Статья "Цикл дидактических игр, направленных на формирование глаголов, обозначающих трудовые процессы, у детей с тяжелыми нарушениями речи (Из опыта работы)"
Светлана Чагина
16.04.2016
2667
0
Системно - деятельностный подход в обучении
Чагина Светлана Викторовна,
учитель-логопед, высшая квалификационная категория,
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.
учитель-логопед, высшая квалификационная категория,
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.
Цикл дидактических игр, направленных на формирование глаголов, обозначающих трудовые процессы, у детей с тяжелыми нарушениями речи (Из опыта работы)
Ограниченный словарный запас глаголов в речи детей значительно тормозит развитие предикативной функции речи. [3:23]. Толстой А.Н. писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе» [4:20]. Л.Н. Ефименкова подчеркивает: «Глагол – основа предложения». Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с речевыми нарушениями должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи» Согласно исследованиям М.В. Крулехт трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный, текучий характер. Все компоненты трудового процесса слиты и не воспринимаются ребенком раздельно. Простое наблюдение дошкольником трудового процесса в повседневном общении со взрослыми не позволяет ему расчленить трудовой процесс и осознать каждый компонент, обнаружить их связь. Для успешной работы по формированию словаря нужна полноценная система дидактических игр с иллюстративным материалом. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребенка.
Основываясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где происходит интериоризация внешних действий во внутренний план, мы предлагаем этапы активизации словаря глаголов, обозначающих трудовые процессы:
1-й этап.
Глагол - демонстрация действия соответствующим предметом
Цель: Ознакомление детей с действиями людей восьми профессий: повар, продавец, швея, учитель, библиотекарь, строитель, парикмахер, врач. Первоначально в процессе работы над словом глагол подкреплялся показом действия. Трудовой процесс демонстрировали детям поэтапно. Взрослый фиксировал детское внимание на каждом значимом трудовом действии. Таким образом, достигалось расчлененное восприятие трудового процесса.
2-й этап. Глагол - картинка с изображением предмета
Цель: Закрепление знаний о глаголах, обозначающих трудовые процессы, с помощью иллюстраций.
На втором этапе вербальное произношение слова подкреплялось показом картинки предмета, которым совершено действие.
3-й этап. Изображение предмета - воспроизведение глагола
Цель: Активизация в речи глаголов, обозначающих трудовые процессы.
На третьем этапе дети самостоятельно по картинке называли действие.
4-й этап. Название профессии - воспроизведение глагола по памяти
Цель: Закрепление умений детей по памяти называть глаголы, обозначающие трудовые процессы.
На заключительном этапе на название профессии дети по памяти подбирали глаголы.
Формирование глаголов осуществлялось на всех этапах с учетом дидактического принципа «от простого к сложному». Для того чтобы слово стало для ребенка «своим», т.е. вошло в активный словарь, была проведена последовательная, систематическая работа над словом. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми [2]. Это мы учли при разработке цикла игр. Дидактические игры подобраны с учетом активного участия зрения, слуха, руки, памяти, и, конечно, сознания.
1 этап. Игра «Что я делаю, скажи и движенья повтори».
Цели: 1. Уточнять и расширять предикативный словарь глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Закрепить в речи согласование существительных с глаголом.
Оборудование: костюмы разных профессий; предметы, инструменты, которыми люди профессий (повар, продавец, швея, строитель, учитель, библиотекарь, парикмахер, врач) выполняют различные действия. Например, ведущий в костюме повара; на столе - кастрюля, сковорода, соль, перец, поварешка, ложка, т.д.
Методические рекомендации: играет 2 - 3 ребенка.
Не забывайте хвалить ребенка, если он самостоятельно, быстро, правильно назвал действие.
Если ребенок затрудняется назвать глагол, взрослый помогает с помощью контекстной подсказки.
Описание игры: Ведущий «Повар» знакомиться с детьми и говорит:
«У плиты стоим с утра.-
Мы, ребята, повара!
Жарим, парим и печем,
И жара нам нипочем.
Суп, компот, блины, омлет –
Приглашаем на обед!»
У меня много разных помощников на кухне. Вы знаете их? Назовите, что лежит на моем столе. (Нож, сковорода, кастрюля, кувшин, ложка, дуршлаг, поварешка, соль, перец)
Сейчас я расскажу и покажу, как они мне помогают. Вы запоминайте и повторяйте за мной все действия и слова. Ведущий называет слово и сопровождает его действием. Дети повторяют слово и движение. Запомнили?
