С нами 15420 учителей, 5268 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование рефлексивных техник на уроке"

Брашко Евгения Владимировна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
 изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
 
 
Использование рефлексивных техник  на уроке
 
 
            Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В педагогической науке под рефлексией понимают самоанализ деятельность и ее результатов. Рефлексия предполагает ретроспективную оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем это делали) [5].  Таким образом, рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Рефлексию возможно провести как итог широкого круга воспитательных и образовательных мероприятий, обеспечивающий эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.
            В литературе предлагается два варианта техники рефлексии – вербальные и невербальные.
           Положительный момент использования вербальных техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.
          Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов группы.
           Преимущество использования невербальных техник заключаются в том, что каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Невербальную технику можно провести намного быстрее, красочнее, показательнее. Есть и еще один немаловажный момент – цвет настроения. Авторы различных методик по-разному смотрят на интерпретацию цвета. Одни считают, что педагог может ориентироваться в выборе цвета самостоятельно, но обязательно с учетом мнения учащихся, какой цвет что будет обозначать. Другие предлагают взять за основу интерпретацию известного цветового теста Люшера или договориться с учащимися о том, что будет обозначать тот или иной цвет.
           Недостаток  невербального вида техники  – отсутствие живого общения. К невербальным рефлексивным техникам предъявляется ряд серьезных требований: они должны быть компактными, быстро выполнимыми (не более 5 минут), очень информативными, разнообразными и ненавязчивыми.
          Нельзя использовать одну и ту  же технику несколько раз подряд. Необходимо дать возможность детям забыть ее, поэтому у учителя должен быть целый арсенал различных техник.
            За время своей работы я пришла к выводу, что техники рефлексии можно использовать не только для выяснения эмоционального состояния учащегося на уроках, самоанализа деятельности, но и для решения следующих задач:
            1. Снятие напряжения, усталости (позволяющие двигаться, установить контакт с другими учащимися; эти техники, как правило, направлены на развитие коммуникативных навыков).  Специалисты рекомендуют  использовать простые техники. Одна из них – «Улыбка». Учащимся предлагается нарисовать свою улыбку-настроение на доске. Но с одним условием, учащиеся разбиваются на несколько команд. Какая команда нарисует свои улыбки быстрее. В этом упражнении ребята не только выражают свое настроение, но и учатся работать в команде. Рефлексия проходит в быстром темпе, весело. Учитель может увидеть лидеров и аутсайдеров. Это позволит в дальнейшем проводить работу с последними по формированию коммуникативных или лидерских качеств. Еще одна техника – «По выбору». Учащимся предлагается встать в круг, но можно остаться за партами. Школьники перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное - несъедобное»), предоставляя, таким образом, воз­можность высказаться каждому участнику о том, какое у него настроение, за что он мог бы себя похвалить или что пожелать себе.. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям. Важно сохранять быстрый темп.
            2. Оценка психоэмоционального состояния на уроке (в т.ч. с использованием характеристики цветов). Для этих целей можно рекомендовать технику «Погода». Она, конечно, не новая, но популярная. При ее использовании нужно соблюдать главное условие: техника должна быть забываемой, то есть к ней нужно возвращаться время от времени, чередуя с другими.  Учащиеся на листе бумаги рисуют свое настроение на уроке: солнечно (ясно), облачно, пасмурно… Для учащихся начальной школы рекомендуется заранее заготовить «наборы погоды», которые затем по своему выбору они приклеивают на ватман или крепят с помощью магнитов. Еще можно использовать «Шкалу настроения». В определенных местах кабинета находится схематичное изображение различных человеческих эмоций в виде схематичного лица, на определенном цвете. Каждой схеме соответствует цифра. Например: восторженное -1 – красный; радостное – 2 – оранжевый; приятное – 3 – желтый; спокойное – 4 – зеленый; раздраженное – 5 – фиолетовый. Учащиеся на листах бумаги записывают  цифру, соответствующую их эмоциональному состоянию на уроке, и передают учителю. Другой вариант техники: предложить учащимся встать рядом с соответствующей состоянию эмоцией.
          3. Анализ собственной деятельности учащимися, приобретение умений ставить оценку собственной деятельности. Наиболее известная техника - «Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться об уроке, держа в руках микрофон. Микрофон может быть имитированным, нарисованным.  Можно предложить учащимся написать одно реальное предложение того, что они только что изучили, с тем, чтобы понять, насколько они способны к переносу знаний. Психологи предлагают технику «Слон». Учащимся предлагается нарисовать слона, но с одним условием. Размер слона должен соответствовать их полезной, направленной на решение поставленных задач, деятельности на уроке. Учитель при этом смотри на то, как изображен слон. Большие уши символизируют, что ученик больше слушал на уроке, большая голова – много думал, длинный ход –  ребенка больше интересовал сам процесс работы.
            4. Оценка групповой деятельности учащимися. Учащимся предлагается разделиться на несколько микрогрупп примерно одинако­вой численности. Цель работы в группе - решить, как прошел урок или мероприятие. Один из группы, анализируя, вы­сказывает мнение коллектива микрогруппы. Если учащиеся работали на уроке в группах, то можно предложить им оценить работу своей группы, указав не только плюсы, но и минусы.
            5.  Развитие творческих способностей учащихся одновременно с изучением психоэмоционального состояния и анализа деятельности. Это техники, которые не ограничивают полет фантазии учащихся. Здесь хорошо работают такие известные техники, как синквейн, хокку, письмо самому себе, нетрадиционное рисование и активные двигательные упражнения (например, «Сад скульптур»).
            Таким образом, рефлексия, которая сегодня является неотъемлемой частью урока, позволяет не только увидеть психоэмоциональное состояние ученика до и после урока, закрепить навыки само- и взаимооценки, но и развивает творческие способности и коммуникативные навыки учащихся, позволяет провести экспресс-диагностику взаимоотношений в классе.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, Спб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 28с с.
  2. Методические приемы развития критического мышления на уроке. [Электронный ресурс] http://letopisi.ru
  3. Пинская М. Оценивание для обучения: Практическое руководство. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  4. Подведение итогов урока. Рефлексия [Электронный ресурс] www.ezhva-licey.ru
  5. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт. – сост.  Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с.
  6. Урок-рефлексия [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Евгения Владимировна, спасибо за систематизацию теоретического материала по заявленной теме. Очень ценно, что Вы поделились своим опытом, как можно использовать рефлексивные техники в разных ситуациях на уроках. Очень полезно!
#2 Евгения Владимировна, спасибо за информацию, за то что делитесь опытом своей работы с детьми.
Елена Юрьевна Уварова, дата: 08.01.2016 в 18:41  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.