Статья "Использование технологии Активные Методы Обучения на уроках химии"
Галина Михайличенко
26.03.2016
10105
0
Методика преподавания
Михайличенко Галина Викторовна учитель химии первой категории МАОУ Умлеканская СОШ с.Умлекан, Зейский район Амурская область |
Использование технологии Активные Методы Обучения на уроках химии
Обучение химии начинается в общеобразовательной школе с 8 класса и по шкале трудности этот предмет стоит в числе первых. Поэтому задача учителя при построении уроков – является снижение этого порога трудности.
Как вызвать активную познавательную деятельность обучающихся? Как донести учебный материал до них? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы волнуют учителя каждый раз при подготовке урока. Если урок – это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается интеграция процессов преподавания и обучения, то ответить на все эти вопросы можно.
Как вызвать активную познавательную деятельность обучающихся? Как донести учебный материал до них? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы волнуют учителя каждый раз при подготовке урока. Если урок – это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается интеграция процессов преподавания и обучения, то ответить на все эти вопросы можно.
Попробую показать преимущество активных методов обучения на уроках химии в непрофильной школе. Решением заявленной проблемы снижения порога будет применение АМО.
Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также и развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни.
Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося. Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремлённого, самообучающегося субъекта – краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы.
Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своем образовании личности, создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка, обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.
Кроме того, необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение в новом формате из внешне навязанного, обязательного, зачастую неинтересного, стало близким, естественным и желанным для ребёнка.
И ещё очень важно, чтобы новые образовательные технологии были простыми и понятными для педагогов, доступными для широкого применения во всех школах, без исключения.
Одной из таких технологий и является технология АМО и по словам автора Лазарева Т.В. в книге «Образовательные технологии новых стандартов» части I «Технология АМО» данная технология даёт педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.
Лазарев Т.В. и его коллеги придерживаются следующего определения АМО: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Так выглядит схема образовательного мероприятия по технологии АМО:
Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося. Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремлённого, самообучающегося субъекта – краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы.
Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своем образовании личности, создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка, обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.
Кроме того, необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение в новом формате из внешне навязанного, обязательного, зачастую неинтересного, стало близким, естественным и желанным для ребёнка.
И ещё очень важно, чтобы новые образовательные технологии были простыми и понятными для педагогов, доступными для широкого применения во всех школах, без исключения.
Одной из таких технологий и является технология АМО и по словам автора Лазарева Т.В. в книге «Образовательные технологии новых стандартов» части I «Технология АМО» данная технология даёт педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.
Лазарев Т.В. и его коллеги придерживаются следующего определения АМО: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Так выглядит схема образовательного мероприятия по технологии АМО:
Фаза I Начало образовательного мероприятия |
|||
Инициация (приветствие, знакомство) | Вхождение в тему (определение целей урока) | Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды) | |
Фаза II Работа над темой |
|||
Закрепление изученного (обсуждение домашнего задания) | Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) | Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока) | |
Фаза III Завершение мероприятия |
|||
Эмоциональная разрядка (разминка, релаксация) | Подведение итогов (рефлексия,анализ и оценка урока) | ||
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО. Каждое АМО имеет определённую методическую структуру:
- Название метода;
- Количество участников;
- Цели и задачи использования методов;
- Продолжительность проведения;
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода;
- Предварительная подготовка (если требуется);
- Подробная технология проведения.
Составленное описание АМО метода по такому плану помогает учителю видеть определенный этап урока, в зависимости от его цели и задачи.
Для того чтобы разработать урок химии по технологии АМО, нужно соблюсти некоторые принципы:
Для того чтобы разработать урок химии по технологии АМО, нужно соблюсти некоторые принципы:
- Организационная информация;
- Определение целей и задач урока;
- Определение типа урока и выбор соответствующей конструкции;
- Разработка АМО для каждого этапа урока.
Для каждого этапа образовательного мероприятия используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования образовательного мероприятия с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего образовательного мероприятия и метапредметных целей.
Педагогу, начинающему использовать в своей работе активные методы, можно воспользоваться электронным пособием «Копилочка активных методов обучения», размещенной на образовательном портале Мой университет. В дальнейшем учитель сам может моделировать по своему усмотрению употребляемые в своей работе АМО.
И так, приведу примеры работы с АМО на уроках:
Педагогу, начинающему использовать в своей работе активные методы, можно воспользоваться электронным пособием «Копилочка активных методов обучения», размещенной на образовательном портале Мой университет. В дальнейшем учитель сам может моделировать по своему усмотрению употребляемые в своей работе АМО.
И так, приведу примеры работы с АМО на уроках:
- АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Можно необычно начать урок, предложив ученикам распутать созданную самими же «паутину».
