С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Из опыта работы: "Физическая рекреация как инновационный метод в физическом воспитании дошкольников""
Автор:  Дьяур Наталья Вячеславовна
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»,
Оренбургская область, п. Красный Коммунар
 

 
Из опыта работы: "Физическая рекреация как инновационный метод в физическом воспитании дошкольников"
 
 
      Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Вопросы физической культуры и спорта включены в Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. В частности, предусматривается увеличение к 2024 году до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в том числе среди граждан старшего возраста - не менее 25 процентов), путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях.
      Некоторые задачи, поставленные президентом, для достижения цели,  должны решаться  на уровне дошкольного образования, а именно:  создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни;  модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
      Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
      Хочу представить интересную организованную форму физического воспитания - рекриацию – активный отдых. Здесь мобилизируются двигательные возможности, проявляется наивысшая активность, поддерживается очень яркий положительный  эмоциональный фон.
    Физическая рекреация – двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы.
Физическая рекреация помогает решать следующие задачи:
  1. . Формировать у детей представления о своем здоровье, средствах его укрепления и их трансформация в здоровьесберегающее поведение;
  2. . Формировать интерес к двигательной деятельности и потребность в ней;
  3. . Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка;
  4. . Формировать у родителей теоретические знания, закреплять навыки и вырабатывать потребности следовать здоровому образу жизни и быть примером для ребенка.
      Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно в основе интереса детей к физкультурной деятельности можно формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, здоровьесберегающего поведения и мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.
   Сущность рекреационной деятельности состоит во взаимосвязи с другими компонентами физической культуры; как дополнение процесса физического воспитания; возможности решения педагогических задач; освоении элементов соревновательности и соперничества; освоение элементарных знаний о физической культуре и спорте.
      Функциями рекреационной деятельности заключаются в том, что она обеспечивает потребность к здоровому образу жизни, повышает эмоциональный фон у детей в организованной деятельности.
    Действительно, быть здоровым – это труд, это регулярные физические нагрузки, это волевые усилия, упорная работа над собой. Но уникальность детского организма заключается в том, что он способен включить воображение, создать  в мыслях, конечно с помощью взрослого, образ либо ситуацию, которая помогает ему не думать о всех выше перечисленных трудностях. Задача педагога завлечь, повысить мотивацию детей, вызвать в нем интерес к двигательной активности.
    Проблема формирования интереса к физической культуре нашла отражение в работах многих ученых и педагогов. Результаты научных исследований В.К.Бальсевича подтверждают, что интерес к занятиям физическими упражнениями у дошкольников в первую очередь обусловлен эмоциональными факторами. Ребенка привлекает, с одной стороны, просто игра, а с другой – сиюминутное достижение цели, победа, осознание собственного роста (сегодня сделал то, чего не делал вчера). З.И. Нестерова в работе «Воспитание интереса к спорту у детей 6-7 лет» отмечает, что интересы дошкольников в основном ситуативные. Они возникают в самом процессе деятельности и угасают с ее прекращением, т.е. порождаются самой деятельностью. 
      Одним из методов повышения мотивации в двигательной активности является игротренинг.  Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий, перевоплощаются в какой либо образ, что повышает их интерес к игре. Как следствие, мотивация к выполнению заданий на таких занятиях очень высока, что помогает даже самым неактивным детям не оставаться в стороне. Какие - же игротренинги уместно использовать на занятиях по физической культуре в ДОУ? Это: «Двигательные сказки», «Пальчиковые игры», «Ментальные игры» кинезитические сюжетные упражнения в стихотворной форме,  «Театр в руке» с использованием -  животных носочек, «Сюжетные подвижные игры», «Веселая гимнастика» комплексы общеразвивающих упражнений с использованием сюжетов, в стихотворной форме.
      Всем известно, что отдых – это смена деятельности. Восстановление сил может происходить на занятии по физической культуре, если включить в его составляющую часть  игротренинг. Она нацелена на повышение интереса к образовательной деятельности, приобретение опыта, развитие физических качеств детей, притом происходит психологическая разгрузка.
   В заключительной части занятия, вместо релаксации можно почитать (а лучше включить приготовленную заранее аудио) сказу, спортивной тематики и затем обсудить ее. Это будет намного лучше поучительных наставлений.
      Но все же,  главный компонент рекреации принадлежит досуговой деятельности.
Досуги строятся на уже полученном, на занятиях, опыте, как бы «закрепление пройденного», демонстрация умений. Дети получают радость от  умения управлять своими движениями, радость от движения.
     Досуги проводятся ежемесячно  с каждой группой детей в физкультурном зале, либо на  улице, если позволяют погодные условия. Здесь развивается интерес к подвижным играм, закрепление знаний их содержания, желания играть и самостоятельно проводить игры (умение объяснять содержание и договариваться о выполнении ролей, ориентироваться в пространстве, решать спорные ситуации, соблюдать договоренности и права, уметь достойно проигрывать).
      Необходимо организовывать совместную досуговую деятельность, с родителями и их детьми, где  решается проблема дефицита общения. При этом родители учатся общаться со своим ребенком без наставлений, без давления сверху, а в игровой форме. Их совместное творчество реализуется, как в подготовке к празднику, так и в его проведении. Родители вместе с детьми могут украшать спортивный зал, изготавливать атрибуты, разрабатывать сценарии.
       Открытость дошкольного учреждения позволяет родителям иметь возможность в удобное для них время прийти в спортивный зал, понаблюдать, чем занят ребенок, и  вместе с ним потренироваться, поиграть. При этом они не обязаны ставить в известность инструктора о своем посещении.
      Активный отдых, спортивные праздники способствуют воспитанию как у детей, так и у взрослых потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, создают условия для положительного эмоционального контакта детей с родителями.
      Итак,  рекреация (активный отдых) – это досуги, праздники, игротренинги, сказкотерапия, подвижные игры, спортивные игры на воздухе, физические упражнения, где дети получают яркие эмоциональные впечатления. Здесь решается целый комплекс задач: повышается эмоциональный настрой детей, воспитывается стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой, повышается физическая работоспособность, развиваются физические качества, совершенствуются основные виды движений, развиваются коммуникативные навыки.
      В результате такой модели работы с детьми, отслеживается ее эффективность, а именно, динамика формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников. У детей формируется потребность в двигательной активности, совершенствуются физические качества личности, дети  демонстрируют накопленный  богатый двигательный опыт и появляется стойкий  интерес к физкультуре,  вырабатывается  потребность следовать здоровому образу жизни.
 
Литература:
1.Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теор. И практ. Физ. Культ. 1990.,№1. – с. 22 – 25.
2. Нестерова // Дошкольное воспитание. – 1986 – № 2 – C. 34-37.
3.МикляеваН.В. Физическое развитие дошкольников. Ч 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с. – (Конструктор образовательной программы).
 
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Вячеславовна. В вашей статье отображено главное и необходимое требование нашей работы- укрепление здоровья и повышение двигательной активности детей. У вас очень интересные находки использования пространства в помещении детского сада и место в режиме дня для активного отдыха, самостоятельных игр и упражнений, опыт имеет практическое значение. Спасибо.
Ирина Алексеева, дата: 10.07.2020 в 19:47  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