С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование приемов моделирования профессиональной деятельности на уроках производственного обучения по профессии мастер садово-паркового и ландшафтного строительства "
Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, Республика Хакасия, город Абакан
 

 
Использование приемов моделирования профессиональной деятельности на уроках производственного обучения по профессии мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
 

   Динамично изменяющаяся современная жизнь предъявляет образованию возрастающие требования, напрямую связанные с социализацией студентов. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед мастером, была передача студентам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления студентов в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. [1]
   С.Л. Рубинштейн сказал: «Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать». Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, мастеру производственного обучения приходится использовать новые методики. [1]
   Ткачева С.В в статье «Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе»  дает следующее определение понятию моделирование  «такое  ее отражение в содержании обучения и реальной учебной деятельности студентов, которое дает студентам правильное и полное представление о целостности профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и позволяет овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению трудовых обязанностей (профессиональных функции)». [2]
   Курзаева З. в статье «Формы и методы технологии моделирования профессиональной деятельности при проектировании уроков производственного обучения» определяет цель моделирования как подготовку профессионала - специалиста способного квалифицировано решать профессиональные задачи. Использование технологии моделирования в профессиональной деятельности направлено на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация является инструментом, обеспечивающая возможность качественно выполнять профессиональную деятельность. [3]
  Технология моделирования  включает  в себя  анализ производственных ситуации, решение  ситуационных производственных задач, деловые игры, погружение в профессиональную деятельность в разных вариантах, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение, организацию профессионально ориентированной исследовательской работы. [3]
   На основе опыта работы мастером производственного обучения по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, для формирования у обучающихся положительной мотивации и социальной значимости профессиональной деятельности, реализую   уроки производственного обучения с использованием практико-ориентированных производственных задач.  
Рассмотрим вариант использования практико-ориентированных производственных задач на примере урока по учебной практике профессионального модуля «Озеленение и благоустройство различных территорий» по теме «Технология устройства сухого ручья». Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работ. Методическая цель: организация урока производственного обучения с решением практико-ориентированных производственных задач.
   На первом этапе вводного инструктажа – мотивация, где обучающимся предлагается решить   производственную задачу: «В ландшафтный центр «Сады мечты» г. Абакана обратился за консультацией владелец частного дома. После проведения системы отопления на фасадной части дома строители установили люк для проведения ежегодных технических осмотров диметром 0,8м. Люк не эстетично смотрится на фоне газона. Рекомендуйте экономичные, не сложные в устройстве и уходе элементы озеленения, которые позволят замаскировать дефект, но в нужный  момент времени обеспечат доступ к люку. Фасадная часть дома выходит на северо-восточную сторону. Посадки деревьев и кустарников, высокорослых многолетних растений не желательны. Какие рекомендации даны сотрудниками ландшафтного центра клиенту?».
  Производственная задача на данном этапе урока является стимулом к приобретению новых профессиональных навыков – освоению технологии устройства сухого ручья.
   Пути выхода из  производственной задачи определяются в результате дискуссии, которая позволяет проанализировать рабочую ситуацию - определить рациональные элементы озеленения и оценить  возможность использования данных элементов с точки зрения условий клиента: возможность маскировки люка, минимальные затраты на устройство, несложность устройства, нетрудоемкий уход. Результат дискуссии оформляется графически, что позволяет наглядно определить рациональный элемент озеленения в данной ситуации (см. таблица №1).
Таблица №1 «Дискуссия»
элементы озеленения условия клиента
возможность
маскировки
минимальные затраты на устройство несложность устройства нетрудоемкий
уход
альпийская горка - - - +
рокарий - - - +
сухой ручей + + + +
 
