
Статья "Дистанционное обучение: возможные пути организации образовательного процесса в школе (из опыта работы МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска)"
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21,
Сахалинская область,
г. Южно-Сахалинска
Корректировка ООП НОО и учебного плана была проведена по нескольким «направлениям».
1. В части организации образовательного процесса в соответствии с годовым календарным графиком и режимом обучения: в связи с тем, что в период с 6 апреля 2020 г., все образовательные учреждения перешли в рабочий режим дистанционного обучения до особого распоряжения, в годовом календарном учебном графике школы увеличилось количество выходных и каникулярных дней. Продолжительность урока сократилась до 30 минут, из которых на работу с гаджетами отводилось 15 минут.
2. В части организации и содержания оценочных процедур: система контроля стала носить систематический характер, и строилась н основе оперативной и отсроченной обратной связи. Важным стала недопустимость выставления учащимся отметки «два».
3. В части реализации учебного плана начального общего образования, в части корректировки содержания рабочих программ: указывалась организация с апреля 2020г. обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; предусматривались меры по корректировке учебных программ через укрупнение дидактических единиц, сокращение часов на проверочные работы и оптимизации домашнего задания.
4. В части информационно-методических условий реализации ООП НОО: был определен перечень Интернет-ресурсов для организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5. В части сроков и форм поведения промежуточной аттестации: чтобы избежать перегрузки учащихся предусматривалась возможность изменения форм промежуточной аттестации, в том числе возможность проведения промежуточной аттестации дистанционно.
Организация дистанционного обучения со стороны классных руководителей включал в себя:
Обучение и деятельность учителей предусматривала:
Любой процесс подразумевает контроль. Возникла необходимость введения единой формы мониторинга. Были определены направления мониторинга:
1. Предоставление инструкции для родителей об организации дистанционного обучения и алгоритме действий, скриншот ознакомления (единожды, в начале организации дистанционного обучения).
2. Предоставление сжатого предметного плана с указанием формы дистанционного обучения, средств, приемов, образовательных платформ обязательных для прохождения по каждой форме (офлайн и пакетное решение, единожды, в начале организации дистанционного обучения).
3. Способ и подтверждение ежедневного отслеживания учащихся, начавших дистанционный урок (скриншоты, еженедельно).
4. Способ обратной связи с учениками и родителями (скриншоты, еженедельно).
5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся:
- использование образовательных ресурсов (скриншоты, еженедельно),
- контроль выполнения домашних заданий (скриншоты, еженедельно),
- 2 – 3 скриншота работ учащихся с наличием комментария и отметки учителя.
6. Технологическая карта урока (по каждому из форматов, еженедельно)
Приведу пример по некоторым из направлений мониторинга.
Подобная организация образовательного процесса в школе позволила достигнуть хороших результатов. Но, несмотря на положительную сторону, следует отметить большой «минус» дистанционного обучения при любой организации – это увеличение нагрузки на учителя.
Источник:
Сайт МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. Раздел «Образование» – 12.07.2020год, Режим доступа: http://sakhschool21.ru/index/obrazovanie/0-52
заместитель директора,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21,
Сахалинская область,
г. Южно-Сахалинска
Дистанционное обучение:
возможные пути организации образовательного процесса в школе
(из опыта работы МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска)
возможные пути организации образовательного процесса в школе
(из опыта работы МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска)
Этой весной мы все столкнулись с непростой задачей, решать которую нужно было быстро и профессионально. Массовой организации дистанционного обучения в школе, и уж тем более организации быстрого перехода на него, не ждал никто. Но это случилось. С апреля все школы начали работать в непривычном формате.
Школам нужно было оперативно решать ряд задач и отвечать на вопросы, которые возникали один за другим. И главным был: как правильно организовать дистанционное обучение, чтобы было комфортно всем участникам образовательного процесса.
Я расскажу вам, как было организовано дистанционное обучение в МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска.
Первостепенной задачей стало определение функциональных обязанностей каждого участника образовательного процесса. Мы распределили их следующим образом:
