работа также участвовала  в    конкурсе Всероссийского  интернет-педсовета с размещением материала в сборнике  «Вселенная учитель» .
Швецова Ирина   выполнила  проект по МХК на тему "Древнерусская иконопись", который размещён  в её электронном портфолио на сайте «Учпортфолио» .   
Мною  на сайте «Учпортфолио»  и других образовательных сайтах размещено много материалов духовно-нравственной и патриотической  направленности.  Статьи-  
1."Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки " со ссылками на все мои материалы.
 2."Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор"
3.    "Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
4." Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны"
5.Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки."
6. "Обобщение опыта по теме самообразования "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания» " По этой теме самообразования был составлен   инновационный  проект  для участия в Краевом заочном конкурсе.
7. Презентация-  «Использование материалов школьного музея Забайкальского казачьего войска» на занятиях факультатива «Духовная культура казаков».
8. Составленные мною презентации к занятиям факультатива  также все размещены  на сайте «Учпортфолио». 

За  весомый вклад  в сфере пропаганды  казачьих традиций и культуры, популяризацию казачьего движения и образа жизни,  в 2013 г.  я  была награждена грамотой  Казачьего  полковника 3 отдела  Забайкальского казачьего войска  Погосовым В.  Ю.
  Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.

Презентация к статье- http://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html

                            

Материал этой статьи был представлен на Межрайонных образовательных Рождественский чтениях в г. Нерчинске. 10. ноября 2015 г.  и был удостоен  
1 места на секции "Образование и воспитание" 
                      
             
             
                               


Сертификат участника  V   Забайкальских Рождественских образовательных чтений. Декабрь 2015 г.
                                

              
              
                                   

                                                        Источники:
 
1. Гаврилов, Г. Святыни Руси : история православных святынь / Под ред. А. Н. Печорской; худож. Ю. М. Сковородников. - М. : Дрофа-Плюс, 2010. – 96 с. : ил.
2.Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 кл. : уч. пособие для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.- 96 с.
3. Трушина С.Ю. Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-muziki-i-mhk-732268.html
 4.. Трушина С.Ю. Факультатив "Духовная культура казаков" для учащихся средних классов
https://infourok.ru/fakultativ-duhovnaya-kultura-kazakov-dlya-uchaschihsya-srednih-klassov-516027.html
5. Ильина М. С    Статья «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-1036769.html
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Светлана Юрьевна спасибо Вам, что Вы затронули такую актуальную проблему. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».
Эльвие Алимова, дата: 07.01.2016 в 16:45  
#2 Светлана Юрьевна, отличная статья, содержательная, соответствует всем требованиям к написанию статьи. Презентацию тоже посмотрела, прошла по ссылке, всё очень здорово. Вы действительно Учитель с большой буквы
Наталья Чубаева, дата: 08.01.2016 в 0:09  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