Статья "Статья на тему: «Использование технологии коллективного взаимного обучения на уроках истории и обществознания»"
Надежда Чуева
09.09.2020
2118
3
Метапредметный подход в обучении
Автор: Чуева Надежда Сергеевна
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа с.Знаменка"
Нерчинский район, Забайкальский край
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа с.Знаменка"
Нерчинский район, Забайкальский край
«Использование технологии коллективного взаимного обучения на
уроках истории и обществознания»
уроках истории и обществознания»
В методической копилке каждого учителя есть много способов, методов и технологий для разнообразия своей деятельности. Но не секрет, что нынешнее поколение детей уже гораздо сложнее заинтересовать, увлечь. Поэтому все мы- педагоги находимся в постоянном поиске новых способов, которые помогут нам, не только научить ребенка, но и постараться объяснить значимость умения учиться самому.
Впервые с технологией коллективного взаимного обучения, о котором хочу рассказать, я познакомилась, когда участвовала в школьном конкурсе открытых уроков молодых специалистов в 2012 году. На тот момент времени, материала по данной теме было немного . Но для победы в конкурсе необходимо было владеть современными технологиями и я решила попробовать. К счастью, она оказалась универсальной и ее можно было применить практически на любом уроке - при изучении нового материала, расширении знаний по теме, при повторении.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте , где прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
У истоков создания технологии стоял- Ривин Александр Григорьевич (1878-1944) – русский педагог, изобретатель особой формы диалогического общения людей в парах сменного состава, при которой происходит усиление интеллектуальной мощи участников, и развиваются навыки содержательного общения.
Он разработал модель самостоятельной творческой коллективной и в то же время глубоко индивидуализированной работы учащихся с информацией. Важной его заслугой явилось изобретение метода сочетательного диалога( содиалога) и построение на его основе обучающей гуманистической системы образования.
КВО создаёт наиболее благоприятные условия для развития у учеников таких качеств, как общение и речь, что является основой коммуникативной компетентности, а знания, полученные в результате совместной деятельности по какой-либо проблематике, глубже осваиваются и затем легче переносятся в ситуации реальной жизни. В учебных сообществах, создаваемых Ривиным и его учениками, каждый обучает всех, и все обучают каждого, происходит коллективное взаимное обучение (КВО), отличающееся от учебного процесса школ ВО ХIХ века. Это отличие состоит в большей свободе учеников, в разнообразии форм кооперации при обучении, в большем проявлении самоорганизации, в качественном изменении самих учащихся, а именно – в усилении их «интеллектуальной мощи», в приобретении ими возможности более качественно и быстро получать, обрабатывать и передавать информацию, налаживать коммуникационные связи на уровне диалогического общения.
Согласно методике Ривина, работу я провожу по следующему плану: одновременно в классе изучается несколько разных вопросов. Школьники имеют свою отдельную тему, которую они прорабатывают по очереди с товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя)
Объём текста для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);
С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данного текста так, чтобы уметь его рассказать, ответить на все вопросы;Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Для организации работы я использую подготовленный учебный материал (в виде карточек, схем, таблиц и пр.), которые получает каждая пара , или они записываются на доске . изучив свой текст, учащиеся выполняют практическую работу. Это могут быть задания, часто используемые при работе с текстом: составьте схему, ответьте на вопросы, заполните таблицу, составьте план, исправьте текст ( найди ошибку). Далее один из пары меняется с другим участником пары, где один уже выступает в роли обучающего и проверяющего. За один урок можно разобрать несколько вопросов. Удобнее использовать данную технологию, где на изучение материала отводится 2 часа. Проверка усвоения материала хорошо просматривается на 2 уроке , где можно использовать нетрадиционные задания.
Для слабых ребят или школьников, занимающихся по адаптированным программам, для создания ситуации успеха, можно использовать задания- дорисуй, раскрась.
При коллективном взаимном обучении, обязательными становятся такие виды учебной деятельности –совместное изучение, обсуждение (где каждый ребенок имеет право высказать свое мнение) и выполнение заданий на маршрутном листе. Участники работают друг с другом в паре, состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
При такой форме организации учебного занятия, преподаватель перестает играть роль источника знаний: он здесь играет роль консультанта, дающего справку, разъясняющего карточку и т. д.
Эта технология может быть использована как для начальной школы, так и для старшей. Такая организация работы подходит для подготовки учащихся к сдаче экзаменов, так как иногда ученик может не спросить учителя, если ему что-то не понятно, а к однокласснику обращается без стеснения. Мой опыт работы показывает, что коллективная форма обучения является эффективной по результатам и помогает развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Технология коллективного взаимообучения позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения, необходимые при современном ритме жизни, именно они помогают быстро перестраиваться вместе с меняющимися потребностями общества.
Другие статьи
- Портфолио как форма мониторинга развития личности учителя, учащегося, форма оценки образовательного учреждения
- Стандарт профессиональной деятельности учителя
- Наглядность как дидактический принцип обучения детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Особенности моделирования современного урока литературного чтения в технологии деятельностного метода
- Математическая поэзия
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Интернет – это хорошо или всё таки плохо
- Модель киновоспитания подростков на примере создания Межрегионального кинофестиваля «И сказала Кроха»
- Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
- Возродим ли детское кино в эпоху Интернета
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Надежда Сергеевна!Ваша технология исключительно полезна для обучения на таких уроках, как история, обществознание, в совместной работе возникает много вопросов и ответов на них, аргументированность ответов, умение слышать и слушать, иметь свою точку зрения. Спасибо за имя педагога Ривина Александра Григорьевича.
Ирина Алексеева, дата: 14.09.2020 в 11:31
#2 Здравствуйте! Очень рада, что материал оказался полезен.
Надежда Чуева , дата: 14.09.2020 в 11:46
#3 Надежда Сергеевна, отлично очень, что в своей статье Вы делитесь опытом применения на своих уроках истории и обществознания технологии коллективного взаимного обучения. Эти технологии применимы и для других предметов, значит, Ваш материал, несомненно будет востребован и педагогами других предметных областей.
Татьяна Медведева, дата: 04.10.2020 в 13:34
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.