- директор – принятие локальных актов, связанных с организацией дистанционного обучения и обеспечением технических возможностей;
- заместитель директора – корректировка учебного плана в части разработки образовательных программ для реализации в новом формате и составлении расписания с учетом требований СанПиНа, а также мониторинг дистанционного обучения;
- классный руководитель – организация обучения в дистанционном режиме в закрепленном классе, а именно: получение согласий на дистанционное обучение от родителей (законных представителей) и информирование обучающихся и их родителей;
- учитель – обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: разработка рабочей программы, подготовка учебного материала, контроль знаний.
В образовательном учреждении были приняты следующие локальные акты:
Школам нужно было оперативно решать ряд задач и отвечать на вопросы, которые возникали один за другим. И главным был: как правильно организовать дистанционное обучение, чтобы было комфортно всем участникам образовательного процесса.
Я расскажу вам, как было организовано дистанционное обучение в МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска.
Первостепенной задачей стало определение функциональных обязанностей каждого участника образовательного процесса. Мы распределили их следующим образом:
- директор – принятие локальных актов, связанных с организацией дистанционного обучения и обеспечением технических возможностей;
- заместитель директора – корректировка учебного плана в части разработки образовательных программ для реализации в новом формате и составлении расписания с учетом требований СанПиНа, а также мониторинг дистанционного обучения;
- классный руководитель – организация обучения в дистанционном режиме в закрепленном классе, а именно: получение согласий на дистанционное обучение от родителей (законных представителей) и информирование обучающихся и их родителей;
- учитель – обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: разработка рабочей программы, подготовка учебного материала, контроль знаний.
В образовательном учреждении были приняты следующие локальные акты:
- Приказ «О временном переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска в период особого режима функционирования»
- Порядок организации учебного процесса
- Приказ «О корректировке ООП НОО и изменении учебного плана»
- Приказ «Об утверждении формы мониторинга дистанционного обучения»
Корректировка ООП НОО и учебного плана была проведена по нескольким «направлениям».
1. В части организации образовательного процесса в соответствии с годовым календарным графиком и режимом обучения: в связи с тем, что в период с 6 апреля 2020 г., все образовательные учреждения перешли в рабочий режим дистанционного обучения до особого распоряжения, в годовом календарном учебном графике школы увеличилось количество выходных и каникулярных дней. Продолжительность урока сократилась до 30 минут, из которых на работу с гаджетами отводилось 15 минут.
2. В части организации и содержания оценочных процедур: система контроля стала носить систематический характер, и строилась н основе оперативной и отсроченной обратной связи. Важным стала недопустимость выставления учащимся отметки «два».
3. В части реализации учебного плана начального общего образования, в части корректировки содержания рабочих программ: указывалась организация с апреля 2020г. обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; предусматривались меры по корректировке учебных программ через укрупнение дидактических единиц, сокращение часов на проверочные работы и оптимизации домашнего задания.
4. В части информационно-методических условий реализации ООП НОО: был определен перечень Интернет-ресурсов для организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5. В части сроков и форм поведения промежуточной аттестации: чтобы избежать перегрузки учащихся предусматривалась возможность изменения форм промежуточной аттестации, в том числе возможность проведения промежуточной аттестации дистанционно.
Организация дистанционного обучения со стороны классных руководителей включал в себя:
- получение согласий родителей (законных представителей).
- сбор заявлений о выборе формы дистанционного обучения (офлайн, «пакетное решение»).
- информирование обучающихся и их родителей (АИС «Сетевой город. Образование», электронная почта, мессенджеры, телефон).
- ежедневный мониторинг присутствующих на занятиях учащихся (с отчетом заместителю директора).
Обучение и деятельность учителей предусматривала:
- составление листа корректировки рабочей программы учебного предмета, в которой необходимо было прописать особенности форм уроков в дистанционный период, перечень используемых образовательных ресурсов, изменение форм проведения промежуточной аттестации (при необходимости).
