С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы"
Автор: Фарион Лариса Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ Матвеево-Курганская сош №3
высшей квалификационной категории
Матвеев Курган, Ростовская область


 
Применение здоровьесберегающих технологий в   образовательном пространстве    школы

 
Аннотация. Данная статья ориентирована на аудиторию учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических вузов.
    Цель - организация творческой деятельности педагога, способствующая сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, целенаправленное обучение здоровьетворению.
    Статья содержит полезные советы и рекомендации по использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: методика Базарного, офтальмотренажер, конторка, здоровьесбережение
     Обеспечить качество образования и сохранить при этом здоровье детей – важнейшая задача школы. Когда речь заходит о здоровье, наши взгляды традиционно обращаются к меди­цине. Но научить оставаться здоровыми в процессе учебной деятельности медицина не может. Поэтому сохранение здоровья учащихся - это педагогическая проблема. Сохра­нить здоровье ребенка в школе сможет только учитель, так как именно он задает пси­хофизические условия функционирования организма.

Но ведь ребенок не просто ученик, его организм - это уникальная сложная био­логическая система. Деятельность и поведение ребенка определяются совокупностью множества факторов, без учета которых нельзя построить эффективное взаимодейст­вие с ним, поэтому назрела потребность в глубоко продуманной системе шагов, направленных на улучшение ситуации в школе. Необходима технология организации здоровьесохраняющего обучения, нацеленная на то, чтобы развивать ребенка интеллекту­ально и духовно, но не угнетать при этом физически и психически.
Ведь вся жизнь человека: его успешность, его удовлетворённость, результативность во многом зависит от здоровья. Никто не сомневается, что именно сохранённое здоровье позволит человеку быть свободным и успешным.
       Переутомление учащихся современной школы - результат действия не одного, а нескольких факторов. Поэтому решение этой проблемы возможно только при ком­плексном подходе. Отдельные мероприятия, взятые вне системы, будут заведомо ма­лоэффективны. Добиться устойчивого улучшения состояния здоровья учащихся воз­можно только с учетом рациональной организации внеурочной деятельности и органи­зацией ежедневного «здорового урока». Устранение дефицита двигательной активно­сти - нормализация режима труда и отдыха - переход от стрессового к здоровьесохра­няющему уроку - целенаправленное обучение здоровьетворению - вот те неизбежные шаги профилактики переутомления.
     В 2012 году наша школа стала участником пилотного проекта по здоровьесбережению Проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.Этому способствует использование инновационного аппаратно-программного комплекса «АРМИС»,который  позволяет качественно исследовать сердечно-сосудистую,дыхательную,зрительную,слуховую и нервную системы школьников.
    Разработана программа  «Здоровьесберегающая школа». Важно,что наша программа рассматривает  здоровье как одно целое  трёх начал:психического,социально-нравственного и физического  здоровье.Только в такой совокупности можно достичь результатов. Проблема достижения и удержания высоких качественных результатов прямо связана с освоением новых образовательных технологий.   В центре внимания здоровьесберегающих технологий находится ученик, вокруг которого непрерывной взаимосвязанной цепочкой: классные руководители, педагоги, родители, медицинские работники, психолог и другие заинтересованные лица и службы.
Важнейшее условие моей деятельности – применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.
Более 20 лет использую в своей работе здоровьесберегающие технологии и отдаю предпочтение методике В.Ф. Базарного. Данная проблема заинтересовала меня настолько, что я стала по крупицам собирать интересующий меня материал. Читала и собирала любые публикации, касающиеся здоровьесбережения. В практике педагогов-новаторов присутствовали лишь отдельные рекомендации гигиенистов. В 1996 году побывала на  семинаре  руководителя  научно-внедренческой  лаборатории  физиолого-здравоохранительных  проблем  образования, доктора  медицинских  наук  В.Ф. Базарного. После семинара я  уже  точно  знала, как  и  что  я  буду  менять  в  своих  подходах  к  обучению. Я нашла  единомышленников. Посетила школы  и  детские  сады, работающие  по  методике  Базарного  и  более  подробно  познакомилась  с  его  работами. Совместно со  своими  учениками  он  создал  теорию  «Сенсорной  свободы  и  психомоторного  раскрепощения», на  базе  которой  разработана  и  широко  апробирована  целостная  система  здоровьесберегающих  педагогических  технологий. В.Ф. Базарный также  разработал  целую  программу  «Здоровье, гармонично  раскрепощенное  развитие  детей  в  учебно-познавательном  процессе», которая  предусматривает  системный  подход  к  развитию  ребенка.
