С нами 13731 учитель, 4788 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Способы организации активного обучения физике в рамках ФГОС"
Дина Кукнерик   12.05.2019   78   0   ФГОС

Кукнерик Дина Романовна,
учитель физики высшей квалификационной категории
МОБУ Талаканской средней общеобразовательной школы № 5,
п. Талакан, Амурская область
 
Способы организации активного обучения  физике в рамках ФГОС
(из опыта работы)
                                                                
 
   ФГОС ориентирует процесс обучения на создание наилучших условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей учащихся в настоящем и будущем. Для решения поставленных задач  в преподавание физики внедряю деятельностный подход, идею которого я взяла у Э.М. Браверман,  кандидата педагогических наук, члена Союза журналистов России, президента Ассоциации учителей физики, редактора отдела журнала «Физика в школе».
      Тема инновационного педагогического опыта «Формирование творческого мышления учащихся  на основе системно-деятельностного подхода в обучении физике» Цель работы сделать обучение физике доступным, интересным, увлекательным, позволить учащимся «переваривать знания с аппетитом».
       «Главный тезис деятельностного обучения: Человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причём в деятельности интенсивной, напряжённой и разнообразной» -  цитирую Э.М. Браверман.
   Моя задача как педагога наполнить содержание преподавания  деятельностью, которая способствовала бы самоизменению и саморазвитию личности ученика. В обучении важен мотив. Поскольку есть мотив, ученик испытывает потребность в знаниях и умениях, нацеливается на них, втягивается в работу, а значит,  нет места скуке, пассивности.  Поэтому на уроках стараюсь подвести к проблеме, чтобы появился мотив к действию. Затем,   включение в продуктивную деятельность, это может быть постановка опытов, работа с учебником, дополнительной литературой, работа с приборами, раздаточным материалом, решение кроссвордов, ребусов и др. При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания,  должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.
     Приведу пример создания мотива и включения в деятельность учащихся, который работает всегда. На уроке в 7 классе при изучении темы «Давление газа» учащиеся-лаборанты показывают опыт: При откачивании воздуха  из-под купола воздушного насоса завязанный резиновый шарик, находящийся  внутри купола увеличивается в размерах. Почему? Все учащиеся с удовольствием ищут  ответ в учебнике. Мотивом к уроку в 8 классе по теме «Плавление вещества» служит  качественная задача: Можно ли расплавленным металлом заморозить ложку воды? Часто ответ – нет. Изучаем, какой процесс называется плавлением. Работаем с таблицей «Температура плавления» ( Да, ртуть – это металл, температура плавления  которого -39о С)
     В своей работе использую различные модели уроков,дающие положительный результат. Например:
         При проведении урока решения экспериментальных задач изучение идет по схеме:
      Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1. Например. При изучении темы «Кипение» в 8 классе вспоминаем, что температура кипения зависит от рода вещества. А от чего ещё зависит температура кипения? Правильно  - от атмосферного давления. Под куполом воздушного насоса находится стакан с водой, температура которой 600 С. При откачивании воздуха вода закипает. Вывод учащихся: температура кипения зависит от атмосферного давления, при уменьшении атмосферного  давления температура кипения понижается.
       При проведении урока сотрудничества и экспериментов учащихся тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. С полученными результатами учащиеся знакомят класс, и на их основе формулируется общий вывод.
       Так, при изучении темы «Плотность вещества» в 7 классе группам учащихся выдаются задания по определению плотности различных сортов картофеля – Адретты и Кардинала. Оборудование: Весы, линейка, мензурка с водой. У одной группы  кусочек картофеля в форме прямоугольного параллелепипеда, а у другой – неправильной формы. Учащиеся самостоятельно выбирают способы определения объёма, определяют массу и рассчитывают плотность, по которой можно судить о доли крахмала в картофеле. Чем больше плотность картофеля, тем больше содержание крахмала в нём.
Как активную форму работы на уроках  применяю «Шаги познания» Э.М. Браверман. Стремлюсь насыщать уроки развивающими творческими заданиями.
    Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии.
       Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием. Например: На тело действуют две силы 5Н и 7Н. Чему будет равна равнодействующая?  Решение задачи зависит от того, куда направлены силы?
     Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении. Например: Гидростроители Бурейской ГЭС работали в трудных условиях, порой ртутный столбик опускался до -420 С. Учащиеся должны вспомнить, что температура отвердевания ртути -390 С.  Или другой пример.  Какую ошибку допустил поэт в своём стихотворении о капле:
                                   «Она жила и по стеклу текла,
                                    Но вдруг ее морозом оковало,