А сейчас все предметы сложим в чудесный мешок. Затем по одному предмету достаем, показываем и называем действие. Например, повар – солит, перчит, жарит, наливает воду, режет, пробует, размешивает, промывает макароны, раскатывает тесто скалкой и т.д.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает, тот, у кого насчитывается большее количество фишек, в конце игры.
2 этап. Игра «Запомни-повтори!»
Цели: 1. Обогащать активный словарь детей глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Учить детей называть действия людей конкретной профессии, с использованием предметных картинок с изображением соответствующих предметов.
3. Воспитывать любовь к труду.
Оборудование: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов - кастрюля, сковородка, нож, ложка, соль, газ, духовка, кран с водой, перец, узор. К каждой профессии свои предметные картинки.
Описание игры: Играет от 2 до 4 детей. Ведущий называет, например, действия повара и кладет перед ребенком картинку с изображением предмета Повар…варит (картинка с изображением кастрюли), жарит (картинка с изображением сковороды), режет (картинка с изображением ножа), пробует (картинка с изображением ложки), солит (картинка с изображением солонки), перчит (картинка с изображением перца), печет (картинка с изображением духовки), украшает блюдо (картинка с изображением узора), наливает (картинка изображением крана с водой), кипятит воду (чайник), разогревает (газовая плита или микроволновая печь, размешивает (картинка с изображением поварешки).
Ребенок слушает и запоминает. Затем ребенок повторяет действия, взрослый контролирует правильное произношение слов и исправленных звуков. Потом ребенок отворачивается и называет слова по памяти. Второй игрок переворачивает названную картинку, соответствующую действию. Ребенок – контролер подсчитывает количество перевернутых карточек и выкладывает соответствующую цифру. Потом дети меняются местами. Педагог контролирует выполнение правил. Количество картинок постепенно увеличивается от 6 до 12.
Выигрывает тот, кто больше назовет действий. Каждый ребенок получает медаль с цифрой, которая обозначает количество названных действий.
3 этап. Игра «Есть у каждого работа».
Цели: 1. Активизировать в речи глаголы, обозначающие трудовые процессы.
2. Закрепить навык построения простого распространенного предложения.
Оборудование: Большие карты, на которых изображен человек определенной профессии и 10 пустых квадратов. 10 маленьких карточек с изображением предметов, инструментов необходимых человеку этой профессии.
Описание игры: Игра начинается с чтения стихотворения:
Кто-то строит,
Кто-то варит,
Кто-то нам одежду дарит.
Не кончается забота –
Есть у каждого работа!
Большие карты ведущий раздает играющим поровну. Маленькие карточки перемешивает и оставляет у себя. Затем он показывает детям по одной карточке и спрашивает, например, «Что это? Кому нужно и для чего?» Тот, у кого на большой карте есть такая же картинка, отвечает: «Это весы. Продавец взвешивает товар на весах», и закрывает этой карточкой картинку на своей большой карте. Так игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут все карточки к своим картам. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
4 этап. Авторская игра «Паутинка».
Цель: Закрепить умение по памяти называть глаголы, обозначающие трудовые процессы.
Оборудование: Игровое поле – паутина, сделана с помощью изонити. В центре паутины паук, вокруг него круги-цветы красного и синего цвета. Пластмассовая муха. Песочные часы на 1 минуту.
Описание игры: За одну минуту умная муха, перелетая с цветка на цветок, должна сказать что делает, например, повар. Если муха дважды повторила одно и тоже слово или не успела долететь до дома за 1 минуту, паук съедает ее. Муха проиграла.
Авторская игра «Умный щенок».
Цель: Учить детей группировать глаголы и находить лишнее действие, несоответствующее человеку данной профессии. (Повар, врач, учитель, строитель, библиотекарь, швея, продавец, парикмахер).
Оборудование: Поле с изображением предметов, которыми выполняют конкретные действия. В центре поля изображение человека какой-нибудь из 8-ми профессий, например, повара. Собачка с магнитом.
