Статья "Использование активизирующего опросника-шутки Н.С. Пряжникова «Престижные профессии» в профориентационной работе с учащимися 11-х классов"
Брашко Евгения Владимировна, учитель технологии,
высшая квалификационная категория,
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов,
г .Екатеринбург, Свердловская область
высшая квалификационная категория,
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов,
г .Екатеринбург, Свердловская область
Использование активизирующего опросника-шутки Н.С. Пряжникова «Престижные профессии» в профориентационной работе с учащимися 11-х классов
При изучении темы «Рынок труда» разговор со старшеклассниками обязательно касается привлекательных, востребованных и не привлекательных профессий. Учащиеся приходят к мысли, что профессии бывают престижные и непопулярные. А все ли одинаково понимают термин «престижные профессии»? Помочь выпускнику прогнозировать наиболее типичные виды профессионального труда призвана методика Н.С.Пряжникова. Простота и доступность методики в том, что она опубликована во многих сборниках Н.Пряжникова, а также есть в свободном доступе в интернете - http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-109.shtml
Заполнив бланк на одном занятии, результаты были подсчитаны (бланки учащимися не подписывались, в игре-опросе приняло участие 58 учащихся 11-х классов), а на следующем занятии обсуждались полученные результаты. Вопреки утверждениям рейтингов о том, что самые престижные профессии в России - это специалисты по инжирингу, IT-специалисты, врачи, специалисты в сфере туризма, логисты, мнение наших выпускников совпали не по всем пунктам с общероссийскими исследованиями.
Подавляющее большинство отнесли к привлекательным профессии инженера и врача, на втором месте у выпускников нашей школы оказались артисты, на третьем - ученые, спортсмены и экономисты, остальные профессии имели единичные выборы.
.jpg)
Самой престижной была названа профессия инженера. Так посчитали 62% учащихся, на втором месте оказались летчики (44%), на третьем – ученые и врачи (38%). Программисты, сетевые администраторы и IT-специалисты оказались лишь на 10 месте, их выбрали 13% одиннадцатиклассников.
Однако при построении рейтинга престижности, когда профессии нужно было проранжировать сначала с точки зрения престижности в 60-80 гг. в СССР, затем эти же профессии ранжировались с точки зрения престижности в стране в 90-х гг. и, наконец, нужно было спрогнозировать, какие профессии будут престижными пять лет спустя после окончания школы (то есть к моменту окончания вуза). Затем полученные результаты рассчитывались по специальной формуле, которая давалась в методике Н.Пряжникова. И ко всеобщему удивлению десятка самых престижных профессий изменилась. И хотя возглавляла рейтинг опять же профессия инженер (престижной ее посчитали 46% учащихся), лавры первенства вместе с ней разделили ученые. Врачи сместились на второе место (33%), а вот третье почетное место заняли полицейские (31%), которые до этого не рассматривались выпускниками. На шестом месте оказалась профессия рабочий, ее выбрал каждый пятый учащийся, хотя до этого слово «рабочий» вызывало лишь ехидные улыбки.
Учащимся было предложено прокомментировать самим полученные результаты. Обсуждение оказалось интересным и увлекательным. Старшеклассники посчитали, что на привлекательность профессии влияет окружение, СМИ. А вот то, что в рейтинге престижности оказались профессии, которые они относили к непристижным и непопулярным, заставило их задуматься. И что особенно обрадовало, подавляющее большинство решило, что они не относятся отрицательно к рабочим специальностям, а рассматривают их в качестве запасного варианта («Мало ли что случиться в жизни»).
.jpg)
Таким образом, методика позволила учащимся посмотреть на свое понимание престижности как бы с двух разных сторон. С привычной. И с той, о которой даже не задумывались. А также понять, что их мнение может в действительности отличаться от того, которое навязывают СМИ и окружение.
Список литературы:
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2005.
Заполнив бланк на одном занятии, результаты были подсчитаны (бланки учащимися не подписывались, в игре-опросе приняло участие 58 учащихся 11-х классов), а на следующем занятии обсуждались полученные результаты. Вопреки утверждениям рейтингов о том, что самые престижные профессии в России - это специалисты по инжирингу, IT-специалисты, врачи, специалисты в сфере туризма, логисты, мнение наших выпускников совпали не по всем пунктам с общероссийскими исследованиями.
Подавляющее большинство отнесли к привлекательным профессии инженера и врача, на втором месте у выпускников нашей школы оказались артисты, на третьем - ученые, спортсмены и экономисты, остальные профессии имели единичные выборы.
.jpg)
Самой престижной была названа профессия инженера. Так посчитали 62% учащихся, на втором месте оказались летчики (44%), на третьем – ученые и врачи (38%). Программисты, сетевые администраторы и IT-специалисты оказались лишь на 10 месте, их выбрали 13% одиннадцатиклассников.
Однако при построении рейтинга престижности, когда профессии нужно было проранжировать сначала с точки зрения престижности в 60-80 гг. в СССР, затем эти же профессии ранжировались с точки зрения престижности в стране в 90-х гг. и, наконец, нужно было спрогнозировать, какие профессии будут престижными пять лет спустя после окончания школы (то есть к моменту окончания вуза). Затем полученные результаты рассчитывались по специальной формуле, которая давалась в методике Н.Пряжникова. И ко всеобщему удивлению десятка самых престижных профессий изменилась. И хотя возглавляла рейтинг опять же профессия инженер (престижной ее посчитали 46% учащихся), лавры первенства вместе с ней разделили ученые. Врачи сместились на второе место (33%), а вот третье почетное место заняли полицейские (31%), которые до этого не рассматривались выпускниками. На шестом месте оказалась профессия рабочий, ее выбрал каждый пятый учащийся, хотя до этого слово «рабочий» вызывало лишь ехидные улыбки.
Учащимся было предложено прокомментировать самим полученные результаты. Обсуждение оказалось интересным и увлекательным. Старшеклассники посчитали, что на привлекательность профессии влияет окружение, СМИ. А вот то, что в рейтинге престижности оказались профессии, которые они относили к непристижным и непопулярным, заставило их задуматься. И что особенно обрадовало, подавляющее большинство решило, что они не относятся отрицательно к рабочим специальностям, а рассматривают их в качестве запасного варианта («Мало ли что случиться в жизни»).
.jpg)
Таким образом, методика позволила учащимся посмотреть на свое понимание престижности как бы с двух разных сторон. С привычной. И с той, о которой даже не задумывались. А также понять, что их мнение может в действительности отличаться от того, которое навязывают СМИ и окружение.
Список литературы:
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2005.
Другие статьи
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор
- Юбилей школы
- Повышение эффективности обучения математике
- Работа с обучающимися по созданию профессионального имиджа повара, кондитера
- Совершенствование системы дополнительного образования через организацию работы интегрированного клуба «Отечество»
- Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Хороший материал. Попробую со своим детьми классный час провести
Елена Маратовна Онищук, дата: 23.01.2016 в 16:15

#2 Очень интересно. Спасибо, что делитесь опытом. Проведу своим детям.
Любовь Хабарова, дата: 09.04.2020 в 7:26
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.