Переутомление учащихся  современной  школы – результат  действия  не  одного, а  нескольких  факторов. Поэтому решение  этой  проблемы  возможно  только  при  комплексном  подходе. Отдельные мероприятия, взятые  вне  системы, будут  заведомо малоэффективны. Добиться устойчивого  улучшения  состояния  учащихся  возможно  только  с  учетом, как  минимум, двух  направлений  работы: рациональной  организации  внеурочной  деятельности  и  организацией  ежедневного  «здорового  урока». Закрепить успех,  возможно  только  перестроив  мышление  педагога, а  вслед  за ним  и  мышление  учащегося, из  здоровьеразрушающего  в  здоровьесохраняющее. Достижению последнего  будут  способствовать  «уроки»  здоровья. Устранение дефицита  двигательной  активности – нормализация  режима  труда  и  отдыха – переход  от  стрессового  к  здоровьесохраняющему  уроку – целенаправленное  обучение  здоровьетворению – вот  те  неизбежные  шаги  профилактики  переутомления.
        В своей работе считаю главным – сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Одним из условий решения этой задачи является внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий. В своей деятельности я применяю как традиционные, так и инновационные технологии, направленные на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.
Что же  в  моем  понимании  представляет «здоровый  урок?».
Здоровый урок – это  тот  урок, в  рамках  которого  удается  активно  управлять  работоспособностью  учащихся, удерживая  её  на  индивидуально-высоком  уровне. Здоровый урок – это  тот  урок, плотность  которого  задается  эффективностью  предшествующего  отдыха, урок, который  сохраняет  желание  учащихся  работать  дальше. Здоровый урок – это  тот  урок, который  не   только даёт знания , а  развивает. Создать такой  урок  и учить  каждого  в  соответствии  с  его  природными  возможностями  очень  сложно. Постоянно приходится  искать  материал, соответствующий  целям  урока, способствующий  снятию  усталости, создавать  комфортные  условия  для  учебной  деятельности  и  следовать  принципу  природосообразности: «не  научать», а  развивать.
При подготовке  к  уроку  стараюсь  чередовать  разные  виды  деятельности. Работа на  уроках  проходит  в  режиме  динамических  поз. Уроки начинаю  с  эмоционального  настроя:  включаю  стихи, музыку. Подачу нового  материала  организую  так, чтобы  обеспечить  активную  аналитико-синтетическую  деятельность. Новую информацию  преподношу  таким  образом, чтобы она  вызывала  у  ребят  последовательную  цепь  положительных  эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал  увязываю  с  уже  известными  данными, с  прошлым  опытом.
При выборе  формы  урока  продумываю  все  упражнения  для  того, чтобы  не  допустить  перенапряжения  мышц  туловища  и  глазодвигательных  мышц. Учебный материал  распределяю  в  соответствии  с  динамикой  текущей  работоспособности  учащихся, осуществляю  дифференцированный подход.
Первые 3-5 минут – это  фаза  вхождения  в  урок. Поэтому нагрузку  даю  небольшую. Период устойчивой  оптимальной  работоспособности  15-20  минут, и  нагрузка  должна  быть  максимальной. Затем идет снижение  нагрузки, так  как  развивается  утомление. В последние  минуты  урока, когда  наблюдается  небольшое  повышение  работоспособности, провожу  закрепление  нового  материала, обращаю  внимание  на главные  моменты  пройденной  темы. Обязательно провожу  валеологические  паузы  на  10-15-25-30  минутах. Средняя продолжительность  таких  пауз  составляет  30-60  секунд. Физические упражнения  являются  небольшой  паузой  в  процессе  обучения  и  положительно  влияют  на  умственную  работоспособность  детей, поэтому  их  провожу  обязательно
Критерии здоровьесохраняющего  урока:
  • Двигательная активность.
