С нами 15914 учителей, 5514 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Дополнительное музыкальное образование как средство развития личности в современной системе образования"

Керимова Венера Рустамовна
учитель музыки
высшая категория
МАОУ-СОШ № 91 с УИОП
Екатеринбург
Свердловская область
2015 г.
 
Дополнительное музыкальное образование как средство развития личности
в современной системе образования

      Дополнительное образование, в наше время –это механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. А так же, его можно назвать фабрикой развитияличности.
    Одной из задач дополнительного образования, которые определяется ФГОС, является «формирование нравственного мировоззрения и этического поведения» [1]. Для реализации данной задачи педагогам необходимо развивать, прежде всего, эстетический вкус ребенка. Ребенок воспринимает все прекрасное в окружающей его действительности: в произведениях искусства, в природе, учиться отличать прекрасное от «безобразного».
      Музыкальную деятельность, мы определяем как одно из направлений эстетического воспитания личности. Сфера дополнительного музыкального образования дает для этого все возможности. Так как, по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности обучающихся.
      Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового воспитания обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Хоровое пение интересный, но сложный процесс. Это тесная работа обучающегося и педагога. И только в таком тесном сотрудничестве может получиться хороший положительный результат.
   Следовательно, хоровое пение – это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.
     Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разрабатывались многими учеными. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б. Алиева (1965), Д.Е. Огородного (1981); воспитанию и охране детского голоса – В.А. Багадурова (1954), Е.М. Малининой (1967), В.В. Емельянова (1991), формированию певческих навыков – А.Г. Менабени (1987), Г.П. Стуловой (1992), Л.А. Венгрус (2000) и др.
     Наряду с уже сложившимися мнениями в настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов и его последователи.
     Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания. С точки зрения В.В. Емельянова: «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования». (2). Продолжая традиции Д.Е. Огородного, В.В. Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов- вокалистов, но и среди простых любителей пения. В своей работе использую некоторые упражнения, предложенные В. В. Емельяновым («Развитие голоса»).
    Существует так же и третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г. П. Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше «середины» и в фальцетном режиме.
    Рекомендации Г. П. Стуловой и Д. Е. Огороднова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике педагогами – хормейстерами.
     В настоящее время в системе дополнительного образования детей педагоги сталкиваются с серьезной проблемой в работе с новыми вокально-хоровыми коллективами. Из-за того, что группы формируются из всех желающих, независимо от музыкальных данных, вкусов и интересов, резко усложняется задача создания единого певческого коллектива, способного петь целостно, однородно. Решение данной проблемы особенно важно, поскольку создание коллектива, умеющего петь согласованно, сглажено повышает способность воспитанников слышать, анализировать, критически относиться к качеству исполнения. Вокальное воспитание способствует развитию не только голосового аппарата, но и напрямую воздействует на мыслительные процессы, формирует речь, развивает самого человека, его отношение к себе и окружающим.
     При составлении образовательных программ «Хор», «Вокальный ансамбль» опиралась на методику Г. П. Стуловой и Д. Е. Огороднова. Составленные образовательные программы являются документом, описывающим педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями, образовательными задачами, способами деятельности, условиями их достижения и прогнозируемым конечным результатом.
     Программы относится к музыкально-эстетическому направлению, будучи составлены для работ детского хорового коллектива « Музыкальная капель» и вокального ансамбля «Вдохновение», в котором дополнительное образование, общее и музыкальное воспитание осуществляются с помощью основного вида деятельности – хорового пения. Основная концепция программ заключается в создании на базе хорового и вокального кружка музыкально-образовательного комплекса, направленного на развитие творческой и познавательной мотивации личности через приобщение детей к музыкальной деятельности. Программа «Хор» рассчитана на 4 года (1-4 классы), а программа «Вокальный ансамбль» - на 2 года (5-9 классы).
     Не смотря на сложности в организации работы по данным программам, наблюдается положительная динамика. Хор и вокальный ансамбль являются постоянными участниками школьных мероприятий: «День учителя», «День пожилого человека», 8 Марта, Последнего звонка и т.д.
     А так же являются победителями конкурсов разного уровня:
-районного: Дипломы II, III степени в рамках ежегодных конкурсов хоровых коллективов «Весна и песня» и вокальных конкурсов «Разноцветные голоса», (2013г., 2014г.); Диплом I степени конкурса песни на иностранных языках, (2015г.)
- городского: Дипломы II, III степени городского этапа вокального конкурса «разноцветные голоса», 2016 год.
- международного: Дипломанты (дуэт и соло) конкурса английской песни «English for Arts» (2014г.), в рамках Года культуры РФ и Года Британской культуры в РФ; ансамбль «Вдохновение» - дипломант международного конкурса английской песни «English for Arts» (2015г.).
     Таким образом, проблема хорового воспитания в системе дополнительного образования играет большую роль. Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносят свой специфический вклад в воспитание подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: эстетического, музыкально- творческого и личностного.

Источники:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Емельянов В. В. "Развитие голоса. Координация и тренаж". - С - Пб.: Лань, 1997.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.