Инициация — 3 минуты
Метод «Невидимая связь»
Цель: Содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники: Все учащиеся.
Материалы: Клубок ниток.
Технология проведения: Учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаёт клубок одному из участников, который передаёт клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.
Результат: Распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.
Цель: Содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники: Все учащиеся.
Материалы: Клубок ниток.
Технология проведения: Учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаёт клубок одному из участников, который передаёт клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.
Результат: Распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.
- АМ вхождения (погружения) в тему
Такие методы, как «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Картинная галерея» позволяют эффективно провести погружения в тему урока, выяснения того о чём пойдет
речь на уроке, занятии.
Вхождение или погружение в тему — 5 минут
Пример АМ погружения в тему мероприятия
Данные методы помогут учителю организовать целеполагание на уроке, мероприятии.
Метод «Химическая цепочка слов»
Цель: совместное целеполагание
Участники: весь класс.
Время: 3-5 минут
Технология проведения: Учитель организует целеполагание, подводя обучающихся к определению объекта изучения. Первый ученик называет слово или словосочетание, являющееся химическим понятием или названием, следующий называет другое по последней букве. Если кто-то затрудняется – ход переходит к другому. Например атом – молекула – азот – тип связи – ион – нитрат …и т.д. Обучающиеся перебрасываются словами по кругу. Учитель должен постараться направить выбор слов так, чтобы среди них было слово РЕАКЦИЯ (либо любое другое, какое требуется по теме урока). После этого можно остановить разминку и сказать: «Тема нашего сегодняшнего урока уже промелькнула среди слов в цепочке. Но какое именно это слово, вам поможет узнать загадка, например: «Она идет», «она прошла», О ней не скажешь, что пришла. (химическая реакция)». Далее происходит формулировка темы урока и цели.
Результат: определение темы и целей урока.
речь на уроке, занятии.
Вхождение или погружение в тему — 5 минут
Пример АМ погружения в тему мероприятия
Данные методы помогут учителю организовать целеполагание на уроке, мероприятии.
Метод «Химическая цепочка слов»
Цель: совместное целеполагание
Участники: весь класс.
Время: 3-5 минут
Технология проведения: Учитель организует целеполагание, подводя обучающихся к определению объекта изучения. Первый ученик называет слово или словосочетание, являющееся химическим понятием или названием, следующий называет другое по последней букве. Если кто-то затрудняется – ход переходит к другому. Например атом – молекула – азот – тип связи – ион – нитрат …и т.д. Обучающиеся перебрасываются словами по кругу. Учитель должен постараться направить выбор слов так, чтобы среди них было слово РЕАКЦИЯ (либо любое другое, какое требуется по теме урока). После этого можно остановить разминку и сказать: «Тема нашего сегодняшнего урока уже промелькнула среди слов в цепочке. Но какое именно это слово, вам поможет узнать загадка, например: «Она идет», «она прошла», О ней не скажешь, что пришла. (химическая реакция)». Далее происходит формулировка темы урока и цели.
Результат: определение темы и целей урока.
- АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Формирование ожиданий обучающихся — 5 минут
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Диаграмма ожиданий»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. В конце урока по этой же диаграмме проводится подведение итога урока (рефлексия).
Численность – весь класс.
Время – 2-3 минуты
Подготовка: Слайд с координатами; Стикеры 4-х цветов (самоклеющиеся карточки); Планшет (картонный) с изображением координат, для выкладывания диаграммы (формата А4).
Проведение:
Учитель: предлагает проголосовать ученикам по предложенным высказываниям: «Мне это не известно», «Я хочу Это знать», «Для меня это новое», «Я это знаю». Проходит между рядами с планшетом заготовленной координатной плоскостью и набором стикеров 4-х цветов, либо можно пустить планшет со стикерами по рядам и ученики, самостоятельно проголосовав, передает следующему ученику.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Диаграмма ожиданий»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. В конце урока по этой же диаграмме проводится подведение итога урока (рефлексия).
Численность – весь класс.
Время – 2-3 минуты
Подготовка: Слайд с координатами; Стикеры 4-х цветов (самоклеющиеся карточки); Планшет (картонный) с изображением координат, для выкладывания диаграммы (формата А4).
Проведение:
Учитель: предлагает проголосовать ученикам по предложенным высказываниям: «Мне это не известно», «Я хочу Это знать», «Для меня это новое», «Я это знаю». Проходит между рядами с планшетом заготовленной координатной плоскостью и набором стикеров 4-х цветов, либо можно пустить планшет со стикерами по рядам и ученики, самостоятельно проголосовав, передает следующему ученику.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
- АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Пример АМ презентации учебного материала
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Интерактивная лекция — 10 минут
Метод «Инфо-шотик»
Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: Весь класс.
Время: 10 минут.
