С нами 13884 учителя, 4874 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Роль занимательности на уроках физики и вне урока"

Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики,
высшая квалификационная категория,
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д.Слюсарева»
п.Табулга,
Чистоозерный  район, 
Новосибирская  область
 

Роль занимательности на уроках физики и вне урока

             Развитие интереса у школьников к предмету – сложный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам.  В своем становлении и развитии интереса учащихся к предмету, он проходит несколько этапов:
- становление (ситуативный интерес);
- любознательность (неустойчивый интерес);
- устойчивый познавательный интерес.
        Знание этапов формирования познавательного интереса у учащихся позволяет оценить роль занимательности на уроках и вне урока. Занимательность преподавания служит средством побуждения познавательного интереса. Она рождает любопытство и поддерживает любознательность. Занимательность оживляет рассказ учителя и привлекает внимание учащихся. Умело используемая на уроке занимательность не только побуждает познавательный интерес, но и служит средством запоминания и разрядки напряженной обстановки в классе, средством повышения тонуса учебной деятельности. Она способствует доступности сообщаемых знаний, обостряет эмоциональное отношение к предмету, познания и обеспечивает лучшее протекание познавательных процессов.
         На протяжении многих лет работы в школе  убедилась, что сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность.  Над такими средствами и методическими приемами работаю постоянно на протяжении многих лет.  
         Цель данных методических приемов – сделать изучение физики для ребят захватывающим, интересным, пробуждать любознательность, наблюдательность, желание думать. Занимательные задачи можно использовать по-разному. На уроке прочитать и разобрать, можно задать на дом. Сильным ученикам предложить как дополнительное задание. Применять при повторении и закреплении пройденного материала на уроке, а также на внеклассных занятиях. Использую следующие занимательные учебные материалы: задачи Шерлока Холмса, Почемучкина, Вовочки, литературно - физические задачи; вопросы от Робинзона Крузо, от дедушки Пети, от Василисы Премудрой; чайнворды и кроссворды; элементы устного народного творчества (пословицы, загадки).
        Занимательные материалы играют двоякую роль: обучающую и воспитывающую. Обучение тесно связано с воспитанием. Привожу тому подтверждение: образ дедушки Пети создает новые представления о человеческих качествах. Мои учащиесся живут в деревне, у которых такие же дедушки, с которыми они любят общаться, узнавая от них много житейских знаний. В таком образе представлен  дедушка Петя с его практическими вопросами.
       Большое значение в процессе обучения имеет использование детской  художетвенной литературы в которой интересно описываются различные физические явления.  Предлагаю такие описания применять для создания проблемной ситуации, как дополнительный источник знаний учащихся, для постановки закрепляющего вопроса, как иллюстрация теоретического положения. Убедилась на собственном опыте, что использование художественной литературы в процессе обучения физики оживляет уроки, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению и углублению их знаний, раскрытию перед ними широкого спектра применения физических законов.
       К занимательным материалам относятся пословицы и поговорки. Они имеют не только бытовой смысл, но и отражают физические явления и закономерности. Пословица может стать и прекрасным эпиграфом к уроку. Рассматривать их можно как физические задачи. Мои ученики с удовольствием выполняют такие задания. Их можно анализировать по единому плану.
Прочитайте пословицу или поговорку и ответьте на следующие вопросы.
1. О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говорится?
2. Верна ли пословица с точки зрения физики?
3. В чем житейский смысл пословицы?
4. Какие еще пословицы об этом физическом явлении (понятии, законе) вы знаете?
5. Сравните все пословицы, в которых отражено изучаемое явление; выделите общее.
       Кроме того, использую кроссворды, чайнворды для развития ключевых компетенций учащихся. Их можно предложить на занятиях  элективных курсах;  на физическом кружке; а также на уроке при объяснении нового материала;  при повторении в работе со слабыми учащимися в конце или начале урока;  для организации учебного занятия, как интеллектуальную разминку. Разгадывая кроссворд, чайнворд, хорошо сопровождать беседой о происхождении того или иного физического явления, величины, если вопрос о приборе, то поговорить о его применении, показать его. Составление кроссвордов, посвященных темам или разделам физики можно давать в качестве домашнего задания. Интересная работа с кроссвордом  «наоборот». Он  дается заполненным, т. е. в клетки вписаны ответы, а рядом представлены цифры и около каждой оставлено пустое место для вопроса. Учащиеся должны сами сформулировать вопросы, пользуясь учебником физики. Это непривычный и поэтому сложный вид работы. Если не разрешить пользоваться учебником, то заполнение кроссворда «наоборот» станет одним из видов проверки. Данные учебные материалы интересные средства мотивации учебной деятельности учащихся.
       Очень интересный методический прием - «черный ящик». В него условно можно поместить физическую величину, закон, прибор.  Предположим в «черный ящик» помещен термометр. Чтобы узнать учащимся, что в него помещено,  можно задавать следующие наводящие вопросы: это измерительный прибор; он боится ударов; им пользуются с самого детства; он бывает комнатным и т. д.
       Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования:
1. Занимательный материал должен привлекать ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
4. Дополнительный материал для урока должен соответствовать увлечениям учеников.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразно привести на уроке один – два характерных примера, чем перечислять несколько эффективных, но малозначительных фактов.