- организация продолжительности урока в пределах 30 минут, из которых непрерывная длительность работы с использованием гаджета, – 15 минут;
- определение оптимального количества занятий с использованием гаджетов (онлайн);
- составление электронных кейсов (отправка с использованием АИС СГ «Образование», электронной почты, мессенджера WhatsApp, телефонной связи);
Любой процесс подразумевает контроль. Возникла необходимость введения единой формы мониторинга. Были определены направления мониторинга:
1. Предоставление инструкции для родителей об организации дистанционного обучения и алгоритме действий, скриншот ознакомления (единожды, в начале организации дистанционного обучения).
2. Предоставление сжатого предметного плана с указанием формы дистанционного обучения, средств, приемов, образовательных платформ обязательных для прохождения по каждой форме (офлайн и пакетное решение, единожды, в начале организации дистанционного обучения).
3. Способ и подтверждение ежедневного отслеживания учащихся, начавших дистанционный урок (скриншоты, еженедельно).
4. Способ обратной связи с учениками и родителями (скриншоты, еженедельно).
5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся:
- использование образовательных ресурсов (скриншоты, еженедельно),
- контроль выполнения домашних заданий (скриншоты, еженедельно),
- 2 – 3 скриншота работ учащихся с наличием комментария и отметки учителя.
6. Технологическая карта урока (по каждому из форматов, еженедельно)
Приведу пример по некоторым из направлений мониторинга.
Способ и подтверждение отслеживания присутствующих на занятиях
Офлайн | Пакетное решение |
Приветствую учащихся в детской группе WhatsApp «Дистанционное обучение», тем самым сообщаю о начале уроков. Проводим организационный момент и подготовку к урокам. Отправляю аудиозаписи уроков и необходимый материал в виде памяток и фотографий. Ребята в группе сообщают о том, что приступили к обучению. Также просматриваю, кто из ребят прочитал отправленное в группу сообщение, а кто нет. |
Родители ребенка утром забирают пакет с материалами для уроков и пишут мне личное сообщение о том, что задания забрали. |
Способ обратной связи с учениками и родителями
Офлайн | Пакетное решение |
с родителями | |
АИС СГ «Образование». Электронная почта. Рассылка сообщений в закрытую родительскую группу WhatsApp (сообщения в одностороннем порядке, не предусматривают ответы родителей). Просмотр данных, о том, кто прочитал сообщение. Дублирование информации в личные сообщения в WhatsApp, просмотр сведений о том, кто прочитал сообщение. Звонок по телефону тем, кто не прочитал сообщение. Проведение мини родительских собраний на платформе Zoom. Консультации по телефону и посредством WhatsApp. |
АИС СГ «Образование». Электронная почта. Рассылка сообщений в закрытую родительскую группу WhatsApp (сообщения в одностороннем порядке, не предусматривают ответы родителей). Просмотр данных, о том, кто прочитал сообщение. Дублирование информации в личные сообщения в WhatsApp, просмотр сведений о том, кто прочитал сообщение. Звонок по телефону тем, кто не прочитал сообщение. Ежедневное предоставление заданий и проверка работ, выставление отметок с комментирование выполненных работ, при необходимости написание комментариев и рекомендаций к работам. Консультации по телефону по запросу родителей. |
с учениками | |
Рассылка сообщений в детскую группу WhatsApp «Дистанционное обучение. Просмотр данных, о том, кто прочитал сообщение. Личные сообщения в WhatsApp, видео и аудио звонки. Звонки по телефону. Консультации по телефону и посредством WhatsApp. Платформа Zoom. |
Ежедневное предоставление заданий и проверка работ, выставление отметок с комментирование выполненных работ, при необходимости написание комментариев и рекомендаций к работам. Консультации по телефону по запросу учеников. |
Подобная организация образовательного процесса в школе позволила достигнуть хороших результатов. Но, несмотря на положительную сторону, следует отметить большой «минус» дистанционного обучения при любой организации – это увеличение нагрузки на учителя.
Источник:
Сайт МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. Раздел «Образование» – 12.07.2020год, Режим доступа: http://sakhschool21.ru/index/obrazovanie/0-52
Другие статьи
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Профессиональный классный руководитель в современной школе
- Социальное партнерство в экологическом образовании младших школьников
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Творчество П.П.Бажова – история, красота, гордость Урала и России
- В начале было Слово...
- Секреты оформления школьного издания
- О возможности применения «облачных» технологий в образовании
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии

