Статья "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"
Ирина Мерзлютина
14.11.2016
3174
3
Методика преподавания
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область
Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Важной частью работы из орфографии в начальных классах является усвоение слов, произношение и написание которых школьники в соответствии с программными требованиями должны запомнить. Это достаточно объёмный список в учебной программе по классам:
1 класс - 22 слова, 2 класс - 49 слов,
3 класс - 57 слов, 4 класс - 75 слов.
Усвоение «словарных» слов дается детям очень трудно. В чём же причина? Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного усвоения, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки, допускаемые учащимися в заучиваемых словах и в словах родственных изучаемым.
Как же помочь детям в этом вопросе, сделать запоминание осмысленным. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ.
Одни педагоги рекомендуют по каждому классу составлять таблицы, в которые включены слова из «Словаря». Такие таблицы должны висеть на видном месте в классе, причем «трудное» место в слове должно быть написано крупно, обозначено красным цветом. Орфограмма должна закрываться полоской бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, экономит время. С помощью неё можно выполнять разнообразные задания, а также делать проверку словарных диктантов. Задания могут быть такими:
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного усвоения, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки, допускаемые учащимися в заучиваемых словах и в словах родственных изучаемым.
Как же помочь детям в этом вопросе, сделать запоминание осмысленным. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ.
Одни педагоги рекомендуют по каждому классу составлять таблицы, в которые включены слова из «Словаря». Такие таблицы должны висеть на видном месте в классе, причем «трудное» место в слове должно быть написано крупно, обозначено красным цветом. Орфограмма должна закрываться полоской бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, экономит время. С помощью неё можно выполнять разнообразные задания, а также делать проверку словарных диктантов. Задания могут быть такими:
- Запись слов с последующей проверкой.
- Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны буквы: а,я.о,е,и.
- Выписывание слов по вариантам.
- Выписывание слов, отвечающих на вопросы кто?, что?
- Выписывание слов с заданным количеством звуков.
- Выписывание слов, которые соответствуют заданным схемам.
- Выписывание слов по заданной теме.
Другие рекомендуют сгруппировать слова по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород», «Название людей и профессии», «родина» и другие. Тематическую группировку слов предлагает нам Лысенкова С.Н в своей книге «Методом опережающего обучения». Причем она предлагает «провести через словарную работу не только слова из словаря учебника, но и некоторые группы слов по изучаемым темам, как правило, трудно усваиваемые детьми». В книге приведены группы слов по каждому классу, причем словарная работа распределена по неделям учебного года. Это так называемый комплексный подход по изучению словарных слов. Работа с одной группой слов проводиться в течение недели по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю), подбор названия блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (с использованием слов из предыдущих блоков).
Тематически учащиеся лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и небольшие связанные рассказы.
Некоторые педагоги группируют слова иначе: например объединяя слова с безударной гласной в первом слоге: морковь, помидор - о, картофель, капуста – а.
Ещё один способ запоминания «словарных слов" описывает Уткина Т.И. По её методике все слова группируются по написанию безударной гласной А, О, Е, И, Я. Каждой букве соответствует сюжетные картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с О, с А, с Е, с И, с Я. Каждой картинкой охвачено как можно больше слов. Предполагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память, трудолюбие, воспитывает интерес к рисованию, поиску нового. Как проводить работу?
Отдельно на плакате выписаны слова, обозначающие предметы, изображенные на картинке.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю), подбор названия блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (с использованием слов из предыдущих блоков).
Тематически учащиеся лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и небольшие связанные рассказы.
Некоторые педагоги группируют слова иначе: например объединяя слова с безударной гласной в первом слоге: морковь, помидор - о, картофель, капуста – а.
Ещё один способ запоминания «словарных слов" описывает Уткина Т.И. По её методике все слова группируются по написанию безударной гласной А, О, Е, И, Я. Каждой букве соответствует сюжетные картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с О, с А, с Е, с И, с Я. Каждой картинкой охвачено как можно больше слов. Предполагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память, трудолюбие, воспитывает интерес к рисованию, поиску нового. Как проводить работу?