Описание игры: Незнайка не может найти лишнее действие, помоги ему. Если действие выполняет повар, положи на эту картинку синюю фишку, а если это действие лишнее, то – красную. Объясни почему. Затем ребенок проверяет себя с помощью умного щенка. Щенок на магните. Под картинками, которые не соответствуют действиям данной профессии, приклеен магнит. Когда ребенок кладет собачку на эту картинку собачка встает на задние лапки. Под другими картинками магнита нет, поэтому собачка лежит.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-6 лет. – М., 2005. – 112с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2007. – 319 с.
3. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М., 2002. – 176 с.
4. Семенова В.Г Глагол и его лексическое значение //Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 20-23.
5. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. – СПб., 2005. – 96с.
Основываясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где происходит интериоризация внешних действий во внутренний план, мы предлагаем этапы активизации словаря глаголов, обозначающих трудовые процессы:
1-й этап.
Глагол - демонстрация действия соответствующим предметом
Цель: Ознакомление детей с действиями людей восьми профессий: повар, продавец, швея, учитель, библиотекарь, строитель, парикмахер, врач. Первоначально в процессе работы над словом глагол подкреплялся показом действия. Трудовой процесс демонстрировали детям поэтапно. Взрослый фиксировал детское внимание на каждом значимом трудовом действии. Таким образом, достигалось расчлененное восприятие трудового процесса.
2-й этап. Глагол - картинка с изображением предмета
Цель: Закрепление знаний о глаголах, обозначающих трудовые процессы, с помощью иллюстраций.
На втором этапе вербальное произношение слова подкреплялось показом картинки предмета, которым совершено действие.
3-й этап. Изображение предмета - воспроизведение глагола
Цель: Активизация в речи глаголов, обозначающих трудовые процессы.
На третьем этапе дети самостоятельно по картинке называли действие.
4-й этап. Название профессии - воспроизведение глагола по памяти
Цель: Закрепление умений детей по памяти называть глаголы, обозначающие трудовые процессы.
На заключительном этапе на название профессии дети по памяти подбирали глаголы.
Формирование глаголов осуществлялось на всех этапах с учетом дидактического принципа «от простого к сложному». Для того чтобы слово стало для ребенка «своим», т.е. вошло в активный словарь, была проведена последовательная, систематическая работа над словом. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми [2]. Это мы учли при разработке цикла игр. Дидактические игры подобраны с учетом активного участия зрения, слуха, руки, памяти, и, конечно, сознания.
1 этап. Игра «Что я делаю, скажи и движенья повтори».
Цели: 1. Уточнять и расширять предикативный словарь глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Закрепить в речи согласование существительных с глаголом.
Оборудование: костюмы разных профессий; предметы, инструменты, которыми люди профессий (повар, продавец, швея, строитель, учитель, библиотекарь, парикмахер, врач) выполняют различные действия. Например, ведущий в костюме повара; на столе - кастрюля, сковорода, соль, перец, поварешка, ложка, т.д.
Методические рекомендации: играет 2 - 3 ребенка.
Не забывайте хвалить ребенка, если он самостоятельно, быстро, правильно назвал действие.
Если ребенок затрудняется назвать глагол, взрослый помогает с помощью контекстной подсказки.
Описание игры: Ведущий «Повар» знакомиться с детьми и говорит:
«У плиты стоим с утра.-
Мы, ребята, повара!
Жарим, парим и печем,
И жара нам нипочем.
Суп, компот, блины, омлет –
Приглашаем на обед!»
У меня много разных помощников на кухне. Вы знаете их? Назовите, что лежит на моем столе. (Нож, сковорода, кастрюля, кувшин, ложка, дуршлаг, поварешка, соль, перец)
Сейчас я расскажу и покажу, как они мне помогают. Вы запоминайте и повторяйте за мной все действия и слова. Ведущий называет слово и сопровождает его действием. Дети повторяют слово и движение. Запомнили?
А сейчас все предметы сложим в чудесный мешок. Затем по одному предмету достаем, показываем и называем действие. Например, повар – солит, перчит, жарит, наливает воду, режет, пробует, размешивает, промывает макароны, раскатывает тесто скалкой и т.д.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает, тот, у кого насчитывается большее количество фишек, в конце игры.
2 этап. Игра «Запомни-повтори!»
Цели: 1. Обогащать активный словарь детей глаголами, обозначающими трудовые процессы.
2. Учить детей называть действия людей конкретной профессии, с использованием предметных картинок с изображением соответствующих предметов.
3. Воспитывать любовь к труду.
Оборудование: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов - кастрюля, сковородка, нож, ложка, соль, газ, духовка, кран с водой, перец, узор. К каждой профессии свои предметные картинки.