  • Сенсорно-разнообразная среда.
  • Развитие мелкой  моторики  руки.
  • Работоспособность.
  • Дифференциация.
  • Эмоциональный фон.
Ребенок нормально  растет, когда  он  на  ногах. Глаза его  будут  зоркими  только  в  условиях  постоянного  зрительного  поиска . Для решения  этих задач  вместо  традиционной  сгорбленной  сидячей  позы использую  режим  меняющихся  поз, когда  можно  стоя  и  сидя  работать  в  течение  урока. Кроме того, использование  конторок  позволяет  решить  и  такую  проблему, как  соответствие  школьной  мебели  росту  учащихся. В этом большую помощь оказывают родители. Маленькие парты папы подняли на определённый уровень при помощи  регулировочных  накладок. Настольную конторку  с  меняющейся  высотой рабочей  поверхности  устанавливаем  на  стол  стандартного  размера. Размеры конторки  соответствуют  примерно  ½  ширине  стола. Это позволяет  устанавливать  ее  на  стол  с  той целью, чтобы  один  из  учеников  в процессе  урока  стоя  работал  за  конторкой, а  второй  сидел  за  свободной  половиной  стола. Режим продолжительности  стояния – сидения  в  настоящий  момент  дети  отрабатывают  сами. К сожалению, в 4 классе конторки пришлось поднимать ещё на большую высоту, из-за несоответствия их росту учащихся. Кроме того, традиционное  размещение  столов  в  три ряда  оказалось неудобно  для  свободного  перемещения  детей. Поэтому я  убрала  третий  ряд  и  использовала  радиально-лучевую  компоновку. Расстановку столов  меняю  1-2  раза  в  месяц. Использую также  смешанный  тип  и  размещение  столов  по  кругу.
Особое значение  имеет  контроль  за  состоянием зрительной  функции  ребенка.
Для периодической  активизации  чувства  общей, в  том  числе  зрительной, координации  использую  в  своей  работе  специально  разработанную  схему  зрительно-двигательных  траекторий. Схему траектории  начертила  на  потолке  в  максимально  возможную  величину. Каждую траекторию  изобразила  разным  цветом. Вертикальная и  горизонтальная  линии  коричнево-золотистого  цвета, наружный  овал – красный, внутренний  овал – зеленый, восьмерка – ярко-голубая.
Это делает  схему  яркой  и  привлекающей  внимание. Стрелки указывают  направление  движения, по  которым  должен  двигаться  взгляд  в  процессе  выполнения  физкультурных  минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по  и  против  часовой  стрелки, по  восьмерке.
Офтальмотренажёр здесь
Упражнения выполняем  коллективно  и  стоя. Для индивидуального  пользования  есть  соответствующие  плакаты. Пирамидка и змейка также являются офтальмотренажёрами.
Каждый ребенок  по  имеющейся  у  него  памятке  в  течение  1-2  минут  выполняет  на  уроке  комплекс упражнений:
  1. Комплекс упражнений  гимнастики  для  глаз.
  2. Упражнения для  улучшения  осанки.
  3. Упражнения психологической  саморегуляции  (аутотренинг).
  4. Некоторые приемы  самомассажа  (точечный  массаж).
  5. Упражнения для  улучшения  мозгового  кровообращения.
  6. Упражнения для  мышц  рук.
  7. Бумажные офтальмотренажеры.
С помощью  таких  приемов  развивается  зрительно-моторная  реакция, чувство  локализации  в  пространстве, стереоскопическое  зрение, различительно-цветовая  функция.
        Глаз, как зрительный  орган, заканчивает  свое  структурно-функциональное  формирование  лишь  к 11-12  годам. В возрасте  7  лет, то  есть  к  моменту  начала  школьного  обучения, орган  зрения  ребенка  находится  в  стадии  интенсивного  развития. Главная его  особенность – наличие  так  называемой  дальнозоркой  рефракции. Наиболее физиологическая  нагрузка  для  такого  глаза – рассматривание  удаленных  объектов. Что же  получается  на  практике? Большую часть  времени  дети  работают  с  книгой, тетрадью  на  близком  от глаз  расстоянии. Такие нагрузки  становятся  для  многих  детей  непосильными. Возникает близорукость, то  есть  глаз адаптируется  к  работе  на  близких дистанциях  и  теряет  способность  к  четкому  видению  вдаль.
