С нами 14294 учителя, 5043 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения уровня успешности обучающихся на уроках математики"

 
Автор: Онищук Елена Маратовна, учитель математики
МАОУ "Средняя школа № 3"
г.Хабаровск
Хабаровский край
 
 
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения
уровня успешности обучающихся на уроках математики
 
   Изменение системы образования несомненно ведет к изменению уровня знаний обучающихся, уровня подготовки педагога и к изменению результатов обучения. Но основным моментом деятельности учителя является создание условий, необходимых для наиболее эффективной самореализации личности ученика. Работа по созданию благоприятных условий может быть организована в нескольких направлениях, одним из которых является создание индивидуального образовательного маршрута. Создание индивидуального образовательного маршрута – это создание специальных педагогических условий для возможности выбора форм, способов, методов обучения, которые позволяют поддерживать образовательные интересы обучающегося или повысить мотивацию к учебному предмету.
   Хочу остановиться на создании индивидуального образовательного маршрута для неуспешных учеников, ведь именно ученики с низкой мотивацией к предмету не способны успешно написать проверочную работу любого вида и, тем более, успешно сдать ГИА.
   Индивидуальный образовательный маршрут может быть как длинным, так и коротким. Для малоуспешного или неуспешного ученика маршрут может состоять из нескольких частей, каждая из которых может реализовываться в течение месяца или учебной четверти.
    Педагог, курирующий работу ученика по маршруту обязан оценить готовность ребенка к переходу на такую форму работы. Также в обязанности педагога входят регулярные встречи с обучающимся (не менее 1 часа в неделю), своевременная корректировка маршрута, взаимосвязь с родителями ученика и объективное оценивание результатов работы. Своевременная и грамотная корректировка маршрута необходима обязательно, поскольку каждый ученик работает в своем темпе и, как правило, первоначальный примерный график выдерживается не всегда.
   К формам организации индивидуального образовательного маршрута можно отнести индивидуальные занятия, занятия в группах, индивидуальные домашние работы, самостоятельное изучение учеником учебного материала.
    Работая по индивидуальному образовательному маршруту, ученик получает целый блок заданий по той или иной теме или целому разделу тем. Выполняя задания, тщательно подобранные педагогом, ребенок ликвидирует пробелы в знаниях, овладевает основными ключевыми компетенциями, получает индивидуальную педагогическую поддержку, а значит, повышает уровень своей успешности и мотивацию к учебному предмету.
    Для меня замечательной основой для составления индивидуальных образовательных маршрутов по математике и алгебре для учеников 5 – 9 классов стали «Задания для обучения и развития учащихся» Лебединцевой Е.А., Беленковой Е.Ю., Интеллект – центр, Москва, 2012 г. Данный комплект удивительным образом вовлекает ребенка в мир математики, учит его заполнять таблицы, сопоставлять величины, сравнивать и анализировать, обобщать и выделять главное И все это происходит в ненавязчивой форме. Математические темы интегрируются с новыми знаниями о животном и растительном мире, об искусстве и спорте, истории и театре. Выполняя раскрашивание и составляя слова и фразы, происходит освоение математических понятий, отработка вычислительных умений у учеников 5 – 6 классов. Решая уравнения, упрощая выражения, ребенок узнает о Солнечной системе, об олимпийских играх, о литературных героях и авторах литературных произведений. Именно такой материал представлен в тетради для обучающихся 7 класса.
 
   В своей работе я применяю следующую, разработанную мной, форму, индивидуального образовательного маршрута

 
Индивидуальный образовательный маршрут по
______________________
указание учебного предмета
ученика ____ класса __________________________
                     учреждение
__________________________________
ФИО обучающегося
(201__/20__ уч.г.)
 
Тема Цель Номера/задания, рекомендуемые для выполнения Рекомендуемые сроки выполнения Подпись обучающегося о прохождении маршрута с указанием сроков; расшифровка
 
 
 
 
       
   
 
 
 
     
 
 
 
Зачетная работа с указанием номеров заданий/источника Срок проведения Отметка Подпись учителя, расшифровка Подпись обучающегося
 
 
 
      С результатами работы ознакомлен
 
(Зачетная работа прилагается)
 
   Хочу отметить, что данная форма работы для педагога является затратной по времени составления маршрута и контроля его реализации учеником. И тем важнее является качество составления индивидуального маршрута и своевременность его корректировки. Считаю, что в одном классе одновременное применение более пяти подобных маршрутов нецелесообразно. Увеличение количества индивидуальных образовательных маршрутов может повлиять на качество подготовки текущих предметных занятий, на создание напряженной психологической обстановки работы учителя и эмоциональное профессиональное выгорание.
 
  Итак, индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод обучения, который помогает ликвидировать пробел в знаниях, заинтересовать обучающегося предметом, повысить мотивацию к учебному предмету и, как следствие,  получить выпускника, способного применить полученные знания на практике, что является одной и основных целей обучения.

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Маратовна, описанный в статье ваш опыт работы актуален и полезен. Меня материал заинтересовал.
Светлана Жарикова, дата: 17.12.2019 в 19:25  
#2 А ведь действительно, всё новое - это хорошо забытое старое. Были маршрутные листы, почему забыли о них. Как здорово, что в школах сохранились традиции маршрутного листа. Конечно нужна и важна такая работа с детьми, всё точно, логично!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 18.12.2019 в 12:18  
#3 Содержательно описан индивидуальный подход в вашей статье, Елена Маратовна. Мне понравилась идея - маршрутный лист, который помогает ученикам учиться.
Галина Борискина , дата: 18.12.2019 в 12:28  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.