Статья "Междисциплинарные связи теоретического и производственного обучения в образовательном процессе"
Мария Черкашина
05.10.2020
2270
0
ФГОС
Автор: Черкашина Мария Валерьевна,
преподаватель специальности 43.02.13
"Парикмахерское искусство"
высшей квалификационной категории,
ГБПОУ РХ "ХКПТЭС",
Республика Хакасия, г Абакан
преподаватель специальности 43.02.13
"Парикмахерское искусство"
высшей квалификационной категории,
ГБПОУ РХ "ХКПТЭС",
Республика Хакасия, г Абакан
Междисциплинарные связи теоретического и
производственного обучения в образовательном процессе
производственного обучения в образовательном процессе
Введение в стране государственного образовательного стандарта потребовало от учебных учреждений кардинально нового подхода к составлению учебных планов и программ. И здесь свою решающую роль должны внести междисциплинарные связи. Как отмечает В.Н. Федорова, междисциплинарные связи представляют собой «отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (2, с.28). Интеграция закрепляет не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. Педагоги, психологи обосновали выбор о том, что междисциплинарные связи – одно из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, связи ее с окружающей действительностью, совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у студентов[1][1]. Это способствует и системному познанию окружающего мира (1.с 44-46). Междисциплинарные связи дают студентам широкий простор фантазии в изучении спец. предмета, производства в целом, позволяют раздвинуть рамки познания и взаимного проникновения отдельных учебных дисциплин друг в друга. Преемственность в обучении, расширение области применения приобретенных профессиональных знаний, устранения ненужного дублирования учебного материала – все это будет способствовать подготовке специалиста высокой квалификации, способного умело применять полученные знания на производстве. Достижения науки в педагогике профтехобразования позволяют рассматривать междисциплинарные связи на основе органического единства общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста.
В Хакасском колледже профессиональных технологий экономики и сервиса есть все возможности для успешного внедрения в учебный процесс междисциплинарных связей между теоретическим и производственным обучением.
Во-первых, кропотливая, тщательная работа по взаимодействию теоретического и производственного обучения поможет решить одну из главных задач образовательного процесса - найти и применить на практике наиболее эффективные пути и методы получения студентами прочных знаний, качественных и устойчивых навыков по своей специальности и рабочей профессии. И здесь неоценима роль междисциплинарных связей.
Во-вторых, установление междисциплинарных связей осуществляется на стадии составления учебных планов. И здесь все преподаватели должны работать вместе, в одном направлении, в одной связке. В колледже проводится большая работа по разработке и ежегодной корректировке учебных планов и программ, методического материала, то есть осуществляется постоянный поиск оптимальных взаимосвязей всех видов обучения. С учетом составленных учебных планов в колледже был создан кабинет – лаборатория, где студенты закрепляют полученные теоретические знания на профессиональных муляжах. Это позволяет студентам расширять область применения теоретических знаний, способствует приобретению более глубоких теоретических и специальных профессиональных умений; дает возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, экономить учебное время на обучение материала специальной дисциплины, уменьшается нагрузка на студента.
В-третьих, важным условием целостной подготовки студентов во взаимосвяз. и теории и практики для любой специальности становятся конкурсы профессионального мастерства. Участие в городских, республиканских, региональных, международных конкурсах парикмахеров - отличный урок для студентов.
В колледже на уроках теоретического обучения по предмету «Технология парикмахерских работ» преподаватели стараются избегать дублирования учебного материала. По окончании изучения теории студенты переходят на производственное обучение, где теоретические знания по предметам МДК 04.01 "Технология выполнения типовых парикмахерских услуг", МДК 02.02 "Моделирование причёсок различного назначения с учётом актуальных тенденций моды", ОП 07 "Материаловедение", ОП 06 "Основы анатомии и физиологии кожи и волос" применяют на производственной практике. Данная взаимосвязь предметов позволяет сократить время на изучение повторяющихся тем. И здесь преподаватель и мастер производственного обучения определяют оптимальные пути реализации межпредметных связей, которые обеспечивают оптимизацию учебного процесса, дают студентам целостное представление о сфере бытового обслуживания на практике.
В-четвертых, колледж – специфическое учебное заведение, готовящее специалистов для сферы обслуживания людей, их запросов на индивидуальную красоту. И задача наших педагогов – «вооружить» своих студентов знаниями современном производстве, технике и технологии создания модной прически. Это главное содержание спец. дисциплины и междисциплинарные связи, особенно в педагогике – одно из важных психолого – педагогических условий повышения научности и доступности обучения, связи ее с окружающей действительностью, активизирует познавательную деятельность и совершенствует процесс формирования знаний, умений и навыков студентов.
Изучение предмета по специальности, а именно изучение технологии выполнения модной прически, можно рассматривать с различных межпредметных и внутри дисциплинарных связей. Речь идет о различном подходе к одному и тому же предмету – прическе. Преподаватель, как педагог – должен студентам, что парикмахер – это и мастер, и художник, и психолог - в одном лице. У мастера – модельера должна быть фантазия без границ: необходимо постоянно быть в поиске нового образа, постоянно экспериментировать, создавать мыслимые и немыслимые формы причесок. Надо развивать в себе творческое начало. Прическа должна отражать духовное состояние, раскрывать характер человека, подчеркивать индивидуальность каждой личности. И чтобы угадать желания каждого клиента, парикмахеру требуется внутренняя творческая свобода. Красота, как и истина, должна быть неподдельной.