Материалы и оборудование: Подготовленный лист ватмана, цветные маркёры. Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Проведение: Ребята разбирают цветные маркёры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию на тему урока. А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.
Результаты: Создание наглядной опоры для будущего высказывания.
Примечание: Лекция на данном уроке сопровождается работой
с интерактивной доской и мультимедийной презентацией.
Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: Весь класс.
Время: 10 минут.
Материалы и оборудование: Подготовленный лист ватмана, цветные маркёры. Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Проведение: Ребята разбирают цветные маркёры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию на тему урока. А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.
Результаты: Создание наглядной опоры для будущего высказывания.
Примечание: Лекция на данном уроке сопровождается работой
с интерактивной доской и мультимедийной презентацией.
- АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Пример АМ организации самостоятельной работы над темой
Проработка содержания темы — 10 минут
Метод «Геометрические фигуры»
Метод «Кластер»
Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5–7 человек.
Численность: Весь класс.
Материалы: Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Проведение: Учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
— Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки
на тему, например: «Витамины»: кто? — что? — где? — когда? — как? — почему? — Следствие–значение.
— Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» изучает классификацию, например: витаминов, их распределение по группам и влияние на организм.
— Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, изучает состав, например: витаминов и проводит химические исследования витаминов, определяет их присутствие в препаратах и продуктах.
— Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлечённые оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер, например: «Витамины и здоровье». КЛАСТЕР — группы витаминов, выделенные по критерию их близости друг к другу, например, водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Результаты: оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация, отчёт по проведению химических опытов с определенными веществами, связанными с темой урока.
Метод «Геометрические фигуры»
Метод «Кластер»
Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5–7 человек.
Численность: Весь класс.
Материалы: Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Проведение: Учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
— Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки
на тему, например: «Витамины»: кто? — что? — где? — когда? — как? — почему? — Следствие–значение.
— Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» изучает классификацию, например: витаминов, их распределение по группам и влияние на организм.
— Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, изучает состав, например: витаминов и проводит химические исследования витаминов, определяет их присутствие в препаратах и продуктах.
— Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлечённые оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер, например: «Витамины и здоровье». КЛАСТЕР — группы витаминов, выделенные по критерию их близости друг к другу, например, водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Результаты: оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация, отчёт по проведению химических опытов с определенными веществами, связанными с темой урока.
- Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Разомнём пальчики»
Цель – создать здоровьеберегающую паузу в учебной деятельности; снять умственное напряжение.Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение: обучающимся предлагается вспомнить уроки в 1 классе, когда учитель делала с ними простую зарядку для пальцев, сопровождая её словами: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» и повторить её на химический манер. Учитель показывает детям изображение пальцев рук и предлагает, глядя на него загибать пальцы и называть названия основных классов неорганических веществ. Затем предлагает проделать то же, не глядя на рисунок.
Мы с детьми делаем по другому: кладём ладони на парту и простукиваем сначала каждым пальцем по столу называя вслух каждый класс химических соединений, затем учитель показывает на карточке формулу какого-либо соединения и спрашивает какой пальчик сейчас работает?
- АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Очень часто мы используем приём «Диаграмма результатов», который поход на прием «Диаграмма ожиданий», только в этом случае приклеивая стикеры разного цвета на листе с изображением координат и определениями:
Пример Активных методов подведения итогов урока
Подведение итогов — 5 минут
Метод «Приём у врача»
Цель: Получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 минут на подготовку; каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики.
Материал: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Результаты: Этот этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в больнице и теперь они расскажут, какие вещества нужны «больным», чтобы вылечить их. Участники пишут свои рекомендации по применению вещественных препаратов и продуктов питания при лечении различных заболеваний на карточки — «рецепты» и приклеивают на лист флипчарта, комментируя свои предложения.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
Применение приемов АМО становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:
- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;
- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах;
В процессе применения даже элементов данной технологии: заметно повысился интерес детей к предмету, интерес к выполнению творческих домашних заданий; активизировалась самостоятельная работа обучающихся; стало интересно на уроке, как ученикам, так и самому педагогу; уроки стали более мобильными.
Таким образом, можно сделать вывод, что системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
Список, используемой литературы:
- Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. «Копилочка активных методов обучения» - Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2005-2008.
- Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов» Часть I Технология АМО – Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012.
- Материалы лекций ДК «Разработка урока химии по технологии активных методов обучения» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/tio/chemistryAMO/chemistryAMO/
Другие статьи
- Некоторые приемы развития памяти
- Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
- Об игре букв и слов в произведениях художественной литературы
- Использование стратегий смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации (стратегия компрессии текста)
- Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Наглядность как дидактический принцип обучения детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Учитель и общество
- Десять секретов счастья
- Использование куклы на уроках английского языка.
- Профессиональный классный руководитель в современной школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.