Выход из  создавшейся  ситуации  вижу    в    расширении  зрительно-пространственной  активности в  режиме  школьного  урока. Достичь этого  можно  при  помощи  некоторых  приемов. Один из  них  заключается  в  максимальном  удалении  от  глаз  учебного  материала  (так  называемый  режим  «зрительных  горизонтов»). Для этого использую в своей работе экологический букварь. Это картина на баннере размером 2 x 3.В зависимости от темы урока меняю накладной материал. Считаю, что данное пособие позволяет работать в режиме дальних горизонтов и является прекрасным наглядным пособием на любых уроках и праздниках.
Экологический Букварь здесь
  Особо хочу  обратить  внимание  на  следующее. Если при  предъявлении учебного  материала  в  условиях  максимального  удаления  дети  плохо различают  отдельные детали, его  нужно  немного  приблизить. Для этого  я  делаю  2-3  шага  вперед, наблюдая  при  этом  за  реакцией  класса. Общая продолжительность  занятий  в  режиме  «зрительных  горизонтов» составляет  не  менее  ¼  учебного  часа. Эту работу  чередую  с  занятиями  на близких  дистанциях. Например, на уроке  русского  языка  показываю  мелкие  сюжетные  картинки  и  прошу  детей  составить  по ним  рассказ  или  показываю  карточку  и  предлагаю  прочитать  написанное  на  ней  предложение. Провожу и  специальные  упражнения, которые, помимо тренировки  зрения, способствуют  развитию  ряда  психических  функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного  и  логического  мышления. В классе  есть  специальная  крестодержалка, на  которой  в  течение  нескольких  секунд  демонстрирую  7-9  мелких  изображений  предметов. Затем убираю их  и  прошу  детей  воспроизвести  увиденное. Или: после кратковременного  показа  незаметно  для  учащихся  меняю   местами  две  картинки  и  прошу  сказать, что  изменилось. Только необходимо  помнить, что  все  эти  упражнения  должны  выполняться  в  условиях  сохранения  зрительно-пространственной  активности – использования разного  рода  траекторий, по  которым  дети  бегают  глазами. Для этого  упражнения  использую  специальную  световую    указку  с  красным светящимся  огоньком. На ватман  во  весь  лист  изображаю  цветные  фигуры  (волна, зигзаг, спираль). Толщина таких  линий  1  см. Этот плакат  размещаю  в  любом  удобном  месте. В середине  урока  дети  встают  по  команде  учителя. Иногда включаю  спокойную  музыку,  и  дети начинают  пробегать  глазами  по  заданному  направлению. Для того  чтобы ребятам  было  интересно, упражнению  придаю  игровой  характер. Например, в начале  спиральной  линии  прикрепляю  желтый  кленовый  листочек. Учащимся предлагаю  проследить, как  этот  листочек  будет  кружиться  под  порывом  ветра  по  заданной  траектории. Упражнение сопровождается  спокойной  приятной  музыкой.
  Кроме того, на уроках используются упражнения с сигнальными метками. Игруш­ки или красочные картинки расположены в равноудаленных участках комнаты, напри­мер, в четырех углах потолка. Игрушки, картинки подобраны с таким расчетом, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Средние размеры картин - в преде­лах от 0,5 до 1,0 стандартного печатного машинописного листа. Чаще всего ис­пользую сюжеты из сказок, сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных. С целью
повышения эффективности данных упражнений по активизации чувства координации и равновесия все это выполняется стоя. Периодически даю команды и под счет «раз-два-три-четыре» дети быстро поочередно на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головы и шеи. Продолжительность данных упражнений составляет 1,5-2 минуты. Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
  1. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
  2. Упражнения для улучшения осанки.
  3. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
  4. Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
  5. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
  6. Упражнения для мышц рук.
  7. Бумажные офтальмотренажеры.
  8. Сосчитай, сколько во всех пирамидках синих колец, красных и т.д.?
  9. Сколько всего колпачков?
  10. Сложи пирамидки друг на друга, чередуя цвета.