                                    И неподвижной льдинкой капля стала,
                                    А в мире поубавилось тепла".
        Озвучиваются версии учащихся. Необходимо знать, что при плавлении тепло поглощается, а при кристаллизации, наоборот, выделяется. В подтверждение этому дополнение: С образованием Бурейского водохранилища в Талакане осень стала теплее, а начало лета более холодное.
     Задачи позволяющие овладеть методом познания. Учащиеся сами делают открытия. При изучении темы «Источники звука. Звуковые колебания» возникает вопрос:
       Колеблются ли источники звука? Докажите свою гипотезу. Оборудование: камертон с молоточком, маленькая гайка на нити. Ударяем молоточком по ножке камертона и подносим к ней гаку, которая приходит в колебательное движение.  Вывод: все источники звука колеблются.
    Задачи на поиск и объяснение народных примет и различных физических явлений, встречающихся в нашей жизни. Эти задачи позволяют объяснить конкретные процессы на основе общих законов природы. Результат работы в этом направлении создание интерактивной презентации «Физика в народных приметах» (конкурс «Радуга презентаций Международного сообщества «Я – учитель», статья «Физика и туризм» (II Международная научно-практическая конференция по экологическому образованию, воспитанию и просвещению, г. Биробиджан..
        На уроке стремлюсь поддерживать деловую, доброжелательную атмосферу. Моё педагогическое кредо «С верою в ученика», поэтому стараюсь работать на позитиве, ученик должен быть успешен.  Важное место уделяю контролю и рефлексии.
        Делилась опытом  на районном семинаре учителей математики, физики и, информатики и ИКТ по теме «Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся с позиции системно-деятельносного подхода»
       По теме «Реализация деятельностного подхода в обучении физике в рамках ФГОС» выступала на межрегиональной  научно-практической педагогической конференции «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога».
     Большое значение придаю самостоятельной учебной деятельности, которая направлена на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю. На уроках формирую задатки умения сотрудничать с соседом по парте, с классом,  учителем.  С целью развития творческого мышления учащихся на уроках использую проблемные ситуации, задачи поискового характера, учу выстраивать логические цепочки в решении задач. Активные формы обучения способствуют повышению качества образования по предмету, побуждают учащихся к деятельности.
     Кружок «Научное общество учащихся по физике» так же как урочная форма способствует  активной и разносторонней деятельности  учащихся. Создание и применение мультимедийной видео технологии позволяет активно изучать предмет, развивает интерес, без которого невозможно получать знания. Деятельность – это движение. Педагогическое исследование «Ставим эксперименты» опубликовано в периодическом издании «Школьные годы» (№ 69, 2016 год,  издательства «Гуманист»,  г. Краснодар.)  (Подписка по Российской Федерации и зарубежным странам осуществляется по индексу 47223 - каталог.) На кружке НОУ по физике учащиеся проводили эксперименты, которые были записаны на видео. Дело в том, что обычно учитель демонстрирует опыты, а ученики наблюдают и делают выводы, а если поменяться ролями, то процесс обучения станет эффективнее.  В применении  мультимедийной видео технологии учащиеся являются активными участниками, так как в основе  творческая познавательная деятельность. 
        Успешно применяю  исследовательскую технологию деятельностного подхода,  учащиеся глубже изучают отдельные вопросы физики, с которыми они выступают в ВУЗах нашей области. На основе сотрудничества  с ДальГАУ создана  молодёжная образовательная программа «Энергия молодости», которая касается развития внеурочной деятельности, направленной на личное развитие учащихся, знакомство с энергетикой, а также предполагает решение задач по физике, участие в олимпиаде и НПК. Эта работа направлена на профориентацию учащихся и является продолжение исследовательской деятельности на уроках и школьных НПК.
   Программа согласована с ректором ДальГАУ, реализована частично из-за отсутствия финансирования. На программу составлена рецензия преподавателя энергетического факультета ДальГАУ кандидата наук доцента Пустовой О.А.. Программа «Энергия молодости» опубликована спустя год в  печатном издании научно-теоретическом журнале «Вопросы науки и образования».  Имеются положительные результаты сотрудничества с энергетическим и инженерно-физическим факультетами АмГУ.
    Как результат внедрения системно-деятельностного подхода в обучение предмету является развитие интереса к физике,  повышение качества знаний учащихся.
       Благодаря системно-деятельностному подходу в обучении, закладываются основы для успешной адаптации и самореализация в дальнейшей жизни наших выпускников, этот подход в обучении  заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
 
Литература:
 Э.М. Браверман, Преподавание физики, развивающее ученика, издательство Ассациации учителей физики, 117418, Москва, ая 40, 2003.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.