С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе"
 Чаркова Маргарита Анатольевна
 учитель начальных классов
 высшей квалификационной категории
 МБОУ СОШ №4
 г. Никольск
 Пензенская область
 
 
Инновационность технологии
"Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе"
 
      Современные технологии основаны на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Они рассчитаны не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. Очень часто в своей практике использую приемы и методы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
         Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Инновационность представленной модели в том, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 
        Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
           Основные особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом:
  •  Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.                                                                                                                                      
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе    обучения.                                                                                                                    
  •  Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
            Технология «Развитие критического мышления» предполагает следующие цели и задачи:
  •  Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.                                                                                                                                  
  •  Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.                                                                                       
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.                                                                                 
  •  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и  самоорганизации.                                                                                                          
  • Развитие аналитического, критического мышления.
            Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по следующей схеме:
Первый этап – ВЫЗОВ
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия) (Приложение 1)
             Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач каждого этапа. Использование приемов РКМЧП позволяет достигать высоких результатов УУД. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. (Приложение 2)
              Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
         Одним из самых востребованных приемов, часто используемом на обобщающем уроке является «Кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. А вообще, кластер может быть использован на самых разных стадиях урокаПисьменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
        Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, математики и русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
             В результате использования методов РКМЧП младшие школьники учатся:                                                     
  •  выделять причинно-следственные связи;                                                                                                                              
  •  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже  имеющихся;                                                                          
  • отвергать ненужную или неверную информацию;                                                                                                            
  •  понимать, как различные части информации связаны между собой;                                                                        
  • выделять ошибки в рассуждениях;                                                                                                                                 
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;                                                                                                                                 
  • избегать категоричности в утверждениях;                                                                                                                
  • быть честными в своих рассуждениях;                                                                                                                
  •  определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;                                                                      
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и  суждение;                                                                                              
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного  мнения;                                    
  •  подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;                                            
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
        Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности учащихся.
        В заключении хочется сказать, что моя педагогическая задача на протяжении многих лет - помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Считаю, что применение приемов технологии РКМЧП способствует проведению эффективного урока, раскрытию личностных качеств учащихся, развитию их умственных и творческих способностей, а также познавательного интереса.
 
Приложение 1
 
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
 
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Приложение 2
 
Основные методические приемы развития критического мышления
1.           Прием «Кластер»
2.            Прием «Сводная таблица»
3.           Учебно- мозговой штурм
4.           Интеллектуальная разминка
5.           Зигзаг, зигзаг -2
6.           Приём «Перепутанные логические цепочки»
7.           Эссе Приём «Перекрёстная дискуссия»
8.           Прием «Дерево предсказаний»
9.           Прием «Верные и неверные утверждения»
10.         Прием «Денотатный граф»
11.         Прием «Инсерт»
12.         Приём «Корзина идей»
13.        «Концептуальная таблица»
14.         Приём таблица «ЗХУ» «Знаю…/Хочу узнать…/Узнал…»
15.         Круги по воде
16.         Ролевой проект
17.         Да - нет
18.         Приём «Чтение с остановками» 
19.         Приём «Взаимоопрос»
20.         Приём «Синквейн» 
21.         Метод контрольных вопросов
22.        «Ромашка вопросов»
23.        «Шесть шляп»
24.        «Диаманта»
25.         Прием РАФТ

Урок – это гибкая по своему составу и структуре форма прямого общения учителя с учащимися. И наша задача - сделать его более эффективным. Технология РКМЧП предполагает: разнообразие приемов, методов и форм проведения уроков, что несомненно повышает эффективность урока.



Литература:
1. Телячук В. П., Лесина Е. В. Инновационные технологии в начальной школе. – Х.: Основа, 2007. –      240 с.
2.   Досяк И. М. Нестандартные уроки с использованием инновационных технологий. 1 – 4 классы. – Х.: Основа, 2007. – 160 с.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