С нами 13859 учителей, 4857 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Электронное портфолио – основа самоанализа профессионального роста педагога"

Шевцова Елена Александровна,
Высшая квалификационная категория,
учитель биологии и химии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 8
г.Кулебаки, Нижегородская область

Электронное портфолио – основа
самоанализа профессионального роста педагога
 
      Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Изучение и обобщение опыта творчески работающих учителей является важным методом научного исследования. В основе каждого конкретного педагогического опыта лежит идея, теоретическое положение. Анализируя новаторские идеи, которые были предложены на сегодняшним педагогическом совете, можно увидеть те направления, которые сегодня актуальны для современного образования. Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наша гимназия, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании (положение о самообразовании).
      Одним из способов саморазвития педагога является - портфолио. На сегодняшний день интерес к теме применения портфолио в школе, а именно портфолио педагога возрос, но пока нет единого понимания, чёткой концепции содержания «электронного портфолио».  Вследствие обозначенной проблемы, я хотела бы высказать своё  понимание об электронном   портфолио.
     В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, я остановилась на одном из них.
     Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.       Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и вне учебных видах деятельности. Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.
     Современное общество – информационное общество. Поэтому наиболее актуальным становится создание электронного портфолио.
     Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
     У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя.
     Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!
     Сегодня мы с вами  рассмотрим основные разделы портфолио учителя.
Примерные разделы портфолио 
     Раздел I. «Общие сведения об учителе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  • копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
  • копии дипломов различных конкурсов;
  • карта результативности.
    Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
  • Рабочие программы по предмету
  • Список УМК
  • Перечень проведенных семинаров, мастер-классов
  • Доклады, выступления
  • Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
  • Тема самообразования, список литературы, изученной по данной
  • теме, отчет по теме самообразования
  • Перечень публикаций
  • Наличие авторской программы
  • Общественная деятельность
      Раздел III. «Результаты  педагогической  деятельности».  В раздел помещаются: Итоговые результаты по предмету
  • Результаты административных  контрольных работ по предмету
  • Список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной  медалью
  • Список победителей олимпиад
  • Список учащихся, поступивших в вузы
        Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
      Раздел  IV.   «Внеурочная деятельность»
  • Программа кружка, элективного курса
  • Перечень творческих, научно исследовательских  работ учащихся
  • Список проведенных внеклассных мероприятий
  • Победители конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов
  • Перечень публикаций учащихся
  • Работа классного руководителя
Практическая часть
  • Педагогическая деятельность (тексты докладов, выступлений, план-конспекты уроков)
  • Творческая деятельность (сценарии мероприятий, , творческие работы учащихся)
     Практическая значимость портфолио учителя:
  •  аттестация;
  •  аккредитация ОУ;
  •  систематизация деятельности учителя;
  •  стимулирующий фактор
2. Утверждение локальных актов «Положение о портфолио педагога», «Положение
о работе педагогов  над темами самообразования».
3. Утверждение программу развития МР.
 
        Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.
 
Литература
Интернет ссылки для создания электронного портфолио
  1. Использование готового шаблона «Конструктор Портфолио» издательского дома «1 сентября» (открыть личный кабинет на сайте «1сентября» my.1september.ru/ , зайти в личный кабинет, открыть рубрику Портфолио, затем Конструктор портфолио).
  2. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/board
  3. «Портфолиотека» (для учителей и учащихся): portfolioteka.ru/about/general_info/
  4. «УчПортфолио.ру» (создание, ведение и хранение электронного портфолио учащегося или учителя с помощью конструктора) : www.uchportfolio.ru/
  5. Конструктор электронного портфолио педагога Netfolio: www.netfolio.ru/
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Электронное портфолио - важно, полезно, современно. Без него уже трудно представить работу педагога в наши дни.
Елена Ваторопина, дата: 20.01.2019 в 16:39  
#2 Кстати, работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается к II уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.
Елена Шевцова, дата: 21.01.2019 в 18:23  
#3 Елена Александровна! Спасибо за статью!
Ирина Алексеева, дата: 21.01.2019 в 19:52  
#4 Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы. Рада общению с вами.
Елена Шевцова, дата: 21.01.2019 в 21:02  
#5 Электронное портфолио – это не результат работы, а, прежде всего, инструмент для демонстрации и оценивания профессионального и личностного роста как преподавателя так и студента.
Диана Хатаева, дата: 07.02.2019 в 21:44  
#6 электронное портфолио - проект для творческих учителей, которые не могут жить только одним урокодательством. Прежде всего портфолио - помогает начинающим учителям, получать опыт старших товарищей
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 23:42  
#7 Электронное портфолио – это комплект документов в электронно-цифровой форме, подтверждающих результаты индивидуальных достижений по различным направлениям деятельности за определенный период времени. Представление основных индивидуальных достижений в социальной сети позволит каждому пользователю создать персональное виртуальное пространство, которое станет базой для создания своего виртуального «Я», общения, обмена опытом, личностного и профессионального роста.
Анастасия Монакова, дата: 08.02.2019 в 20:06  
#8 Портфолио - это взаимный обмен опытом работы в педагогической деятельности и своего рода «копилка мастерства».
Любовь Пестрякова, дата: 09.02.2019 в 23:19  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.