Источники
1. Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М.: Издательство «Школьная пресса», 2002г.
2.Необычные учебные материалы по физике. М.: Школа-Пресс.-2001. (Библиотека журнала "Физика в школе" - Выпуск 24. Книга 1.)
3. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М.: Школа-Пресс. -2001. (Библиотека журнала "Физика в школе". Выпуск 24. Книга 2.)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Светлана Семеновна, очень хорошая статья! Занимательность всегда будет привлекать учащихся и повышать их мотивацию к изучению предмета. И не важно: младший это школьник или старшеклассник... Очень интересен прием черного ящика! Я на уроках использую прием пресс конференции.
Юлия Пасынок, дата: 13.09.2016 в 16:42  
#2 Занимательность всегда будет на важном месте при проведении уроков. Без этого, мне кажется, уроки даже не столь эффективны. Ваша статья описывает роль занимательности , отмечая основные, важные аспекты данного вопроса в целом. Поэтому она касается деятельности учителей всех предметных циклов. Спасибо Вам, Светлана Семеновна, что обратили наше внимание на столь важный принцип при проведении уроков.
Ольга Степанова, дата: 15.09.2016 в 4:49  
#3 Спасибо, Светлана Семёновна, за статью. Очень интересный и актуальный материал в ней изложен. Мне понравился приём "чёрный ящик", работа с пословицами. Эти приёмы развивают наблюдательность, память, мышление учащихся.
Галина Борискина , дата: 13.05.2017 в 5:55  
#4 Светлана Семёновна! Сейчас надо проводить такую работу, чтобы заинтересовать учащихся, мотивировать их на предмет. Много появилось различных средств для обучения, но у учащихся нет интереса к обучению. Вот и приходится придумывать, изобретать и поднимать старое, проверенное, то, что когда-то использовали в работе! Приятно, что есть коллеги творческие и небезразличные!
Людмила Афанасьева, дата: 20.12.2017 в 15:13  
#5 Интересная статья. Читая подобный материал, хочется сразу применить рекомендации к своему предмету) Несомненно, факт занимательности должен быть. И чем сложнее тема, тем тщательнее педагог должен продумать момент заинтересованного преподнесения материала. Спасибо за статью!
Елена Маратовна Онищук, дата: 31.07.2018 в 16:13  
#6 Каждый урок в своем роде должен быть занимательным. Занимательность может быть связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. Через занимательные задачи детям можно вводить проблемные ситуации и объяснять вроде бы обычные вещи.
Татьяна Косенкова, дата: 10.02.2019 в 13:23  
#7 Светлана Семеновна, вы очень занимательный педагог и придумываете такие интересные приемы. Никогда не знаешь, что ребенка может привлечь, особенно заинтересовать в данный момент, но ваши удивленные глаза и вопросы заставляют их размышлять.
Ирина Алексеева, дата: 04.09.2019 в 11:36  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.