   Исходя из необходимости освоения новой технологии, обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, что определяет осознанное освоение информации, а в процессе дальнейшего обучения пониманию сущности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности, проявлению устойчивого интереса к работе.
   На этапе актуализации опорных знаний, обучающиеся получают допуск к выполнению практической работы через выполнение проверочных заданий по вариантам. Бригада, не получившая теоритический допуск,   работает  согласно ходу урока. Но во время  текущего инструктажа перед самостоятельным выполнением технологии бригада получает время на взаимообучение и  повторное выполнение задания другого варианта.
   Перед демонстрацией технологии акцентируется внимание обучающихся на том, что качество и эстетичность устройства элемента озеленения зависит от правильности выполнения этапов технологии, приобретаемая компетентность обеспечит успешность на рынке труда будущего выпускника.
    Формирование  умений устройства сухого ручья отрабатывается  поэтапно:
- знакомство с организаций рабочего места, рациональным расположением инструментов и материалов необходимых для работы;
- поэтапная демонстрация выполнения технологии устройства сухого ручья, с акцентированием внимания на соблюдение техники безопасности при работе с садовыми инструментами;
- выполнение дублирующих операции бригадирами;
- рефлексия на понимание выполнения этапов работы;
- оценка выполненной работы по критериям оценочной ведомости.
      В результате отрабатывается алгоритм выполнения работы по технологической карте.
   На этапе закрепления умений по технологии устройства сухого ручья, обучающиеся решают производственные задачи на определение причины дефекта устройства сухого ручья, что способствует формированию у обучающихся критериев самоконтроля, что определяет качество выполнения технологии (см. пример1).
   Пример1: «При оценке экспертом готовой ландшафтной композиции, на поверхности просматриваются края цветочных горшков. Укажите, причину дефекта». 
    Ответ: «Глубина посадочной лунки не соответствует размеру горшка».
   На заключительном этапе вводного инструктажа обучающиеся решают производственные задачи на соблюдение   техники безопасности при работе с инструментами, что определяет скорость выполняемой технологии (см. пример2).
    Пример 2: «При выполнении посадки растений в грунт студент извлекал руками часть осыпавшейся почвы из посадочных лунок. Студент получил штрафной балл. Обоснуйте действия экспертов».
Ответ: «Согласно инструкции по технике безопасности при работе садовыми инструментами, посадку цветочных растений следует производить только при помощи посадочного инструмента».
   На этапе рефлексия обучающиеся жестом оценивают готовность к самостоятельному выполнению практического задания.
Использование на уроке системы оценок самооценка- взаимооценка- оценка эксперта формирует умение давать оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
   Использование на разных этапах занятия производственного обучения практико- ориентированных задач позволяет в течение урока максимально задействовать всех обучающихся группы и сохранять продуктивный темп и высокую познавательную активность.
   Таким образом, проведение   уроков производственного обучения с включением в содержание на различных этапах занятия производственных практико- ориентированных задач позволяет сформировать умения правильного и качественного выполнения технологии и довести уровень усвоения материала занятия обучающимися до коэффициента эффективности α2 ≥0,7.
   В течение урока отрабатываются с обучающимися формы работы, направленные на формирование общих компетенций - навыка работы в группе, умение оказывать взаимопомощь друг другу, анализировать свою деятельность
    На всех этапах занятия акцентируется значимость приобретаемых умений в будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию социальной значимости и положительной мотивации к обучению по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
   Следовательно, использование на уроках производственного обучения практико-ориентированных производственных задач,  как формы  моделирования ситуации профессиональной деятельности способствует формированию  общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
 
Список используемой литературы:
1. Материалы участников круглого стола в рамках регионального фестиваля студенческих проектов «От творческого поиска к профессиональному становлению». Волжский политехнический техникум [электронный ресурс]. Сехно С.В.  Использование инновационных технологий, направленное на формирование профессиональных и общих компетенций у студентов. - 10.11.2019г, Режим доступа: volpt.ru/wp-content/uploads/2018/06/Sbornik-materialov-2018-konferencii-ychebnih-proektov.pdf.
 2. Docplayer [электронный ресурс]. Ткачева С.В «Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе». - 10.11.2019г., Режим доступа: docplayer.ru/143692-Modelirovanie-professionalnoy-deyatelnosti-v-uchebnom-processe-tkachyova-s-v.html.
 3. Платформа для публикаций Pandia.ru [электронный ресурс]. Замина Курзаева  «Формы и  методы технологии моделирования профессиональной деятельности при проектировании уроков производственного обучения». - 12.11.2019г., Режим доступа: pandia.ru/text/81/220/12261.php.

 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