С нами 13974 учителя, 4951 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современный взгляд учителя-логопеда на организацию коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
Наталья Копылова   06.10.2019   66   0   ФГОС

Копылова Наталья Вячеславовна
учитель-логопед, высшая
квалификационная категория,
МДОУ "Детский сад комбинированнного
вида №17 "Колобок", г.Котлас,
Архангельская область


 
Современный взгляд учителя-логопеда на организацию коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения

 
   Коррекционно-речевая работа специалиста ДОУ определяется современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками, сложностью речевой деятельности и ее значением для развития ребенка, наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей. Все эти особенности своих воспитанников, учитель-логопед должен знать и учитывать при планировании деятельности логопедического пункта дошкольного учреждения.
     Важность контакта, преемственности в работе логопеда с воспитателями и родителями объясняется тем, что устранение речевых нарушений возможно только при комплексном подходе. Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений и особенностей требуется совместная работа воспитателей групп, логопеда и родителей. Для педагогов ключевым моментом становится поиск в определении эффективных путей, методов и форм организации по совершенствованию коррекционно-педагогического процесса, позволяющего успешно реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника.
     В нашем дошкольном учреждении, одной из новых форм работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения стал краткосрочный проект «Неделя логопедии», направленный на осуществление более тесного сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах речевого развития детей, укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников. Основными участниками проекта были воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.  
  В условиях инклюзивного образования проект стал эффективной формой, способствующей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в детское сообщество и их адаптации в группе сверстников. Благодаря его реализации, дети, имеющие статус ограниченные возможности здоровья и посещающие общеобразовательные группы, были включены в образовательный процесс и смогли стать активными его участниками наравне с нормально развивающимися детьми.
    Поскольку проект охватывал разные категории участников, составленный план мероприятий можно подразделить на три блока: мероприятия с воспитанниками, родителями и педагогами. Мероприятия для педагогов и родителей имели общую направленность в повышении качества речевого развития воспитанников дошкольного учреждения с помощью выработки правильной речевой стратегии взрослых, стимулирующей развитие детской речи; активизации родителей и педагогов в речевом взаимодействии с детьми; вооружение их практическими методами и приемами.
     Информация о проведении «Недели логопедии» была представлена в виде красочного объявления. Каждый день в «Недели логопедии» имел свое необычное название: «Как умелые ручки язычку помогали», «Педагогическая мастерская красивой речи». В течение всей тематической недели, родители имели возможность посетить вызвавшие их интерес, мероприятия.
    При реализации проекта, мы остановили свой выбор на таких активных формах организации по работе с родителями и педагогами, как: «Семейная игра «Битва фамилий», круглый стол «Взаимодействие семьи и детского сада по речевому развитию: проблемы и подходы» с включением мастер-классов от специалистов ДОУ (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя). На протяжении всей недели дети вместе с родителями могли принять участие в конкурсе-игре «Рюкзачок слов». Благодаря таким встречам со специалистами, родители имели возможность увидеть и поиграть вместе с детьми в некоторые игровые упражнения; выявить уровень возможностей, знаний, умений собственного ребенка; воспользоваться буклетами с информацией по речевому развитию; получить приз за активное участие вместе со своим ребенком в конкурсе-игре.
     Консультация для педагогов с применением педагогической технологии «мозговой штурм»: «Использование проблемных ситуаций как средства развития речи у детей дошкольного возраста»; смотр-конкурс уголков по речевой деятельности, способствовали повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста, а также созданию благоприятных условий для самостоятельной речевой деятельности детей в группе и оснащения материально-технической среды групп.
    Определяя формы работы с детьми, выделили только те, которые помогают активизировать и проявить самостоятельность в коммуникативной деятельности; закрепить полученные знания на логопедических занятиях; автоматизировать поставленные звуки в свободной деятельности. Дошкольники посетили интерактивное театрализованное представление «Малуся и Рогопед» по произведению А. Усачева, принимали участие в выставке детских рисунков «Веселые скороговорки в картинках», в речевых досугах «В царстве короля и королевы», «Короб затей», конкурсе чтецов «В мире животных».
   Таким образом, проект помог стать родителям полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации речевой деятельности детей; детям возможность наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, самостоятельность и инициативу с учётом интересов и уровня активности.
     Проект «Неделя логопедии» - результат общения, совместной работы учителя-логопеда с педагогами, детьми и их родителями.
 
Литература:
  1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. - № 2 - C. 16-20.
  2. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. - № 3 - C. 26-33.
  3. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель. - 2009. - №6 - С. 32-33.
  4. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - №1 - С. 2-4.
  5. Кравцова И. Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - №11- С. 16-18.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.