Статья "Формирование навыков читательской самостоятельности у младших школьников в группе продлённого дня (из опыта работы) "
Наталья Чубаева
25.12.2019
2128
3
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
воспитатель группы продлённого дня,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Формирование навыков читательской самостоятельности у младших школьников в группе продлённого дня (из опыта работы)
Формирование и привитие навыков самостоятельного чтения книг у младших школьников - одна из самых злободневных проблем в начальной школе. По статистическим данным 2015 -2016 года большинство детей проводят своё время за компьютером, играют в различные игры, которые приводят к агрессивному и неадекватному поведению.
Педагогам и воспитателям в группе продлённого дня зачастую трудно заставить ребёнка с ОВЗ читать книги, узнавать что – то новое. Как выйти из этого положения? Как всё - таки привить навыки самостоятельного чтения нашим детям? В своей статье хотелось бы поделиться опытом работы в решении этой проблемы.
Организация ГПД в нашей школе – интернате позволяет проводить занятия по внеклассному чтению.
Цель занятий по внеклассному чтению – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. С одной стороны, это относительно свободные занятия, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
В связи с тем, что в настоящее время нет предусмотренной системы организации занятий, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок. Обычно занятия внеклассного чтения рекомендуют планировать на полугодие или на весь год. Планирование занятий на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами.
Приведу пример одного из вариантов планирования занятий. План занятий составлен под названием «Как хорошо уметь читать» и приведён в качестве примера в Таблице 1.
Педагогам и воспитателям в группе продлённого дня зачастую трудно заставить ребёнка с ОВЗ читать книги, узнавать что – то новое. Как выйти из этого положения? Как всё - таки привить навыки самостоятельного чтения нашим детям? В своей статье хотелось бы поделиться опытом работы в решении этой проблемы.
Организация ГПД в нашей школе – интернате позволяет проводить занятия по внеклассному чтению.
Цель занятий по внеклассному чтению – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. С одной стороны, это относительно свободные занятия, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
В связи с тем, что в настоящее время нет предусмотренной системы организации занятий, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок. Обычно занятия внеклассного чтения рекомендуют планировать на полугодие или на весь год. Планирование занятий на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами.
Приведу пример одного из вариантов планирования занятий. План занятий составлен под названием «Как хорошо уметь читать» и приведён в качестве примера в Таблице 1.
Таблица 1.
Тема занятия | Задачи | Сроки реализации |
сентябрь | ||
1.Сказки для школьной адаптации | Познакомить детей со сказками М.А.Панфиловой. Развивать воображение и мышление у учащихся. Помочь осознанию детьми своего нового статуса школьника. | 1 неделя |
2. Сказки Андерсена | Вызвать у детей интерес к чтению сказок Г.Х.Андерсена. Учить сотрудничеству в микрогруппе. | 2 неделя |
3. В. Драгунский «Денискины рассказы» | Заинтересовать чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. | 3 неделя |
4. В. Драгунский «Денискины рассказы» | Продолжать занимать детей чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. | 4 неделя |
Октябрь | ||
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | Увлечь детей чтением рассказа. Научить различать плохие и хорошие поступки. Прививать навыки дружеского общения. | 1 неделя |
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | Продолжить работу над текстом. Закрепить умение различать плохие и хорошие поступки. Прививать навыки дружеского общения. | 2 неделя |
Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин) | Вызвать интерес у детей к произведениям авторов. Учить видеть красоту природы. | 3 неделя |
«Детский мир» | Вызвать интерес у детей к произведениям К.Чуковского. Формировать читательскую активность. | 4 неделя |
Ноябрь | ||
«Страна детства» | Познакомить детей с произведениями Е.Пермяка. Развивать восприятие и мышление у учащихся. | 2 неделя |
Расскажу вам сказку | Чтение сказки «Девочка Снегурочка» Д.Мамин-Сибиряк. Сформировать умение размышлять и высказывать свои мнения. | 3 неделя |
«Времена года» | Вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина, С.Есенина, В.Даля о природе в разные периоды года. Учить видеть красоту природы. | 4 неделя |
Декабрь | ||
Сказки народов севера | Познакомить детей с национальными сказками. Формировать интерес к национальной культуре | 1 неделя |
Расскажу вам сказку | Заинтересовать чтением сказки В.Даля. Развивать воображение у детей. |
2 неделя |
Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о животных. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение | 3 неделя |
Новый год | Вызвать интерес у учащихся к чтению новогодних стихов. Выучить 1-2 стихотворения по теме. Развивать навык чтения. | 4 неделя |
Январь | ||
«Веселая переменка» | Заинтересовать чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. | 2 неделя |
Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. | 3 неделя |
Рассказы о природе | Познакомить детей с произведениями В.Бианки, М.Пришвина. Прививать любовь к природе. Научить видеть красоту природы. | 4 неделя |
Февраль | ||
«Мир вокруг нас» | Вызвать интерес к произведениям К.Ушинского. Расширять кругозор маленьких читателей. | 1 неделя |
Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о природных явлениях. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение. | 2 неделя |
Защитники Отечества | Вызвать интерес детей к стихам посвященным папам и дедам. Разучить 1-2 стихотворения. | 3 неделя |
«Веселая переменка» | Чтение рассказов Н.Сладкова. Познакомить детей с повадками животных и с особенностями их жизни. | 4 неделя |
Март | ||
«Мама и мы» | Познакомить детей с произведениями Н.Артюховой, В.Осеевой, А.Барто о маме. Разучить 1-2 стихотворения. | 1 неделя |
Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. | 2 неделя |
«Мир вокруг нас» | Увлечь детей чтением рассказов М.Пришвина. Расширить кругозор учащихся. | 3 неделя |
«Страна детства» | Познакомить детей с рассказами В.Драгунского. Научить детей рассуждать и анализировать текст. | 4 неделя |
Апрель | ||
Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. | 2 неделя |
«Веселая переменка» | Увлечь детей рассказами В.Голявкина. Научить детей сравнивать себя и героев рассказов, уметь анализировать содержание текста. | 3 неделя |
Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о растениях. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение. | 4 неделя |
Май | ||
Знакомство с детской периодической печатью | Расширить кругозор маленьких читателей. | 1 неделя |
Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне | Познакомить детей с произведениями о ВОВ. Вызвать чувство гордости, уважения к старикам. | 2 неделя |
Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне | Продолжить знакомство детей с произведениями о ВОВ. Разучивание 1-2 стихотворений о ВОВ. | 3 неделя |
Ура каникулы | Чтение стихов о школе. Заучивание 1-2 стихотворения детьми на последний звонок. | 4 неделя |
Система занятий внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.
