Статья "А.С.Пушкин - дитя поколений, создавший Золотой век русской словесности"
Тамара Спиридонова
26.01.2019
918
3
Работа с одаренными детьми
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог высшей категории
ДТО "ТЕЛЕ-КИНО"
г. Москва
педагог высшей категории
ДТО "ТЕЛЕ-КИНО"
г. Москва
А.С.Пушкин- дитя поколений, создавший Золотой век русской словесности
Нашей особенной любви к А.С.Пушкину дивятся те, кто знаком с его произведениями лишь через перевод. А ведь не за горами все будут отмечать его 220 юбилей. Напрашивается вопросы:
Что такое А.С.Пушкин для культуры XXI века в целом?
Что мы способны добавить к открытому?
И как бы оценил наши искания сам поэт?
Что мы способны добавить к открытому?
И как бы оценил наши искания сам поэт?
Чтобы это понять нужно обратиться к высказываниям мастеров искусств и ученых разных эпох. Ими был выделен факт щедрового дара, которому соответствовал сложный труд. Начался он рано. По воспоминаниям сестры, Александр Сергеевич был неповоротлив и молчалив, тем самым приводил свою мать в отчаяние. Больше всего ему нравилось гулять в Юсуповом саду с Ариной Родионовной, и ребенка посетило первое поэтическое чувство:
Первые им написанные строки звучали:И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада….
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И в ликах их печать недвижных дум.
Все -мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры.
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их рождались на глазах.
Его развитие шло великанскими шагами. Он начал с того, что опередил всех сверстников, и кончил опережением века. Пушкиноведение встало на ноги поздно. Новая наука о Пушкине вступила в борьбу с этим пушкинским мифом. В обобщающей книге Б.В. Томашевский так и написал: «Пора вдвинуть А.С. Пушкина в исторический процесс и изучать его так же, как и всякого рядового деятеля литературы».
После кратковременного периода борьбы с классиками А.С.Пушкин принят безоговорочно. Он высшая точка, до которой не дотянуться. Знак, входящий в обиходную речь со словами «Кто за тебя думать будет?» Пушкин? Это гипсовые фигурки юноши с пером, газетные полосы, печатный станок, плитки шоколада и коробки конфет с портретом А.С.Пушкина. Разбросанные веером школьные хрестоматии, гусиные перья с портретом. И наконец массовая модель — «Дневник школьника с расписанием, цитатами и портретом поэта на обложке».
Создать образ А.С.Пушкина оказалось под силу музыке и поэзии. Произведения Шнитке, строки Ахматовой, Цветаевой. Александр Блок дальше всех ушел в понимании личности А.С.Пушкина. Где А.С.Пушкин вел свою роль широким, уверенным движением, как большой мастер.
А чего например может добиться в освоении этой темы кино? Графика А.С.Пушкина здесь словно приуготовлена к экранной жизни и современная техника экрана поможет ее прочесть. Вся графика поэта словно начинена движением. Тут для кино- раздолье. Многочисленные рисунки А.С.Пушкина не остались храниться только в архивах и частных коллекциях, они много раз издавались. И каждое поколение открывало их как бы заново. Верится, что через сто или двести лет они будут казаться такими же современными и таинственными.
Создавая фильм можно помочь зрителю ощутить загадочную роль игрового начала в творчестве А.С. Пушкина. Кинокартина может графически и сюжетно повторить внутреннюю логику, движение автопортрета. Любой автопортрет может быть развернут в лирическое стихотворение или поэтическую строфу. Авторпортрет А.С..Пушкина- это история реального человека в реальных обстоятельствах. Это своего рода история сына «железного века» и судьба гения, принадлежавшего вечности.
Кино обладает той свободой движения, которой лишены другие пластические искусства. Это укрупнение, сопоставление автопортретов, представленных общим планом. И отдельных деталей, одновременно и порознь.
Для этого надо прочертить внутреннее развитие темы поэта, включить зрителя в эту динамику, дать ему ощутить те стихи, что живут в жизни и в рисунках.
Для этого надо прочертить внутреннее развитие темы поэта, включить зрителя в эту динамику, дать ему ощутить те стихи, что живут в жизни и в рисунках.
Фильм также может передать это это движение мысли поэта, его искания, ступени работы над образом.
В «Евгении Онегине» есть такое прямое обращение к тем, кто будет судить о нем спустя годы, а это значит и к нам:
…Без неприметного следаВ «Евгении Онегине» есть такое прямое обращение к тем, кто будет судить о нем спустя годы, а это значит и к нам:
Мне было б грустно мир оставить,
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы кажется желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
Так вот нашелся лидер в нашей студии «Теле-Кино», Павел Жигарев, это сценарист, режиссер, оператор и монтажер, создавший проект, т. е. авторский фильм «Ай да Пушкин», реализовавший его от идеи до воплощения на Всероссийской акции «День короткометражного кино».г.Москва
Литература:
Т 141 Тайны пушкинского слова,/М.:Московский детский фонд, ТИД КОНТИНЕНТ- Пресс,1999,-360 с., ил. ISBN 5-901159-01-2
Другие статьи
- Уроки здоровья в начальной школе
- Интерактивные методы обучения английскому языку: из опыта работы в средней школе
- Коррекционная работа по формированию ученического коллектива школьников с задержкой психического развития
- Примеры реализации межпредметных связей на уроках информатики
- Моя педагогическая философия
- Об организации уроков русского языка и проведении некоторых видов работ в 4 классе УМК «Гармония»
- Современные образовательные технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
- Разработка учебной программы модульного типа по информатике и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Поздравляю! Павла!
Ирина Алексеева, дата: 28.01.2019 в 23:07
#2 Тема А.С.Пушкина всегда будет актуальна. Желаю хорошего будущего авторскому фильму Павла Жигарева «Ай да Пушкин»
Светлана Жарикова, дата: 09.02.2019 в 9:49
#3 "А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами."
Диана Хатаева, дата: 11.02.2019 в 11:54
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.