Аналогичного характера упражнение «Тарелки с разноцветными кружками». За­дание: найти две одинаковые, найти такую, где есть цвет, который в других не повторя­ется.
Очень нравится ребятам упражнение «Веселые человечки». Задание: найти значение выра­жения и принять позу веселого человечка.
Учащиеся находят значение выражений, ответ с данным человечком и принимают определенную позу. Данный вид работы сопровождается легкой музыкой.
Учитываю также материалы психологического воздействия цвета на ребенка: белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное (отношение ко всему; черный - в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в боль­шой - вызывает мрачные мысли; коричневый - в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызыва­ет печаль, сон, депрессию; красный - возбуждает, раздражает; голубой - ухудшает на­строение; зеленый - улучшает настроение, успокаивает; желтый - теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Цвета подбираются так, чтобы обеспечить достаточную контрастность и эффект расслабления. Например, вначале предлагается текст на белом фоне черными буква­ми. Фрагмент текста, требующий особого внимания, выделяется красным цветом. Про­верочные задания предлагаются на зеленом фоне. Цвета чередуются так, чтобы вслед за активизирующими тонами следовали нейтральные тона, а завершалась работа успо­каивающими или жизнеутверждающими тонами.
Для снижения зрительного утомления используются 4 вертушки (крестовины), подвешенные шнурами к потолку. Крестовины располагаются в 4 углах классной комна­ты. На уроках к вертушкам прикрепляются различные демонстрационные пособия по всем предметам. Как же проводится работа с «вертушками»?
На доске в столбик записано 8 выражений на нахождение значения произведения и значения частного. На перемене к «вертушкам» прикрепляются ответы, на обратной стороне которых напечатана буква. Ребятам предлагают найти значение каждого выражения, встать из-за стола и найти на крестовине данный ответ с буквой и записать в тетрадь. Таким образом, в результате выполнения этого упражнения у ребят должно получиться слово. Так, в 3-4 классе при нахождении значения произведений и частного получилось, например, слово «скорость».
В процессе выполнения такого рода заданий дети свободно передвигаются по классу, не нарушая процесса ведения урока. Однозначно, данный вид работы имеет форму скрытой физкультминутки, поэтому используется данное упражнение в момент усталости, потери работоспособности.
Работа в режиме «дальних горизонтов» создает условия для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.
Уроки выстраиваются так, что вслед за работой с книгой или тетрадью учащиеся должны пользоваться близлежащей таблицей, далее – более удаленной и, наконец, самой удаленной. Затем работа строится в обратном направлении: от самой удаленной к менее удаленной. И так до возвращения к работе с книгой. Если при предъявлении учебного материала в условиях максимального удаления дети плохо различают отдельные детали, его нужно немного приблизить. Эта работа чередуется с занятиями на близких дистанциях. Например, на уроке русского языка показываются мелкие сюжетные картинки и дети составляют по ним рассказ или показывают  карточку, затем читают написанное на ней предложение.   Проводятся и специальные упражнения, которые, помимо тренировки зрения, способствуют развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.  В классе есть специальная крестодержалка, на которой в течение нескольких секунд демонстрируются 7-9 мелких изображений предметов. Затем убираются, и дети воспроизводят увиденное.  Для этого упражнения используется специальная световая указка с красным светящимся огоньком.  Используются упражнения по расширению пространственной активности зрительного анализатора во время учебных занятий способствует повышению функциональных резервов зрения у детей и тем самым предотвращают возникновение близорукости.
Однако особенно к  урокам  литературного  чтения  я  подхожу  с  позиции  здоровьесбережения. Именно на этих уроках ограничена двигательная  активность  и  увеличивается  работа  органа  зрения  и  мозга. К тому же  по  данным  гигиенистов, целесообразная непрерывная  продолжительность чтения  составляет  для  учащихся  1  класса  7-10  минут, 2  класса – 15  минут, 3, 4  классов  25-30 минут. Для ослабленных и  близоруких  детей  при  любых видах  учебной  деятельности  непрерывная зрительная  нагрузка  на  близком  расстоянии  не  должна  превышать  10 минут. Выход для себя  я  вижу  в  применении  режима  дальнего  зрения, организации  поисковой  активности, проведении  физкультминуток, многократной  работе  с  офтальмотренажером, а  также  в  смене  видов  деятельности. Некоторые отрывки из текста выношу  на  доску, на  стены  и  даже  на  потолок. Для этого на  потолке  по  периметру  натянута  леска, закрепленная  по  центру  и  диагоналях. Нужную мне  информацию  помещаю на  леску  при  помощи  двухстороннего  скотча. Обычно это  пословицы, поговорки, высказывания.
