Статья "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе"
Маргарита Чаркова
12.12.2016
5294
0
Критическое мышление
Чаркова Маргарита Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
г. Никольск
Пензенская область
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
г. Никольск
Пензенская область
Инновационность технологии
"Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе"
"Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе"
Современные технологии основаны на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Они рассчитаны не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. Очень часто в своей практике использую приемы и методы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Инновационность представленной модели в том, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Основные особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом:
Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Инновационность представленной модели в том, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Основные особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Технология «Развитие критического мышления» предполагает следующие цели и задачи:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по следующей схеме:
Первый этап – ВЫЗОВ
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия) (Приложение 1)
Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач каждого этапа. Использование приемов РКМЧП позволяет достигать высоких результатов УУД. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. (Приложение 2)
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Одним из самых востребованных приемов, часто используемом на обобщающем уроке является «Кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. А вообще, кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, математики и русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
В результате использования методов РКМЧП младшие школьники учатся:
Первый этап – ВЫЗОВ
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия) (Приложение 1)
Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач каждого этапа. Использование приемов РКМЧП позволяет достигать высоких результатов УУД. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. (Приложение 2)
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Одним из самых востребованных приемов, часто используемом на обобщающем уроке является «Кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. А вообще, кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, математики и русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
В результате использования методов РКМЧП младшие школьники учатся:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честными в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности учащихся.
В заключении хочется сказать, что моя педагогическая задача на протяжении многих лет - помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Считаю, что применение приемов технологии РКМЧП способствует проведению эффективного урока, раскрытию личностных качеств учащихся, развитию их умственных и творческих способностей, а также познавательного интереса.
В заключении хочется сказать, что моя педагогическая задача на протяжении многих лет - помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Считаю, что применение приемов технологии РКМЧП способствует проведению эффективного урока, раскрытию личностных качеств учащихся, развитию их умственных и творческих способностей, а также познавательного интереса.
Приложение 1
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Приложение 2
Основные методические приемы развития критического мышления
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Прием «Сводная таблица»
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Приём «Перепутанные логические цепочки»
7. Эссе Приём «Перекрёстная дискуссия»
8. Прием «Дерево предсказаний»
9. Прием «Верные и неверные утверждения»
10. Прием «Денотатный граф»
11. Прием «Инсерт»
12. Приём «Корзина идей»
13. «Концептуальная таблица»
14. Приём таблица «ЗХУ» «Знаю…/Хочу узнать…/Узнал…»
15. Круги по воде
16. Ролевой проект
17. Да - нет
18. Приём «Чтение с остановками»
19. Приём «Взаимоопрос»
20. Приём «Синквейн»
21. Метод контрольных вопросов
22. «Ромашка вопросов»
23. «Шесть шляп»
24. «Диаманта»
25. Прием РАФТ
2. Прием «Сводная таблица»
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Приём «Перепутанные логические цепочки»
7. Эссе Приём «Перекрёстная дискуссия»
8. Прием «Дерево предсказаний»
9. Прием «Верные и неверные утверждения»
10. Прием «Денотатный граф»
11. Прием «Инсерт»
12. Приём «Корзина идей»
13. «Концептуальная таблица»
14. Приём таблица «ЗХУ» «Знаю…/Хочу узнать…/Узнал…»
15. Круги по воде
16. Ролевой проект
17. Да - нет
18. Приём «Чтение с остановками»
19. Приём «Взаимоопрос»
20. Приём «Синквейн»
21. Метод контрольных вопросов
22. «Ромашка вопросов»
23. «Шесть шляп»
24. «Диаманта»
25. Прием РАФТ
Урок – это гибкая по своему составу и структуре форма прямого общения учителя с учащимися. И наша задача - сделать его более эффективным. Технология РКМЧП предполагает: разнообразие приемов, методов и форм проведения уроков, что несомненно повышает эффективность урока.
Литература:
1. Телячук В. П., Лесина Е. В. Инновационные технологии в начальной школе. – Х.: Основа, 2007. – 240 с.
2. Досяк И. М. Нестандартные уроки с использованием инновационных технологий. 1 – 4 классы. – Х.: Основа, 2007. – 160 с.
Другие статьи
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Наша общая история
- Включайся – яркое событие в жизни каждого юного телевизионщика
- Внеурочная деятельность обучающихся в рамках ФГОС на примере работы творческой лаборатории «Поиск» МОБУ Новобурейской СОШ №1
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Творческий отчёт о работе пришкольного лагеря "Буратино"
- Уроки здоровья в начальной школе
- Применение лингвокультурологического подхода как одного из средств познания культуры учащимися на уроках русского языка
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.