Описание игры: Играет от 2 до 4 детей. Ведущий называет, например, действия повара и кладет перед ребенком картинку с изображением предмета Повар…варит (картинка с изображением кастрюли), жарит (картинка с изображением сковороды), режет (картинка с изображением ножа), пробует (картинка с изображением ложки), солит (картинка с изображением солонки), перчит (картинка с изображением перца), печет (картинка с изображением духовки), украшает блюдо (картинка с изображением узора), наливает (картинка изображением крана с водой), кипятит воду (чайник), разогревает (газовая плита или микроволновая печь, размешивает (картинка с изображением поварешки).
Ребенок слушает и запоминает. Затем ребенок повторяет действия, взрослый контролирует правильное произношение слов и исправленных звуков. Потом ребенок отворачивается и называет слова по памяти. Второй игрок переворачивает названную картинку, соответствующую действию. Ребенок – контролер подсчитывает количество перевернутых карточек и выкладывает соответствующую цифру. Потом дети меняются местами. Педагог контролирует выполнение правил. Количество картинок постепенно увеличивается от 6 до 12.
Выигрывает тот, кто больше назовет действий. Каждый ребенок получает медаль с цифрой, которая обозначает количество названных действий.
3 этап. Игра «Есть у каждого работа».
Цели: 1. Активизировать в речи глаголы, обозначающие трудовые процессы.
2. Закрепить навык построения простого распространенного предложения.
Оборудование: Большие карты, на которых изображен человек определенной профессии и 10 пустых квадратов. 10 маленьких карточек с изображением предметов, инструментов необходимых человеку этой профессии.
Описание игры: Игра начинается с чтения стихотворения:
Кто-то строит,
Кто-то варит,
Кто-то нам одежду дарит.
Не кончается забота –
Есть у каждого работа!
Большие карты ведущий раздает играющим поровну. Маленькие карточки перемешивает и оставляет у себя. Затем он показывает детям по одной карточке и спрашивает, например, «Что это? Кому нужно и для чего?» Тот, у кого на большой карте есть такая же картинка, отвечает: «Это весы. Продавец взвешивает товар на весах», и закрывает этой карточкой картинку на своей большой карте. Так игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут все карточки к своим картам. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
4 этап. Авторская игра «Паутинка».
Цель: Закрепить умение по памяти называть глаголы, обозначающие трудовые процессы.
Оборудование: Игровое поле – паутина, сделана с помощью изонити. В центре паутины паук, вокруг него круги-цветы красного и синего цвета. Пластмассовая муха. Песочные часы на 1 минуту.
Описание игры: За одну минуту умная муха, перелетая с цветка на цветок, должна сказать что делает, например, повар. Если муха дважды повторила одно и тоже слово или не успела долететь до дома за 1 минуту, паук съедает ее. Муха проиграла.
Авторская игра «Умный щенок».
Цель: Учить детей группировать глаголы и находить лишнее действие, несоответствующее человеку данной профессии. (Повар, врач, учитель, строитель, библиотекарь, швея, продавец, парикмахер).
Оборудование: Поле с изображением предметов, которыми выполняют конкретные действия. В центре поля изображение человека какой-нибудь из 8-ми профессий, например, повара. Собачка с магнитом.
Описание игры: Незнайка не может найти лишнее действие, помоги ему. Если действие выполняет повар, положи на эту картинку синюю фишку, а если это действие лишнее, то – красную. Объясни почему. Затем ребенок проверяет себя с помощью умного щенка. Щенок на магните. Под картинками, которые не соответствуют действиям данной профессии, приклеен магнит. Когда ребенок кладет собачку на эту картинку собачка встает на задние лапки. Под другими картинками магнита нет, поэтому собачка лежит.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-6 лет. – М., 2005. – 112с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2007. – 319 с.
3. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М., 2002. – 176 с.
4. Семенова В.Г Глагол и его лексическое значение //Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 20-23.
5. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. – СПб., 2005. – 96с.
Другие статьи
- Профессиональный путь
- Моя любимая работа или Мастерская чудес
- Применение компьютерных технологий в обучении математике
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Урок-семинар как одна из форм организации урока
- Инновации в преподавании физики.
- Маленькие секреты успешной презентации
- Изучение детей с умеренной умственной отсталостью в образовательном учреждении
- Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.