Приведу фрагмент  открытого  урока  по  литературному  чтению. Автор П. Лебеденко  «Доброе  сердце  дороже  красоты». Работа проходит  в  режиме  дальних горизонтов. Фразеологические обороны  напечатаны  на бумаге  желтого  и  зеленого  тона. Высота букв 3 см. Ленты  с  напечатанным  текстом  прикреплены  к  стенам. Учитель раскрывает  смысл  фразеологического  оборота, а  ученики, передвигаясь  по  классу, находят  сам оборот  и  приносят  его  к  доске. На данном  этапе  урока  проходит  работа  над  средством  выразительной  речи.
Учитель. О высшей степени  какого-либо  качества, свойства.
Ученики. Ни в  сказке  сказать, ни  пером  описать.
Учитель. Богатое застолье, обильная  трапеза.
Ученики. Пир горой.
Учитель. Сделать невозможное.
Ученики. Горы свернуть.
Учитель. Жить без  пользы  для  других.
Ученики. Свет коптить.
На следующем  этапе  урока  происходит  работа  по  составлению  текста. Режим прежний  «Дальние горизонты». Текст, раскрывающий характер Груни, напечатан  на  листах  бледно-желтого  цвета. Высота шрифта  3  см. Начало  первого  предложения  выделено  красным  цветом. Начало каждого  следующего  предложения  отмечено  цветами  радуги: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Обо всех  метках, кроме  красной, ребятам  не  сообщается  в  начале  работы. Ученики составляют  текст  из  предложений, свободно  передвигаясь  по  классу. Ученик, правильно нашедший  предложение, выразительно  читает  его, открепляет  и  приносит  к  доске. После того  как  текст  составлен, правильность  его  осуществляется  по  цветовой  гамме  (Каждый  охотник  желает  знать, где  сидит  фазан).
Для организации  поисковой  деятельности  в  заключение  урока ищем  и  подбираем  пословицы, наиболее  подходящие  к  данному  произведению  и  раскрывающие  его  смысл. Пословицы напечатаны  на  лентах  желтого, оранжевого  и  зеленого  цвета. Высота шрифта 3 см. Пословицы  располагаются  на  потолке по  периметру. Учащиеся работают  стоя, подняв  головы.
Уменьшить степень напряженности, угнетения, снизить нервозность мне  помогают  упражнения  на  релаксацию. Известно, что при  эмоциональном  напряжении, когда  ребенок  сильно  взволнован, возбужден  или,  наоборот, угнетен, возникает  избыточное  напряжение  в  отдельных  группах  мышц. Самостоятельно дети  не  могут  избавиться  от  этого  напряжения, начинают  нервничать, что  приводит  к  напряжению  новых  групп  мышц. Для того, чтобы появилась  возможность  управления  ими, учу  детей  расслаблять  мышцы. В работе  использую  три  метода: метод  подражания  (имитация), метод  смены  напряжения  мышц  их  расслаблением  и  метод  расслабления  посредством  дыхания. В течение  3-5  минут  на  каждом  уроке  провожу  такие  упражнения  на  релаксацию. Мы с  ребятами  называем  их  «Оздоровительные  минутки». Наиболее полюбившиеся  «Солнышко». Во время  проведения  данного  упражнения  произношу  слова: «Закройте  глаза, вытяните  руки. Представьте, что на  ладошках  у  вас лежат  маленькие  солнышки. Через пальчики,  как  лучики  солнышка, идет  тепло  по всей  руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание  на  ноги. Солнечные лучики  согревают  стопы, пальцы  ног. Усталость проходит, мышцы  отдыхают». Обращаю внимание  детей  на  дыхание. Представьте животик  как  шарик  или  мячик. На вдохе  мячик  слегка  поднимается, на  выдохе  опускается. Улыбнитесь друг  другу, скажите  добрые  слова.