В-пятых, конечно же, не менее важными условиями эффективной подготовки студентов – специалистов является морально – психологический климат в колледже, межличностные отношения педагогов и студентов. На протяжении всего срока обучения преподаватели постоянно оказывают поддержку всем студентам. Введена система наставничества, и не только «преподаватель-студент», но и «студент-студент». Осуществляется данная работа в рамках проведения мастер – класса студент колледжа Подсытник Филлип в течении 4 курса проводил мастер-классы по теме «Искусство работы Барбера». Главная цель проведения мастер-класса - это самостоятельная работа, личное совершенствование, приобретение полезных профессиональных умений и навыков, а также творческий анализ идей с последующей их апробацией.
В Хакасском колледже профессиональных технологий экономики и сервиса есть все возможности для успешного внедрения в учебный процесс междисциплинарных связей между теоретическим и производственным обучением.
Во-первых, кропотливая, тщательная работа по взаимодействию теоретического и производственного обучения поможет решить одну из главных задач образовательного процесса - найти и применить на практике наиболее эффективные пути и методы получения студентами прочных знаний, качественных и устойчивых навыков по своей специальности и рабочей профессии. И здесь неоценима роль междисциплинарных связей.
Во-вторых, установление междисциплинарных связей осуществляется на стадии составления учебных планов. И здесь все преподаватели должны работать вместе, в одном направлении, в одной связке. В колледже проводится большая работа по разработке и ежегодной корректировке учебных планов и программ, методического материала, то есть осуществляется постоянный поиск оптимальных взаимосвязей всех видов обучения. С учетом составленных учебных планов в колледже был создан кабинет – лаборатория, где студенты закрепляют полученные теоретические знания на профессиональных муляжах. Это позволяет студентам расширять область применения теоретических знаний, способствует приобретению более глубоких теоретических и специальных профессиональных умений; дает возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, экономить учебное время на обучение материала специальной дисциплины, уменьшается нагрузка на студента.
В-третьих, важным условием целостной подготовки студентов во взаимосвяз. и теории и практики для любой специальности становятся конкурсы профессионального мастерства. Участие в городских, республиканских, региональных, международных конкурсах парикмахеров - отличный урок для студентов.
В колледже на уроках теоретического обучения по предмету «Технология парикмахерских работ» преподаватели стараются избегать дублирования учебного материала. По окончании изучения теории студенты переходят на производственное обучение, где теоретические знания по предметам МДК 04.01 "Технология выполнения типовых парикмахерских услуг", МДК 02.02 "Моделирование причёсок различного назначения с учётом актуальных тенденций моды", ОП 07 "Материаловедение", ОП 06 "Основы анатомии и физиологии кожи и волос" применяют на производственной практике. Данная взаимосвязь предметов позволяет сократить время на изучение повторяющихся тем. И здесь преподаватель и мастер производственного обучения определяют оптимальные пути реализации межпредметных связей, которые обеспечивают оптимизацию учебного процесса, дают студентам целостное представление о сфере бытового обслуживания на практике.
В-четвертых, колледж – специфическое учебное заведение, готовящее специалистов для сферы обслуживания людей, их запросов на индивидуальную красоту. И задача наших педагогов – «вооружить» своих студентов знаниями современном производстве, технике и технологии создания модной прически. Это главное содержание спец. дисциплины и междисциплинарные связи, особенно в педагогике – одно из важных психолого – педагогических условий повышения научности и доступности обучения, связи ее с окружающей действительностью, активизирует познавательную деятельность и совершенствует процесс формирования знаний, умений и навыков студентов.
Изучение предмета по специальности, а именно изучение технологии выполнения модной прически, можно рассматривать с различных межпредметных и внутри дисциплинарных связей. Речь идет о различном подходе к одному и тому же предмету – прическе. Преподаватель, как педагог – должен студентам, что парикмахер – это и мастер, и художник, и психолог - в одном лице. У мастера – модельера должна быть фантазия без границ: необходимо постоянно быть в поиске нового образа, постоянно экспериментировать, создавать мыслимые и немыслимые формы причесок. Надо развивать в себе творческое начало. Прическа должна отражать духовное состояние, раскрывать характер человека, подчеркивать индивидуальность каждой личности. И чтобы угадать желания каждого клиента, парикмахеру требуется внутренняя творческая свобода. Красота, как и истина, должна быть неподдельной.
В-пятых, конечно же, не менее важными условиями эффективной подготовки студентов – специалистов является морально – психологический климат в колледже, межличностные отношения педагогов и студентов. На протяжении всего срока обучения преподаватели постоянно оказывают поддержку всем студентам. Введена система наставничества, и не только «преподаватель-студент», но и «студент-студент». Осуществляется данная работа в рамках проведения мастер – класса студент колледжа Подсытник Филлип в течении 4 курса проводил мастер-классы по теме «Искусство работы Барбера». Главная цель проведения мастер-класса - это самостоятельная работа, личное совершенствование, приобретение полезных профессиональных умений и навыков, а также творческий анализ идей с последующей их апробацией.
Таким образом, междисциплинарные связи теоретического и производственного обучения в образовательном процессе играют важную роль в успешном проведении демонстрационного экзамена и подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.
Литература:
{C}[1]{C}[1] Иванов, В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / В.Г. Иванов, Т.А. Иванова // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 12. – С. 44 - 46
2 В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин ; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1972. - С.152
Другие статьи
- Об информационной культуре
- Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
- Организация работы с одаренными детьми в контексте повышения качества образования в школе: особенности, формы и методы
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- Спортивные сказки для детей старшего дошкольного возраста
- Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС (из опыта работы)
- Эссе «Моё призвание – быть учителем»
- Заочный этап районного конкурса "Учитель года". Эссе "Учителем рождаются или учителем становятся?"
- Организация экскурсионной деятельности в начальной школе в группе продлённого дня
- «Проба пера» или азбука творчества
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.