#1 Юлия Юрьевна, статья очень своевременна, мне как учителю и завучу пригодится Ваш опыт работы, много что уже взяла для себя!!! Появились свои идеи, дистанционное обучение будет возвращаться к нам ещё не раз!
Светлана Трушина, дата: 12.07.2020 в 16:32

#2 Юлия Юрьевна, в Вашей статье представлен опыт работы в школе по организации дистанционного обучения школьников. Действительно, весной всем нам приходилось нелегко при организации обучения. Оказывается, очень много подходов к обучению в дистанционном формате. Спасибо Вам за Вашу актуальную статью. Находки по способам обучения у Вас очень интересные. Думаю, что будут востребованы педагогическим сообществом.
Татьяна Медведева, дата: 12.07.2020 в 20:58

#3 Юлия Юрьевна, спасибо за статью. Вами представлен опыт, который будет актуальным уже всегда. Вы представили целую систему по организации дистанционного обучения. Слаженная система- залог результативности. У вас это не отнять. Нагрузка возложенная на учителей, действительно, огромная. Надо подстроиться под каждого ученика, разложить ему всё по полочкам, выслушать претензии родителей, что это они работали с чадом, а не учитель - это очень тяжело эмоционально. А сколько здоровья ушло, сколько нервов... Просто слов нет. Учителя всегда на страже порядка... И днём и ночью. Работает не желая себя во имя идеи, во имя образования. Вот только бы оценило наше правительство ещё. А то всё медиков хвалят... Ах какие молодцы.Да уж нет, учителя - уже герои. Прошли все муки ада...
Наталья Чубаева, дата: 12.07.2020 в 22:47

#4 Юлия Юрьевна, ваша статья востребована, так как дистанционное образование - новая форма обучения. Вами подробно представлены все этапы организации и проведения такого формата обучения. Проделана огромная, кропотливая работа, которая показывает профессионализм, трудолюбие, и конечно, вызывает уважение. В Забайкальском крае уже давно создан сайт "Система дистанционного обучения Забайкальского края LMS Moodle", в этом году и курсы повышения квалификации проходили в дистанционном режиме. Непривычно, но интересно и содержательно. Спасибо вам за статью.
Галина Борискина , дата: 13.07.2020 в 5:38

#5 Уважаемые коллеги, большое спасибо за внимание к статье и высокую оценку опыта работы по организации дистанционного обучения! Всем пришлось нелегко. Обучая ребят, мы сами осваивали новые методы и приемы. Все учителя Сахалинской области прошли дистанционные курсы по теме "Обучение с применением ЭО И ДОТ: организационные, психолого-педагогические, технологические аспекты". В рамках курсовой подготовки осваивали платформу Moodle, создавали на ней свои курсы. Кроме того, пришлось пройти курсы по информационной безопасности в сети Интернет и по профилактике респираторных заболеваний. Эти два месяца были как школа выживания для всех: и учителей, и учеников, и родителей.
Юлия Пасынок, дата: 14.07.2020 в 3:19

#6 Коллеги, чтобы не быть голословной, оформила блог "Дистанционное обучение: как это было". Вы сможете увидеть организацию дистанционного обучения уже на практике.
Юлия Пасынок, дата: 15.07.2020 в 12:42

#7 Опыт, полученный педагогами во врем дистанционного обучения,оказался очень полезен и в настоящее время. Удалось разнообразить формы работы и внести новизну в образовательный процесс.
Юлия Пасынок, дата: 09.02.2021 в 14:06

#8 Опыт работы помог в этом году безболезненно организовать переход на дистанционное обучение во время отмены занятий из-за обрушившегося на область циклона. Успешно поработали три дня дистанционно.
Юлия Пасынок, дата: 21.02.2021 в 3:46
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.