Нравится ребятам упражнение «Гора» для осанки, «Маска трубача», «Этюд  души», «Сотвори  солнце  в  себе», упражнение  «Деревце», «Роняем  руки»  и  другие. Во время  проведения  упражнений  включаю  легкую  приятную  музыку.
Важным моментом  при  проведении  упражнений  на  мышечное  расслабление  является  выход  из  аутогенного  состояния. Специальная методика  выхода  позволяет  за  короткое  время  эффективно  перейти  из  аутогенного  состояния  к  бодрствованию  и  максимально  активизироваться.
Голос учителя  должен  быть  негромким, успокаивающим, речь – четкой, неторопливой. После каждой  строфы  несколько  удлиняю  смысловые  паузы. Выход из  состояния  релаксации  должен  быть  всегда  одинаковым  и  постепенным. Во время  аутогенного  состояния  следует  максимально  сосредоточиться  на  энергии, силе, накопившейся  во  время  занятий. К каждой  фазе  выхода  переходим  только  после  того, как  выполнена  предыдущая. Фазы 1-6  выполняем  замедленно, фазу  7 – максимально  быстро  и  энергично. Если учащиеся  будут  недостаточно  четко  выполнять  инструкции  выхода, это  приведет  к  вялости, разбитости  после  таких  занятий.
Выход из  аутогенного  состояния:
  1. Перестаньте выполнять  инструкции  занятия  и  сконцентрируйте  внимание  на  том, что  вы  хорошо  отдохнули  и  скоро  выйдете  из  аутогенного  состояния.
  2. Медленно сожмите  кулаки, почувствуйте  силу  в  руках, во  всем  теле, позу  не  меняйте.
  3. Не разжимая  кулаков,  вытяните  руки  в  стороны  коленей.
  4. Дождитесь окончания  очередного  выдоха.
  5. Сделайте глубокий  вдох, одновременно  на  вдохе  поднимите  руки  вверх, прогните  спину, обратите  лицо  вверх.
  6. Сделайте паузу  продолжительностью  около  1-2  секунд, чтобы  подготовиться  к  четкому  выполнению  последней  фазы  выхода.
  7. Одновременно резко  выдохните  ртом, разожмите  кулаки, откройте  глаза, спокойно  опустите  руки.
Практика показывает, что уникальная в своём роде методика позволяет учиться и обучать, не теряя здоровье. А это самое главное, что есть у человека. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровый человек-это счастливый человек. Здоров будешь, всё добудешь.»
 Присутствующие на уроках  в  нашем  классе  замечают, что  у  учащихся  не  наблюдается  нарушения  осанки. В положении сидя и  в  положении  стоя  спина  у  всех  ребят  прямая. Уменьшилась степень  напряженности, повысилась  работоспособность.
Использование упражнений  по  расширению  пространственной  активности  зрительного  анализатора  во  время  учебных  занятий  способствует  повышению  функциональных  резервов  зрения  у  детей  и  тем  самым  предотвращает  возникновение  близорукости.
 Источники:
Статья в журнале
1 Базарный В.Ф.Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся  в структурах учебного процесса.Сергиеев Посад 1995 С.23-27
2 Базарный В.Ф.Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся  в структурах учебного процесса.Сергиеев Посад 1995 С.23-27
3  Палеев Г.И.Щербаха В.С. Бондарцева Э.Н. Лещенко С.Г. Способ организации здоровьесохраняющей учебной деятельности// Валеология 1999 №1 С.9-13
4 Уфимцева Л.П.,Трубачёва Т.П. Принципы и методы здоровьеразвивающего обучения учащихся вспомогательной школы// 1995.№3 С.31-35
 
 
 
 
 

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Лариса Михайловна, отличная статья. Тема здоровья сбережения детей всегда остаётся актуальной. Описанный Вами опыт можно считать инновационным, так как вами представлены новые технологии здоровьесбережения. Особенно заинтересовали приёмы работы с Экологическим букварём. Хотелось бы увидеть, что он из себя представляет. Спасибо, что делитесь с нами опытом.
Наталья Чубаева, дата: 18.01.2020 в 12:03  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