Очень важно для разработки системы занятий внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Итак, запланированные выше занятия я провожу в соответствии со следующей структурой:
1. Создание психологического настроя
2. Подготовка учащихся к восприятию произведения (2 мин). Рассматривание книги.
2.Выразительное чтение учителем и восприятие его учащимися на слух (5-7 мин)
3. Коллективное обсуждение прочитанного (7-10 мин). Применяются беседы, вопросы, иллюстрации, игра, этюд и т.д.
4. Рассматривание книг: обложка, заглавие, фамилия автора, иллюстрации внутри книги.
5. Оформление записи в дневник читателя
Таким образом, организация занятий внеклассного чтения в ГПД — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы:повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии),циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.).
Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Организация внеклассного чтения является своего рода продолжением уроков литературного чтения, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Занятия дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения, доклады по внеклассному чтению, пересказы.
Очень важно для разработки системы занятий внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Итак, запланированные выше занятия я провожу в соответствии со следующей структурой:
1. Создание психологического настроя
2. Подготовка учащихся к восприятию произведения (2 мин). Рассматривание книги.
2.Выразительное чтение учителем и восприятие его учащимися на слух (5-7 мин)
3. Коллективное обсуждение прочитанного (7-10 мин). Применяются беседы, вопросы, иллюстрации, игра, этюд и т.д.
4. Рассматривание книг: обложка, заглавие, фамилия автора, иллюстрации внутри книги.
5. Оформление записи в дневник читателя
Таким образом, организация занятий внеклассного чтения в ГПД — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы:повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии),циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.).
Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Организация внеклассного чтения является своего рода продолжением уроков литературного чтения, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Занятия дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения, доклады по внеклассному чтению, пересказы.
Источники:
- Мультиурок [Электронный ресурс].Чубаева Н.Н. Формирование навыков читательской самостоятельности у младших школьников в группе продлённого дня (из опыта работы). – 17.08.2017. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-navykov-chitatiel-skoi-samostoiatiel.html
- Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
- Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. "Начальная школа", 2008, №2
Другие статьи
- Социальная успешность и её источники
- Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками
- Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
- Всероссийские проверочные работы – экзамен для младших школьников?
- Использование технологии создания персонального сайта педагога как одной из современных информационных и образовательных площадок в целях демонстрации собственного опыта и профессиональных достижений
- Памятки для родителей. Из опыта работы
- Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа
- Организация дистанционного обучения на мобильном портале ЯКласс
- Недостаточно талантлив, или суперпопулярный актер
- Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Николаевна, Отличный способ научить читать. Тем более в школах огромные библиотеки. Читать сами никогда не будут, жизнь у них заорганизована и уроками, и режимными процессами, уединится особенно негде. А вот классные внеурочные чтения, это как раз как дома, когда детям читают, а потом и возникает потребность в чтении. Не важно какой возраст. Я бы во всей России ввела уроки чтения до 11 класса. Сколько бы всего прочитали дети, хоть какая то польза. А так кто то читает, у кого то еще куча"важных" дел. Дети вообще не читают.
Ирина Алексеева, дата: 29.12.2019 в 13:40
#2 Ошибки отправленного текста не исправить. Может сделать функцию?
Ирина Алексеева, дата: 29.12.2019 в 13:52
#3 Наталья Николаевна, Вами показана систематическая работа по организации и привитию навыков самостоятельного чтения детьми. Мы все работаем в школе и знаем: нет техники чтения - нет хороших результатов в учебе. А чтобы привить желание читать, необходима интересная детям подборка литературы, с чем вы так охотно поделились с коллегами. Большое спасибо!
Татьяна Медведева, дата: 10.01.2020 в 8:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.