Отдельно на плакате выписаны слова, обозначающие предметы, изображенные на картинке.
- Читаем слова, находим предметы и наоборот.
- Составляем словосочетания, предложения.
- Подбираем слова, которые начинаются на одну и туже букву.
- Находим лишнее слово
Многие педагоги считают, что одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, а также его сокращенный вариант – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории позволяет мотивировать его современное написание. Например, МАЛИНА – в основу названия положен признак плода, состоящий из малых частей. Слово малина образовано от слова малый, маленький.
Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. Хотя в 3-4 классах этимологическую справку можно использовать в целях расширения кругозора учащихся, обогащения их словаря.
Этимологическую справку следует сообщать на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. Хотя в 3-4 классах этимологическую справку можно использовать в целях расширения кругозора учащихся, обогащения их словаря.
Этимологическую справку следует сообщать на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
- Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
- Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
- Сообщение этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске и в словариках или тетрадях учащихся.
- Подбор однокоренных слов.
- Составление словосочетаний или предложений с изучаемым словом.
Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, например, рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь», рассказ А.Вознесенского « Собака».
Так на определённом этапе урока прочитав рассказ «Собака» учитель задает вопрос:
- Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (Да)
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О. Такое запоминание хорошо для ребят, у которых доминирует зрительная память.
Можно также использовать стихи наших лучших педагогов - методистов. Например, из книги В.Волиной «Весёлая грамматика».
Можно также использовать стихи наших лучших педагогов - методистов. Например, из книги В.Волиной «Весёлая грамматика».
Приеду завт(ра),
Привезу завт(рак).
На завтрак – (рак)
Кричи – Ура!
Привезу завт(рак).
На завтрак – (рак)
Кричи – Ура!
Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.
Самым известным для начальной школы является словарь - «Орфографический словарик» П.А.Грушникова. По данному словарику дети узнают, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами. Все слова расположены в алфавитном порядке. Учащиеся находят в словарике слово, читают его, внимательно смотрят, как оно записано и стараются запомнить его написание. По словарику можно узнать, как правильно писать имена и отчества, а также названия городов. Список имён, отчеств и названий городов дан в конце словарика. В конце словарика даются и правила правописания. При выполнении письменных работ учащиеся могут обращаться к ним. Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи.
Большой эффект в запоминании словарных слов даёт методика их запоминания, составленная М. Гафитулиным и Т. Поповой. Суть методики: изображение словарного слова в объединении с ассоциативным образом, обычно рисунком или другим словом, внутри которого есть буква, не вызывающая сомнения, но являющаяся орфограммой в словарном слове. Иначе говоря, составление пересечения слов через сомнительную орфограмму. Методика - источник творчества. Главное - не навязывать ученику своей ассоциации, а позволить подобрать свой образ.
Требования к ассоциативному образу:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвету, материалу, форме, месту расположения и т. д.)..
б) Ассоциативный образ должен иметь в написании не вызывающую сомнений букву, являющуюся сомнительной в словарном слове.
Например: Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек) - орех круглой формы, поэтому пишется О.
РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету) - ракета в виде буквы А, поэтому пишется с А. - и т.д.
Очень интересна работа со словарными словами, входящими в состав пословиц, поговорок и фразеологизмов. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно, обогащается активный словарный состав слов.
По толковому словарю С.И.Ожегова «обогатить» - значит сделать богаче. Благодаря систематической и целенаправленной работе над трудными словами, учащиеся обогащаются не только языковыми знаниями, но и духовно.
Литература
Самым известным для начальной школы является словарь - «Орфографический словарик» П.А.Грушникова. По данному словарику дети узнают, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами. Все слова расположены в алфавитном порядке. Учащиеся находят в словарике слово, читают его, внимательно смотрят, как оно записано и стараются запомнить его написание. По словарику можно узнать, как правильно писать имена и отчества, а также названия городов. Список имён, отчеств и названий городов дан в конце словарика. В конце словарика даются и правила правописания. При выполнении письменных работ учащиеся могут обращаться к ним. Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи.
Большой эффект в запоминании словарных слов даёт методика их запоминания, составленная М. Гафитулиным и Т. Поповой. Суть методики: изображение словарного слова в объединении с ассоциативным образом, обычно рисунком или другим словом, внутри которого есть буква, не вызывающая сомнения, но являющаяся орфограммой в словарном слове. Иначе говоря, составление пересечения слов через сомнительную орфограмму. Методика - источник творчества. Главное - не навязывать ученику своей ассоциации, а позволить подобрать свой образ.
Требования к ассоциативному образу:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвету, материалу, форме, месту расположения и т. д.)..
б) Ассоциативный образ должен иметь в написании не вызывающую сомнений букву, являющуюся сомнительной в словарном слове.
Например: Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек) - орех круглой формы, поэтому пишется О.
РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету) - ракета в виде буквы А, поэтому пишется с А. - и т.д.
Очень интересна работа со словарными словами, входящими в состав пословиц, поговорок и фразеологизмов. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно, обогащается активный словарный состав слов.
По толковому словарю С.И.Ожегова «обогатить» - значит сделать богаче. Благодаря систематической и целенаправленной работе над трудными словами, учащиеся обогащаются не только языковыми знаниями, но и духовно.
Литература
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
- Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. Книга для учителя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.
- Конина Н.С. Обобщённый способ запоминания слов. - http://festival.1september.ru/articles/533261/
Другие статьи
- Оптимизированный метод отображения для решения задачи 23 из КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ
- Основные принципы воспитания детей в семье
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Размышления о педагогике сотрудничества «Ребенок – не взрослый. Но когда-то он им станет…»
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Человек превыше всего
- Проблемы и перспективы развития методической службы по организации аттестационного процесса
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина Александровна, замечательная статья! Тема словарной работы особо значима для меня! Работая не первый год над данной проблемой, решила расширить количество словарных слов для каждого года обучения. Если интересно, списки для изучения представлены на страничках, посвященных словарным лексемам и в разделе "Мои методические разработки"... Знакомство с этимологической справкой особо важно, поскольку ко многим лексемам можно подобрать "исторически проверочное" слово. Тогда легче запомнить слова. Очень интересный способ запоминания словарных лексем - ассоциации... Я могу долго и много говорить о словарных словах... Одним словом, тема очень актуальная! Грамотно построенная работа вызывает интрес и повышает мотивацию в изучении лексем.
Юлия Пасынок, дата: 15.11.2016 в 14:34
#2 Юрия Юрьевна, спасибо за Ваш комментарий. Не люблю скучное заучивание словарных слов.Раньше подбирала много дополнительного материала,теперь на помощь пришла рабочая тетрадь "Словарная работа", автор моя землячка Ольга Егоровна Жиренко. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС НОО к метапредметным результатам и формированию универсальных учебных действий. В данной тетради представлены разные формы работы над словарными словами.
Ирина Мерзлютина, дата: 15.11.2016 в 17:19
#3 Ирина Александровна, спасибо за статью и работу над словарными словами в начальной школе.Учителя русского языка средней школы знают, что дети больше всего допускают ошибки в словарных словах. Ваша такая продуманная и системная работа в начальной школе даёт свои положительные результаты. Ваша статья глубокая, интересная. Видно, что Вы творческий человек. Понравилось, что уже в начальной школе развивается ассоциативное мышление, которое поможет детям в дальнейшем и на уроках литературы понимать и анализировать текст. Думаю: Ваша статья из опыта работы пригодится учителям и начальной школы, и учителям русского языка.
Галина Борискина , дата: 15.11.2016 в 18:22
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.